МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей ЕНЦ
руководитель МО ЕНЦ
Зам. директора по учебной работе ГБОУ
СО КШИ "Екатеринбургский
кадетский корпус"
Директор ГБОУ СО КШИ
"Екатеринбургский
кадетский корпус"
______________ Немтинова И.Д.
______________Видергольд Н.Н.
______________ Удинцев И.Н.
Протокол № 1 от «29» 08. 2024г.
Приказ №09/у от «02» 09. 2024г.
Приказ №09/у от «02» 09. 2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Культура безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 5-7 классов
Составитель:
Бариева Г.М., учитель ОБЖ
Екатеринбург, 2024 г.
Содержание
Пояснительная записка ..........................................................................................................................................................................................................................3
Раздел I. Содержание учебного предмета «Культура безопасности жизнедеятельности» ............................................................................................................5
Раздел II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Культура безопасности жизнедеятельности» ....................................................................8
Раздел III. Тематическое планирование ..............................................................................................................................................................................................15
2
Пояснительная записка
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
ОБЖ. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Б.О.Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов под редакцией С.Н.
Егорова - М.: «Просвещение», 2021.
ОБЖ. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Б.О.Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов под редакцией С.Н.
Егорова - М.: «Просвещение», 2021.
ОБЖ. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Б.О.Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов под редакцией С.Н.
Егорова - М.: «Просвещение», 2021.
Согласно Учебному плану ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус», на изучение данного предмета отводится следующее
количество часов:
общее – 99 ч.
по годам обучения:
5 класс – 33 ч.
6 класс – 33 ч.
7 класс – 33 ч.
Деятельность учителя с учетом программы воспитания
1. Определяет и помогает принять четкие правила поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами
внутреннего распорядка образовательной организации
2. Устанавливает доверительные отношения между учителем и обучающимися, помогает принимать, признавать, защищать достоинство и
интересы обучающихся, помогает детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
3. Привлекает внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, инициирует их обсуждение, выработку собственного
отношения
4. Применяет на уроке интерактивные формы работы с обучающимися, стимулирующих их познавательную мотивацию (дидактический театр
,дискуссия, театральная постановка, диалог, групповая работа или в парах, игры)
5. Развивает самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способности к труду и жизни в условиях
современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни
6. Инициирует и поддерживает исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов,
7. Способствует формированию толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
8. Проектирует ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации
ребенка)
Казачий компонент занимает важное место в системе кадетского образования, которое выступает первой ступенью подготовки к
государственной службе. Задачей кадетского образования была и остаётся подготовка человека, обладающего выраженными лидерскими качествами,
самостоятельного, образованного, с активной гражданской позицией, на каком бы то ни было государственном или общественном поприще готового
брать на себя ответственность за собственную судьбу , свой край, свою страну.
3
Реализация кадетского (казачьего) компонента в рамках конкретного предмета предполагает использование системно-деятельностного,
личностно-ориентированного и гендерного подходов в обучении. Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование гражданскопатриотической компетентности у учащихся на основе организации социально значимой деятельности патриотической направленности, осуществляет
выбор оптимальных методов, средств и форм деятельности. Личностно-ориентированный − предусматривает включение кадет в проектирование
собственного содержания образования, основанного на его личном опыте и с учетом его интересов, способностей и профессиональных предпочтений.
Гендерный подход - создание условий для формирования мужественности и мужского характера, развития толерантности, предоставляет возможности
для более полной реализации способностей учащихся, освоения социальных ролей с учетом полоролевой идентификации.
В соответствии с системно - деятельностным подходом базовыми образовательными технологиями являются: обучение на основе
«проблемных ситуаций», проектная деятельность, уровневая дифференциация, информационно-коммуникативные технологии, технология развития
критического мышления.
Изучение курса ОБЖ предполагает организацию проектной урочной и внеурочной деятельности.
Перечень тем проектных, исследовательских работ:
для 5 класса
1. Разработайте кодекс здорового образа жизни для своего класса, используя материал главы 1 и сведения и; Интернета: рацион здорового питания,
двигательную активность, систему закаливания, режим дня и др.
2. Проведите исследование на тему «Чрезвычайные ситуации (природные, техногенные или социальные) в вашего регионе». Выясните, были ли
перечисленные чрезвычайные ситуации в вашем регионе, какова вероятность и> повторения. Предложите правила поведения в случае и> повторения.
