МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании МО учителей ГЦ
Зам. директора по учебной
работе ГБОУ СО КШИ
руководитель МО ГЦ:
"Екатеринбургский кадетский
_________ Коршунова Л.Г.
корпус"
Протокол №1 от «29» 08 2024 г.
___________Видергольд Н.Н.
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ СО КШИ
"Екатеринбургский кадетский
корпус"
____________ Удинцев И.Н.
Приказ №09/у от «02» 09 2024 г.
Приказ №09/у от «02» 09 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речь и культура общения»
для обучающихся 7-9 классов
Составители:
Батт И.С., учитель русского языка и
литературы
Золотарева Н.Н., учитель русского языка и
литературы
Карпова Т.В., учитель русского языка и
литературы
Шунько А.Н., учитель русского языка и
литературы
Екатеринбург, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Речь и культура общения» на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р),
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по предмету речь и культура
общения включают личностные, метапредметные результаты за 6 -9 класс обучения на
уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося
за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬИ КУЛЬТУРА
ОБЩЕНИЯ
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как
государственный язык и язык межнационального общения русский язык является
средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социальноэкономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций
государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого
жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности
Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и
функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и
выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский
язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации
личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для
человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является
важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций,
истории русского и других народов России.
Обучение речи и культуры общения направлено на совершенствование
нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его
интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения,
навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание по предмету «Речь и культура общения» ориентировано также на
развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать,
2
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её,
размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
3
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и
языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к
общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского
и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской
культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое
овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение
активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой
практике
разнообразных
грамматических
средств;
совершенствование
орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому
самосовершенствованию;
совершенствование
речевой
деятельности,
коммуникативных
умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
овладение русским языком как средством получения различной информации, в том
числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения,
классификации,
установления
определённых
закономерностей
и
правил,
конкретизации в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов
(сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик
информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его
назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической
структуры, роли языковых средств.
4
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Речь и культура общения»
входит в предметную область «Русский язык и литература». Число часов, отведенных
на изучение русского языка, составляет 82 часа: 7 класс – 33 часа, 8 класс – 33 часа, 9
класс – 16 часов.
Планируемые результаты освоения курса «Речь и культура общения»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне
основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в
том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и
культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное
отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
5
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового
образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния,
в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на
русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с
деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам
трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
6
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать
свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с
литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред, готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка,
овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства
познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также
в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту
и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами
и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и
выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с
учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт,
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать
и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты:
7
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа,
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
8
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от
коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
9
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных
действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации
и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
10
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 класс
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7
предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной,
художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолограссуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на
основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации, диалог –
сообщение информации.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное,
детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов
речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее
120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов
(рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление)
объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль
текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно,
сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание
прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объём
исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного
изложения – не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110–120 слов;
словарного диктанта объёмом 25–30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом
110–120 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том
числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы,
пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме правила
речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам;
выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства
выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные,
лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей,
определять количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей
текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на
жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочиненияминиатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее
150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план
прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью
дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание
текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной
переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из
лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной
деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;
представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и
формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и
функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык
художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу
употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах
публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля,
особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки,
интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу
употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении
языкового анализа различных видов и в речевой практике.
12
Система языка
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов;
применять знания по орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении
языкового анализа различных видов и в практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов,
крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием
фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их
коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как
средство выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения,
активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический
анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового
анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и
грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи.
Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике.
8 класс
Общие сведения о языке
Иметь представление о русском языке как одном из славянских языков.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 8
предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научноучебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы
(монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с
научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на
основе жизненных наблюдений (объём не менее 6 реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным,
детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее
140 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных,
художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых
типов речи объёмом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в
устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научноучебных, художественных, публицистических текстов различных функционально13
смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен
составлять не менее 230 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 260
слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 120–140 слов;
словарного диктанта объёмом 30–35 слов; диктанта на основе связного текста объёмом
120–140 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том
числе содержащего изученные в течение четвёртого года обучения орфограммы,
пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); понимать особенности
использования мимики и жестов в разговорной речи; объяснять национальную
обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в устной речи и на письме правила
русского речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам:
наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и
относительной законченности; указывать способы и средства связи предложений в
тексте; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функциональносмысловому типу речи; анализировать языковые средства выразительности в тексте
(фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические).
Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи;
анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров;
применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой
практике.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на
жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том
числе сочинения-миниатюры объёмом 7 и более предложений; классные сочинения
объёмом не менее 200 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы,
конспект; извлекать информацию из различных источников, в том числе из
лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной
деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного
текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: собственные и(или) созданные другими обучающимися
тексты с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставлять исходный и
отредактированный тексты.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать
особенности
официально-делового
стиля
(заявление,
объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля, основных
14
жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание
различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи
предложений в тексте.
Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная
записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров; оформлять
деловые бумаги.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
9 класс
Общие сведения о языке
Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства, общества;
понимать внутренние и внешние функции русского языка и уметь рассказать о них.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на
основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и
научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолограссуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к
действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые,
научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным,
детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее
150 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140–160 слов;
словарного диктанта объёмом 35–40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом
140–160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том
числе содержащего изученные в течение пятого года обучения орфограммы,
пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями).
Текст
Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста;
подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста.
15
Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи.
Находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждениедоказательство, оценочные высказывания.
Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или
концовке.
Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров.
Создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к
прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме.
Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения
искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений или
объёмом не менее 6–7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет
раскрыть тему, выразить главную мысль); классные сочинения объёмом не менее 250
слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы.
Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и
второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных
источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и
использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного
текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание
прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов
речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее
280 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 300 слов).
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью
совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный
логический анализ текста – целостность, связность, информативность).
Функциональные разновидности языка
Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого
общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля; основные
особенности языка художественной литературы; особенности сочетания элементов
разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении.
Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать
особенности их сочетания в пределах одного текста; понимать особенности
употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к
различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям
языка.
Использовать при создании собственного текста нормы построения текстов,
принадлежащих
к
различным
функционально-смысловым
типам
речи,
функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта,
написания реферата.
Составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат.
16
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и
языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в
сравнении с другими функциональными разновидностями языка. Распознавать
метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение.
17
Содержание учебного предмета «Речь и культура общения»
7 класс
№
1.
2.
Название раздела
Функциональные разновидности языка, типы текстов,
стили
речи
Речевая
деятельность
3.
Композиционные формы сочинений и изложений
4.
Итоговый урок
Общее количество часов
Количество
10 час.
часов
11час.
11час.
1 час.
33
8 класс
№
Название раздела
Количество
часов
1.
Функциональные разновидности языка, типы текстов,
стили речи.
5
2.
Композиционные формы сочинений и изложений.
14
3.
Речевая деятельность
13
4
Итоговый урок
1
Общее количество часов
33
9 класс
№
1.
2.
Название раздела
Функциональные разновидности языка, типы текстов,
стили речи
Композиционные
формы сочинений и изложений
3.
Речевая деятельность
Общее количество часов
Количество
часов
3
8
5
16
Тематическое планирование 7 класс
№
1
2,3
4,5
6,7
Название темы
Кол-во
часов
Содержательные единицы
Деятельность учителя с учетом Программы
воспитания
Функциональные разновидности языка, типы текстов, стили речи (10 часов)
1
Текст как продукт речевой деятельности.
Определяет и помогает принять четкие
правила поведения обучающимися в
Анализ текста. Создание устных
соответствии с уставом образовательной
высказываний разной коммуникативной
организации и правилами внутреннего
направленности в зависимости от сферы
распорядка образовательной организации.
и ситуации общения
Устанавливает доверительные отношения
Овладение различными видами чтения
между учителем и обучающимися, помогает
(изучающим, ознакомительным,
принимать, признавать, защищать
достоинство и интересы обучающихся,
просмотровым), приемами работы с
помогать детям, оказавшимся в конфликтной
учебной книгой и другими
ситуации и/или неблагоприятных условиях.
информационными источниками,
Привлекает внимание обучающихся к
включая СМИ и ресурсы Интернета.
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их обсуждений,
2
Диалог как текст.
Диалоги разного характера (этикетный,
выработку собственного отношения.
Виды диалога
диалог-расспрос, диалог-побуждение,
Применяет на уроке интерактивные форм
диалог – обмен мнениями, диалог
работы с обучающимися, стимулирующих их
смешанного типа).
познавательную мотивацию (дидактический
2
Функциональные
Овладение различными видами чтения
театр, дискуссия, театральная постановка,
разновидности языка
(изучающим, ознакомительным,
диалог, групповая работа или в парах, игры).
просмотровым), приемами работы с
Развивает самостоятельность, инициативу,
учебной книгой.
творческие способности, формировать
Основные особенности разговорной
гражданскую позицию, способности к труду
речи, функциональных стилей
и жизни в условиях современного мира,
(научного, публицистического,
формирование у обучающихся культуры
официально-делового), языка
здорового и безопасного образа жизни.
художественной литературы.