Подготовьте презентацию.
3. Разработайте карту дорожного движения прилежащего к школе района с учётом всех особенностей дорожной символики, а также правила
поведения пешеходов.
4. Коллективно напишите детективную историю с учётом правил поведения в криминогенной ситуации.
5. Разработайте серию плакатов на тему «Первая помощь и правила её оказания».
для 6 класса
1. Туризм и здоровый образ жизни. Презентация.
2 .Разработайте справочник растений для туриста.
3. Напишите рассказ на тему «Мы оказались на необитаемом острове».
для 7 класса
1. Жизнь без наркотиков.
2. Как не стать жертвой мошенников.
3. Как противостоять терроризму и экстремизму.
4
Раздел I. Содержание учебного предмета «Культура безопасности жизнедеятельности»
5 класс
Модуль I (М - I). Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе.
Модуль II (М -II). Здоровье и как его сохранить.
Модуль III (М – 3). Безопасность на транспорте.
Модуль IV (М – 4) Безопасность в быту.
Модуль V (M – 5) Безопасность в социуме.
Модуль VI (M – 6) Основы противодействия экстремизму и терроризму.
Модуль VII ( М – 7) Безопасность в информационном пространстве.
Модуль VIII (М – 8) Безопасность в природной среде.
Модуль IX ( М – 9) Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Модуль X ( М – 10) Основы медицинских знаний.
№
Название раздела
Модуль 1. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе.
Глава 1. Человек и его безопасность
Модуль 2. Здоровье и как его сохранить.
Глав2. Здоровье и факторы влияющие на него
Модуль 3 Безопасность на транспорте.
Глава 3. Безопасное поведение на дорогах и в транспорте
Модуль 4 Безопасность в быту.
Глава 4. Безопасность вашего жилища.
Модуль 5 Безопасность в социуме.
Глава 5. Безопасность в криминогенных ситуациях.
Модуль 6 Основы противодействия экстремизму и терроризму.
Глава 6. Экстремизм и терроризм – угрозы личности, обществу и государству.
Модуль 7 Безопасность в информационном пространстве.
Глава 7. Безопасность в информационной среде.
Модуль 8 Безопасность в природной среде.
Глава 8. Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных бедствиях.
Модуль 9 Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Глава 9.Производственные аварии и их опасность для жизни, здоровья и благополучия человека.
Модуль 10 Основы медицинских знаний.
Глава 10. Первая помощь и правила её оказания.
Общее количество часов
5
Количество часов
3
3
5
5
3
3
6
6
2
2
3
3
1
1
3
3
3
3
3
3
33
6 класс
Модуль I (М - I). Здоровье и как его сохранить.
Модуль II (М -II). Безопасность в природной среде.
Модуль III (М – 3). Основы медицинских знаний.
№
Название раздела
Модуль 1. Здоровье и как его сохранить.
Глава 1. Здоровье и правила его сбережения
Модуль 2. Безопасность в природной среде.
Глав 2. Безопасное поведение на природе
Глава 3. Правила безопасного поведения в различных видах походов
Глава 4. Безопасное поведение при автономном существовании
Глава 5. Опасные встречи в природных условиях
Модуль 3 Основы медицинских знаний.
Глава 6. Первая помощь в природных условиях
Общее количество часов
6
Количество часов
6
6
21
7
4
6
4
6
6
33
7 класс
Модуль I (М - I). Безопасность в социуме.
Модуль II (М -II). Безопасность в быту.
Модуль III (М – 3). Безопасность на транспорте.
Модуль IV (М – 4) Безопасность в общественных местах.
Модуль V (M – 5) Основы противодействия экстремизму и терроризму.
Модуль VI (M – 6) Безопасность в природной среде.
Модуль VII ( М – 7) Здоровье и как его сохранить.
Модуль VIII (М – 8) Основы медицинских знаний.
№
Название раздела
Модуль 1. Безопасность в социуме.
Глава 1. Как улучшить отношения с окружающими.
Модуль 2. Безопасность в быту.
Глав2. Безопасность в повседневной жизни.
Модуль 3 Безопасность на транспорте.
Глава 3. Безопасность е ситуациях , связанных с железнодорожным транспортом и
метрополитеном.
Модуль 4 Безопасность в общественных местах.
Глава 4. Безопасность в криминогенных ситуациях.
Модуль 5 Основы противодействия экстремизму и терроризму.
Глава 5.Террроризм – угроза обществу и каждому человеку.
Модуль 6 Безопасность в природной среде.
Глава 6. Чрезвычайные ситуации природного характера.
Глава 7. Природные пожары.
Модуль 7 Здоровье и как его сохранить.
Глава 8. Чрезвычайные ситуации биолого - социального происхождения.
Модуль 8 Основы медицинских знаний.
Глава 9. Первая помощь и правила её оказания.
Общее количество часов
7
Количество часов
4
4
3
3
2
2
2
2
6
6
9
7
2
3
3
4
4
33
Раздел II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Культура безопасности жизнедеятельности»
Личностные результаты:
К важнейшим личностным результатам изучения КБЖ в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021)
относятся следующие убеждения и качества:
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами по- ведения. Способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально
значимых качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и
личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического
поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Росийской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и па- мятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
2. Гражданское
воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поли- культурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
3. Духовно-нравственное
воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, формирование способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в по- вседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни.
8
5. Ценности
научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия
6.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия.
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7.Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических за- дач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность
адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность
к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных понятий (используются результаты освоения
программы основного общего образования) и должны отражать:
9
овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, не- сложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
10
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у
обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом за- дач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
11
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаи модействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и принимать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать реше- ние к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь на- ходить позитивное
в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
12
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая;
открытость для себя и других;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в
способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте ее применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных
ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, в приобретении систематизированных
знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни,
антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими
умениями безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного
понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков,
алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности,
общества и государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в
противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите
Отечеств;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространенных видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые
могут произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке
дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах,
отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной
(чрезвычайной) ситуации с учетом реальных условий и возможностей;
13
11) освоение
основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждать опасные и чрезвычайные ситуации во время пребывания в различных средах (в
помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков
культурной среды)
14
Раздел III. Тематическое планирование
5 класс. КБЖ (33 часа)
№
Тема учебного занятия
1
Человек и его безопасность
1.Опасности в жизни человека.
2. Основные правила безопасного
поведения в различных
ситуациях.
3.Разновидности чрезвычайных
ситуаций
Кол-во
часов
3
1
1
1
Содержательные единицы
Понятие «чрезвычайная ситуация».
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации социального характера.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Источники
опасных ситуаций. Влияние человеческого
фактора на возникновение опасных ситуаций.
ЭОР/ЦОР
http://www.mchs.gov.ru/ —
МЧС России.
http://www.spas-extreme.ru
— МЧС России. Портал детской безопасности.
Понятия «безопасность», «безопасность
жизнедеятельности». Правила безопасности
жизни. Система государственной защиты в
области безопасности.
2
3
Здоровье и факторы, влияющие на
него
1.Что такое здоровье и
здоровый образ жизни.
5
2. Как сохранить здоровье.
3.Личная гигиена.
4.Предупреждение вредных
привычек.
5.Основные правила здорового
образа жизни
1
1
1
Безопасное поведение на дорогах и
в транспорте
1.Правила поведения для
3
1
1
1
Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».
Физическое здоровье. Духовное здоровье.
Неразрывная связь физического и духовного
здоровья. Правильная и неправильная осанка.
Близорукость и дальнозоркость. Развитие
физических качеств (сила, быстрота,
выносливость). Малоподвижный образ жизни.
Двигательная активность. Закаливание и
закаливающие процедуры. Питание. Влияние
вредных привычек на здоровье человека. Вред
табакокурения и употребления спиртных
напитков. Электронные сигареты. Негативное
отношение к приему наркотических и
токсикоманических веществ.
Регулирование дорожного движения. Дорожная
разметка. Пешеходные переходы (регулируемые
и нерегулируемые). Пешеходная,
15
http://niigd.nczd.ru/ —
Научно-исследовательский
институт гигиены и охраны
здоровья детей и подростков.
http://www.spas-extreme.ru
— МЧС России. Портал детской безопасности.
https://гибдд.рф/ — ГИБДД
Российской Федерации. Госавтоинспекция.
пешеходов.