Инициирует и поддерживает
2
Публицистический
Основные особенности разговорной
исследовательскую деятельность
стиль
речи, функциональных стилей
обучающихся в рамках реализации ими
(публицистического).
Текст и его
составляющие
8,9
10,11
Научный стиль.
Подстиль. Отзыв
2
Учебный доклад
1
Основные жанры публицистического
стиля и устной публичной речи
(выступление, обсуждение, статья,
интервью, очерк).
Овладение различными видами чтения
(изучающим, ознакомительным,
просмотровым), приемами работы с
учебной книгой и другими
информационными источниками,
включая СМИ и ресурсы Интернета.
Основные особенности разговорной
речи, функциональных стилей
(научный).
Овладение различными видами чтения
(изучающим, ознакомительным,
просмотровым), приемами работы с
учебной книгой и другими
информационными источниками,
включая СМИ и ресурсы Интернета.
Основные особенности разговорной
речи, функциональных стилей
(научный).
Создание устных высказываний разной
коммуникативной направленности в
зависимости от сферы и ситуации
общения. Виды речевой деятельности
(говорение, аудирование, письмо,
чтение). Речевая ситуация и ее
компоненты (место, время, тема, цель,
условия общения, собеседники).
Основные жанры научного стиля и
устной научной речи (отзыв,
выступление, тезисы, доклад, дискуссия,
реферат, статья, рецензия)
20
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.
Способствует формированию толерантности
и навыков поведения в изменяющейся
поликультурной среде.
Проектирует ситуации и события,
развивающие эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).
12,13,14 Описание внешности
человека. Письменные
работы. Работы над
ошибками сочинения.
15,16
Выступление по
проблемному вопросу.
Рассказ по картине
А.Грицая «Летний сад»
3
2
Создание сочинений на основе
пройденного материала. Построение
плана сочинения. Нахождение в тексте
ошибок(грамматических, речевых)
исправление ошибок.
Речевая деятельность ( 11час.)
Создание устных высказываний разной
коммуникативной направленности в
зависимости от сферы и ситуации
общения. Виды речевой деятельности
(говорение, аудирование, письмо,
чтение). Речевая ситуация и ее
компоненты (место, время, тема, цель,
условия общения, собеседники). Речевой
акт и его разновидности (сообщения,
побуждения, вопросы, объявления,
выражения эмоций, выражения речевого
этикета и т. д.). Создание устных
высказываний разной коммуникативной
направленности в зависимости от сферы
и ситуации общения. Виды речевой
деятельности (говорение, аудирование,
письмо, чтение).
21
Определяет и помогает принять четкие
правила поведения обучающимися в
соответствии с уставом образовательной
организации и правилами внутреннего
распорядка образовательной организации.
Устанавливает доверительные отношения
между учителем и обучающимися, помогает
принимать, признавать, защищать
достоинство и интересы обучающихся,
помогать детям, оказавшимся в конфликтной
ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Привлекает внимание обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их обсуждений,
выработку собственного отношения.
Применяет на уроке интерактивные форм
работы с обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию (дидактический
театр, дискуссия, театральная постановка,
диалог, групповая работа или в парах, игры).
Развивает самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать
гражданскую позицию, способности к труду
и жизни в условиях современного мира,
формирование у обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни.
Инициирует и поддерживает
исследовательскую деятельность
обучающихся в рамках реализации ими
17,18,19 Описание действий
человека.
3
Создание сочинений на основе
пройденного материала. Построение
плана сочинения. Нахождение в тексте
ошибок(грамматических, речевых)
исправление ошибок.
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.
Способствует формированию толерантности
и навыков поведения в изменяющейся
поликультурной среде.
Проектирует ситуации и события,
развивающие эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).
Композиционные формы сочинений и изложений (6,5час.)
Изложение от 3-го лица
2
Изложение содержания прослушанного
или прочитанного текста (подробное,
сжатое, выборочное).
22,23,24 Рассказ по картине С.
Григорьева «Вратарь»
(от 3 лица). Сочинение.
Работа над ошибками.
3
Написание сочинения. План.
Стилистическая окраска слова.
Основные лексические нормы
современного русского литературного
языка (нормы употребления слова в
соответствии с его точным лексическим
значением, различение в речи омонимов,
антонимов, синонимов, многозначных
слов; нормы лексической сочетаемости и
др.).
Написание сочинения. План.
Стилистическая окраска слова.
20,21
25,26,27 Сочинение по картине
«Первый снег» (от 1
3
22
Определяет и помогает принять четкие
правила поведения обучающимися в
соответствии с уставом образовательной
организации и правилами внутреннего
распорядка образовательной организации.
Устанавливает доверительные отношения
между учителем и обучающимися, помогает
принимать, признавать, защищать
достоинство и интересы обучающихся,
помогать детям, оказавшимся в конфликтной
ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Привлекает внимание обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их обсуждений,
лица).Работа над
ошибками.