2.Правила поведения для
пассажиров.
3.Если вы водитель велосипеда
4
5
1
1
Безопасность вашего жилища.
1.Среда обитания человека.
2.Службы, которые всегда
приходят на помощь.
3.Основные правила
безопасности на улице.
4. Безопасность дома.
5.Безопасность в подъезде и на
игровой площадке.
6.Как вести себя при пожаре
6
1
1
Безопасность в криминогенных
ситуациях.
1.Как избежать контактов со
злоумышленниками и
преступной средой.
2
1
1
1
1
1
велопешеходная и велосипедная дорожки.
Дорожные знаки (восемь групп). Транспортные и
пешеходные светофоры. Сигналы светофоров.
Сигналы регулировщика. Движение пешеходов в
городе и по загородным дорогам.
Общественный транспорт и правила для его
пассажиров. Школьный автобус и правила
пользования им. Правила для пассажиров
трамваев, троллейбусов, автобусов,
метрополитена. Движение велосипедистов
согласно Правилам дорожного движения
Российской Федерации. Средства
индивидуальной защиты велосипедиста.
Требования к техническому состоянию
велосипеда.
Особенности сельских поселений. Особенности
городов как среды обитания (смог, переработка и
хранение бытовых отходов, шум и другие
проблемы).
Правила вызова экстренных служб. Единый
номер 112. Безопасность в вечернее время.
Безопасность в толпе.
Источники опасности в современном жилище.
Бытовой газ — источник повышенной опасности.
Гигиена жилища.
Основные правила безопасности в подъезде и
лифте. Основные правила безопасного поведения
на игровой площадке.
Меры предосторожности при использовании
электроприборов.
https://pddmaster.ru/documents/pdd
— Правила дорожного движения
Российской Федерации.
Понятие «криминогенная ситуация».
Разновидности преступлений. Правила
безопасного поведения на улице, в
образовательной организации, дома.
http://www.spas-extreme.ru
— МЧС России. Портал детской безопасности.
http://nac.gov.ru/ —
Национальный
16
http://www.mchs.gov.ru/ —
МЧС России.
http://www.spas-extreme.ru
— МЧС России. Портал детской безопасности.
2.Советы на всю жизнь
6
7
8
1
Криминальные угрозы, как их избежать
антитеррористический
комитет Российской
Федерации.
Экстремизм и терроризм – угрозы
личности, обществу и
государству.
1.Что такое экстремизм.
2.Терроризм — крайняя
форма экстремизма.
3.Правила безопасного
поведения при угрозе или
совершении террористического
акта
3
Понятия «экстремизм», «экстремистская
деятельность». Опасные формы экстремистской
деятельности. Ответственность за
экстремистскую деятельность.
Понятие «терроризм». Особенности
современного терроризма.
Виды террористической деятельности. Формы
проявления терроризма. Ответственность
несовершеннолетних за участие в
террористической деятельности. Ложные
сообщения о терактах.
Признаки наличия взрывного устройства.
Правила поведения в различных ситуациях,
связанных с проявлением террористической
деятельности.
http://www.spas-extreme.ru
— МЧС России. Портал детской безопасности.
http://nac.gov.ru/
—
Национальный
антитеррористический
комитет
Российской
Федерации.
Безопасность в информационной
среде.
Что такое информационная
среда. Безопасное
использование
информационных ресурсов
1
Основные источники информации.
Понятия «информационная среда»,
«информационная безопасность». Понятие
«киберзависимость». Правила безопасности для
защиты от информационных угроз и опасностей.
Информационная безопасность детей. Угроза
информационной безопасности. Основные
правила поведения в социальных сетях.
http://www.spas-extreme.ru
— МЧС России. Портал детской безопасности.
Безопасность в различных
погодных условиях и при
стихийных бедствиях.
1.Как погодные условия могут
влиять на безопасность человека.
3
2.Безопасное поведение на
водоемах при различных
погодных условиях.
1
1
1
1
1
1
Ветер. Гроза. Молния. Правила поведения при
грозе. Гололед и гололедица.
Правила поведения на замерзшем водоеме.
Безопасность при купании в водоемах летом.
https://sklif.mos.ru/ — НИИ
скорой помощи им. Н. В.
Склифософского.
http://www.doctorroshal.ru/parents/rendering/
Землетрясение. Наводнение. Ураган. Сель.
— НИИ неотложной детской
Оползень. Правила поведения во время стихийных хирургии и травматологии:
17
9
10
3.Стихийные бедствия и их
опасности.
1
Производственные аварии и их
опасность для жизни, здоровья и
благополучия человека.
1.Химические производства и
связанные с ними опасности.
2.Ядерные объекты и их
опасности.
3.Гидротехнические
сооружения и их опасности
3
Первая помощь и правила её
оказания.
3
1.Основные правила оказания
первой помощи. Первая
помощь и взаимопомощь при
ожоге.
2.Первая помощь при
отравлениях.
Первая помощь при травмах.
3.Первая помощь при
чрезвычайных ситуациях.
Итоговая контрольная работа
1
1
1
1
1
1
оказание первой доврачебной
помощи детям.
бедствий
Понятие «химическое заражение местности».
Хлор и аммиак — аварийно химически опасные
вещества (АХОВ). Правила действия после
оповещения об аварии и угрозе химического заражения. Индивидуальные средства защиты.
Радиационно опасный объект. Радиационная
авария. Правила безопасного поведения в
условиях радиационной обстановки.
Понятие «гидродинамическая авария». Правила
безопасно- го поведения в условиях
гидродинамической аварии.
Цель оказания первой помощи. Неотложные
состояния, при которых необходимо оказывать
помощь. Телефоны для вызова скорой
медицинской помощи. Средства из домашней
аптечки, которые нужно использовать при
оказании первой помощи.
Виды ожогов в зависимости от травмирующего
источника, воздействующего на кожу
(термические, электрические, луче- вые,
химические). Поверхностные и глубокие ожоги.
Правила первой помощи при различных видах
ожогов.
Различные пути попадания отравляющих веществ
в человеческий организм. Правила безопасности
для предупреждения случаев отравления. Первая
помощь при отравлении минеральными
веществами и бытовой химией.
Понятия «ушиб», «травма», «перелом». Первая
помощь. Первая помощь при электротравме.
1
18
https://sklif.mos.ru/ — НИИ
скорой помощи им. Н. В.
Склифософского.
http://www.doctorroshal.ru/parents/rendering/
— НИИ неотложной детской
хирургии и травматологии:
оказание первой доврачебной
помощи детям.
https://sklif.mos.ru/ — НИИ
скорой помощи им. Н. В.
Склифософского.
http://www.doctorroshal.ru/parents/rendering/
— НИИ неотложной детской
хирургии и травматологии:
оказание первой доврачебной
помощи детям.
6 класс. КБЖ (33 часа)
№
Тема учебного занятия
1
Здоровье и как его сохранить
1. Факторы, способствующие
сбережению здоровья
2. Факторы, разрушающие
здоровье
3. Профилактика вредных
привычек
4. Как избежать отрицательного
воздействия окружающей среды
на развитие и здоровье человека
5. Правила личной гигиены при
занятиях туризмом
6. Туризм как часть комплекса
ГТО
Кол-во
часов
6
1
1
1
1
1
1
Содержательные единицы
Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».
Физическое здоровье. Духовное здоровье. Неразрывная
связь физического и духовного здоровья.
Физиологическая составляющая здоровья.
Психологическая составляющая здоровья.
Нравственная составляющая здоровья.
Режим дня. Отдых. Сон. Правильная и неправильная
осанка. Близорукость и дальнозоркость. Развитие
физических качеств (сила, быстрота, выносливость).
Малоподвижный образ жизни. Двигательная
активность. Закаливание и закаливающие процедуры.
Питание. Вода, белки, витамины, жиры, минеральные
вещества, углеводы. Определение понятия «гигиена».
Уход за зубами. Уход за кожей. Выбор одежды по
сезону. Правила гигиены на каждый день.
Влияние вредных привычек на здоровье человека. Вред
табакокурения и употребления спиртных напитков.
Электронные сигареты. Негативное отношение к
приему наркотических и токсикоманических веществ.
Игромания. Компьютерная игровая зависимость.
Профилактика вредных привычек.
Факторы, способствующие сбережению здоровья
(правильное питание, закаливание организма).
Факторы, разрушающие здоровье (долгое сидение за
19
ЭОР/ЦОР
http://www.mchs.gov.ru/ —
МЧС России.
http://www.spas-extreme.ru
— МЧС России. Портал детской безопасности.
http://niigd.nczd.ru/ —
Научно-исследовательский
институт гигиены и охраны
здоровья детей и подростков.
http://www.spas-extreme.ru
компьютером, избыточный вес).
Личная гигиена при занятиях туризмом. Правильный
выбор одежды и обуви по сезону для участия в походе.
Соблюдение правил личной гигиены в походе.
Туризм как часть комплекса ГТО.
2
Безопасность в природной среде
1. Безопасное поведение в
туристских походах
21
1
2. Виды туристских походов.
3. Как ориентироваться на
местности
4 Подготовка к проведению
туристского похода.
5. Приметы, по которым
можно определить погоду.
6. Как развести костёр при
разной погоде.
7. Если в лесу вас застигла
гроза.
8. Советы на всю жизнь
9. Лыжные походы
10. Горные походы
11. Водные походы. Способы и
средства самопомощи и
взаимопомощи в водных
походах
12. Поведение человека в
условиях автономного
существования в природной
среде
13. Добровольная автономия
человека в природной среде
14. Вынужденная автономия
человека в природной среде
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Однодневные и многодневные, местные и дальние
туристские походы. Основные меры безопасности в
туристских походах.
http://www.mchs.gov.ru/ —
МЧС России.
Ориентирование по солнцу. Ориентирование по
природным признакам. Ориентирование по местным
признакам. Способы определения сторон горизонта по
компасу, небесным светилам и карте.
http://www.spas-extreme.ru
— МЧС России. Портал детской безопасности.
Руководитель похода и его обязанности. Санитар и его
обязанности. Состав аптечки первой помощи (походной
аптечки). Туристское снаряжение в зависимости от вида
похода.
Виды костров. Правила разведения костров.
Признаки приближающейся грозы. Безопасное
поведение во время грозы.
Пеший поход. Ведущий турист. Замыкающий турист.
Техника движения по равнинной и пересеченной
местности. Устройство бивака.
Особенности снаряжения для лыжного похода.
Организация движения лыжников во время похода.
1
Организация движения при подъеме и спуске во время
горного похода.
1
Плавучие средства для водного похода. Общий
распорядок ходового дня. Правила действия во время
аварии судна.
1
Особенности добровольного и вынужденного
20
https://sklif.mos.ru/ — НИИ
скорой помощи им. Н. В.
Склифософского.
15. Организация ночлега при
автономном существовании
16. Как добыть питьё и пищу
в условиях автономии
17. Как подать сигналы
бедствия
18. Безопасность при встрече с
дикими животными
19. Безопасность при встрече
со змеёй
20. Защита от комаров, мошки
и других насекомых
21. Профилактика клещевого
энцефалита
1
существования в природе.
1
Факторы, способствующие и препятствующие
выживанию при автономном существовании.
1
Сооружение временного жилища при автономном
существовании. Способы добывание огня.
1
Съедобные растения, грибы, орехи. Очистка и
обеззараживание воды.
1
1
1
Средства аварийной сигнализации.
Правила поведения при встрече с дикими животными
(лосем, кабаном, волком, медведем и др.).
Безопасность при встрече со змеей.
Защита от комаров, мошки и других насекомых.
Клещевой вирусный энцефалит, его переносчики,
места и время передачи, последствия заболевания.
Способы удаления клещей с тела.
3
Основы медицинских знаний
1. Народные средства первой
помощи
2. Первая помощь при
травматических повреждениях
3. Первая помощь при
солнечном и тепловом ударе
6
1
4. Первая помощь при
1
1
Народные средства для остановки кровотечения, от
кашля, от воспаления.
1
Первая помощь при солнечном и тепловом ударах.
Первая помощь при переохлаждении, отморожении и
ожоге. Психологическая поддержка пострадавшего.
переохлаждении, отморожении
5. Первая помощь при ожоге
6. Психологическая поддержка
пострадавшего
1
1
21
http://www.mchs.gov.ru/ —
МЧС России.
http://www.spas-extreme.ru —
МЧС России. Портал детской
безопасности.
https://sklif.mos.ru/ — НИИ
скорой помощи им. Н. В.
Склифософского.
http://www.doctorroshal.ru/parents/rendering/
— НИИ неотложной детской
хирургии и травматологии:
оказание первой доврачебной
помощи детям.
7 класс. КБЖ (33 часа)
№
Тема учебного занятия
1
Безопасность в социуме
1.Стресс и стрессовые ситуации
2. Как снизить влияние стресса
на поведение и общее состояние
человека.
3.Конфликт – особенности
общения.
4. Безопасность в социальных
сетях.
Кол-во
часов
4
1
1
1
1
Содержательные единицы
ЭОР/ЦОР
Методы снижения влияния стресса на поведение и общее
состояние человека.
http://www.mchs.gov.ru/ —
МЧС России.
Как избежать конфликтной ситуации. Побег из дома.
Единый общероссийский телефон доверия для детей,
подростков и их родителей.
Как не стать жертвой принуждения к самоубийству
(суициду). Как противостоять опасностям вовлечения в
«группы смерти».
Признаки агрессивного поведения у подростков. Как
противостоять манипуляциям, в том числе в
информационной среде.
2
1.Пожарная безопасность в
помещениях.
1
Правила поведения при пожаре в квартире. Пожар на
кухне, на балконе. Меры предосторожности при работе с
печью.
2. Электробезопасность в
повседневной жизни.
3.Средства бытовой химии.
1
Основные причины пожара в общественных зданиях.
Основные поражающие факторы пожара. Как вести
себя при пожаре в общественном месте.
Безопасность в быту.
3
1
Пожарная профилактика. Основные задачи пожарной
охраны.
Государственная противопожарная служба (ГПС), ее
функции.
Ответственность за нарушение требований пожарной
безопасности.
Меры предосторожности при использовании
электроприборов.
Правила вызова экстренных служб. Единый номер 112.
22
http://www.spas-extreme.ru
— МЧС России. Портал детской безопасности.
http://niigd.nczd.ru/ —
Научно-исследовательский
институт гигиены и охраны
здоровья детей и подростков.
http://niigd.nczd.ru/ —
Научно-исследовательский
институт гигиены и охраны
здоровья детей и подростков.
http://www.spas-extreme.ru
— МЧС России. Портал детской безопасности.
3
Безопасность на транспорте.
1.Ситуации связанные с
железнодорожным
транспортом.
2.Безопасность в
метрополитене.
4
5
2
1
1
https://гибдд.рф/ — ГИБДД
Общественный транспорт и правила для его пассажиров. Российской Федерации. Госавтоинспекция.
Правила для пассажиров трамваев, троллейбусов,
автобусов, метрополитена.
Зоны опасности на железной дороге. «Зацеперы».
Аварийная ситуация в поезде дальнего следования.
Безопасность в метрополитене.
Безопасность в общественных
местах.
1.Как избежать встречи с
преступником.
2. Как избежать встречи с
наркоторговцем.
2
Основы противодействия
экстремизму и терроризму.
1.Как государство борется с
терроризмом.
6
2.Особенности современного
терроризма.
3. Виды современной
террористической деятельности.
4.Телефонные террористы.
1
Понятия «экстремизм», «экстремистская
деятельность». Опасные формы экстремистской
деятельности. Ответственность за экстремистскую
деятельность.
1
Понятие «терроризм». Особенности современного
терроризма.
5. Как не стать пособником
террористов.
6. Формирование
антитеррористического
поведения.
1
1
1
1
1
1
Безопасность на улице. Безопасность в городском
транспорте. Как обеспечить свою безопасность в
квартире. Безопасность товара (работы, услуги).
Защита потребителя от опасного товара.
Виды террористической деятельности. Формы
проявления терроризма. Ответственность
несовершеннолетних за участие в террористической
деятельности. Ложные сообщения о терактах.
Признаки наличия взрывного устройства. Правила
поведения в различных ситуациях, связанных с
проявлением террористической деятельности.
Государственное законодательство о борьбе с
терроризмом. Основные задачи Национального
антитеррористического комитета (НАК).
Как не стать пособником террористов.
Как действуют вербовщики террористических
23
https://pddmaster.ru/documents/pdd
— Правила дорожного движения
Российской Федерации.
http://www.mchs.gov.ru/ —
МЧС России.
http://www.spas-extreme.ru
— МЧС России. Портал детской безопасности.
http://www.spas-extreme.ru
— МЧС России. Портал детской безопасности.
http://nac.gov.ru/ —
Национальный
антитеррористический
комитет Российской
Федерации.
организаций. Уголовный кодекс Российской Федерации
об ответственности за террористическую деятельность.
Основные нормативно-правовые акты по
противодействию экстремизму и терроризму.
Общегосударственное противодействие терроризму.
Основные задачи противодействия терроризму. Основные
направления предупреждения (профилактики)
терроризма. Силовые ведомства, привлекаемые к
антитеррористической деятельности.
Праворадикальные сообщества. Леворадикальные
сообщества. Общие правила интернет безопасности с
целью противостояния экстремизму и терроризму.
Обнаружение подозрительного предмета, который может
оказаться взрывным устройством. Захват в заложники.
Правила поведения при захвате самолета террористами.
Обеспечение безопасности при перестрелке.
6
Безопасность в природной среде.
9
1.Классификация
чрезвычайных ситуаций
природного характера
2.Чрезвычайные ситуации
геологического характера.
Землетрясение.
3.Чрезвычайные ситуации
геологического происхождения.
Извержения вулканов. Оползни.
Обвалы.
4. Чрезвычайные ситуации
метеорологического характера.
1
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения (землетрясение).
1
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения (извержения вулканов, оползни,
обвалы).
1
Чрезвычайные ситуации метеорологического
происхождения (ураганы и бури, смерчи).
1
Чрезвычайные ситуации гидрологического
происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные
лавины).
24
http://www.spas-extreme.ru
— МЧС России. Портал детской безопасности.
https://sklif.mos.ru/ — НИИ
скорой помощи им. Н. В.
Склифософского.
http://www.doctorroshal.ru/parents/rendering/
— НИИ неотложной детской
хирургии и травматологии:
оказание первой доврачебной
7
5. Чрезвычайные ситуации
гидрологического
происхождения.
6. Защита населения от
чрезвычайных ситуаций
геологического происхождения.
7. Защита населения от
чрезвычайных ситуаций
метеорологического и
гидрологического
происхождения.
8. Степные, тростниковые,
лесные и торфяные пожары.
9. Защита населения от лесных и
торфяных пожаров.
1
Здоровье и как его сохранить.
1. Эпидемии.
2. Эпизоотии и эпифитотии.
3. Защита населения от
чрезвычайных ситуаций
биолого – социального
происхождения.
3
1
1
1
помощи детям.
1
1
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера.
Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары.
Правила безопасности и защита населения.
1
1
Понятия «эпидемия», «пандемия». Пандемия
коронавируса. Правила профилактики коронавируса.
Профилактика инфекционных заболеваний.
http://www.spas-extreme.ru
— МЧС России. Портал детской безопасности.
Понятия «эпизоотический очаг», «панзоотия».
Признаки инфекционных заболеваний животных.
https://sklif.mos.ru/ — НИИ
скорой помощи им. Н. В.
Склифософского.
Чрезвычайные ситуации биолого-социального
происхождения. Понятия «эпифитотия»,
«панфитотия». Признаки инфекционных заболеваний
растений.
Защита населения от эпидемий, эпизоотий,
эпифитотий.
8
Основы медицинских знаний.
1.Важность своевременного
оказания первой помощи.
http://www.doctorroshal.ru/parents/rendering/
— НИИ неотложной детской
хирургии и травматологии:
оказание первой доврачебной
помощи детям.
4
https://sklif.mos.ru/ — НИИ
скорой помощи им. Н. В.
Склифософского.
1
25
2. Первая помощь при
электротравме.
3.Первая помощь при
кровотечении.
4. Первая помощь при ушибах
и переломах. Транспортировка
пострадавших в медицинское
учреждение.
1
Цель оказания первой помощи. Неотложные состояния,
при которых необходимо оказывать помощь. Телефоны
для вызова скорой медицинской помощи.
1
Понятия «ушиб», «травма», «перелом». Первая
помощь. Первая помощь при электротравме.
1
Виды кровотечения. Способы временной остановки
наружного кровотечения. Оказание первой помощи при
носовом кровотечении.
Способы транспортировки пострадавшего.
Народные средства для остановки кровотечения, от
кашля, от воспаления.
26
http://www.doctorroshal.ru/parents/rendering/
— НИИ неотложной детской
хирургии и травматологии:
оказание первой доврачебной
помощи детям.