28.29
Сжатое изложение.
Приемы сжатия
2
30,31
Сжатое изложение по
тексту К.Паустовского
«Обыкновенная земля»
Описание по картинам
А. Дейнеки
«Баскетбол» и
«Вратарь»
2
32
33
Итоговый урок:
функциональные
стили. Доклады.
1
1
Основные лексические нормы
современного русского литературного
языка (нормы употребления слова в
соответствии с его точным лексическим
значением, различение в речи омонимов,
антонимов, синонимов, многозначных
слов; нормы лексической сочетаемости и
др.).
Изложение содержания прослушанного
или прочитанного текста (подробное,
сжатое, выборочное).
Изложение содержания прослушанного
или прочитанного текста (подробное,
сжатое, выборочное).
Написание сочинения. План.
Стилистическая окраска слова.
Основные лексические нормы
современного русского литературного
языка (нормы употребления слова в
соответствии с его точным лексическим
значением, различение в речи омонимов,
антонимов, синонимов, многозначных
слов; нормы лексической сочетаемости и
др.).
Создание устных высказываний разной
коммуникативной направленности в
зависимости от сферы и ситуации
общения. Виды речевой деятельности
(говорение, аудирование, письмо,
чтение). Речевая ситуация и ее
компоненты (место, время, тема, цель,
условия общения, собеседники). Речевой
акт и его разновидности (сообщения,
побуждения, вопросы, объявления,
выражения эмоций, выражения речевого
этикета и т. д.)
Оценивание правильности,
23
выработку собственного отношения.
Применяет на уроке интерактивные форм
работы с обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию (дидактический
театр, дискуссия, театральная постановка,
диалог, групповая работа или в парах, игры).
Развивает самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать
гражданскую позицию, способности к труду
и жизни в условиях современного мира,
формирование у обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни.
Инициирует и поддерживает
исследовательскую деятельность
обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.
Способствует формированию толерантности
и навыков поведения в изменяющейся
поликультурной среде.
Проектирует ситуации и события,
развивающие эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).
коммуникативных качеств и
эффективности речи.
Тематическое планирование 8 класс
№
Название темы
Кол-во
часов
Деятельность учителя с учетом Программы
воспитания
Содержательные единицы
Функциональные разновидности языка, типы текстов, стили речи (5 часов)
1
2
3-4
5
Русский литературный
язык.
1
Написание сочинениярассуждения
с
обоснованием
своей
позиции (упр. 40)
1
Систематизация
сведений о тексте,
стилях речи. Текст как
единица синтаксиса.
Практическая работа
(упр. 73)
Культура речи. Отражение в языке
истории и культуры народа
Культура речи. Текст как продукт
речевой деятельности. Формальносмысловое единство и его
коммуникативная направленность
текста: тема, проблема, идея; главная,
второстепенная и избыточная
информация.
2
1
Текст. Повторение сведений о тексте и
стилях речи. Текст как продукт
речевой деятельности. Формальносмысловое единство и его
коммуникативная направленность
текста: тема, проблема, идея; главная,
второстепенная и избыточная
информация. Функциональносмысловые типы текста
(повествование, описание,
рассуждение).
24
Определяет и помогает принять четкие правила
поведения обучающимися в соответствии с
уставом образовательной организации и
правилами внутреннего распорядка
образовательной организации.
Устанавливает доверительные отношения между
учителем и обучающимися, помогает принимать,
признавать, защищать достоинство и интересы
обучающихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или неблагоприятных
условиях.
Привлекает внимание обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их обсуждений,
выработку собственного отношения.
Применяет на уроке интерактивные форм работы
с обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию (дидактический
театр, дискуссия, театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах, игры).
Развивает самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать
гражданскую позицию, способности к труду и
жизни в условиях современного мира,
формирование у обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни.
Инициирует и поддерживает исследовательскую
деятельность обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.
Способствует формированию толерантности и
навыков поведения в изменяющейся
поликультурной среде.
Проектирует ситуации и события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу ребенка
(культуру переживаний и ценностные
ориентации ребенка).
Композиционные формы сочинений и изложений (14 часов)
6-7
Описание
памятника
культуры.
Поиски
материалов
к
сочинению.
2
Поиск материалов и создание
письменных текстов разных стилей и
жанров. Написание сочинений, писем,
текстов иных жанров.
8-9
Изложение с заданием
«Солдат Лыков»». (упр.
527)
2
Изложение содержания
прослушанного или прочитанного
текста (сжатое)
10
Характеристика
человека
1
Создание письменных текстов разных
стилей и жанров. Написание
сочинений, писем, текстов иных
жанров.
Описание
памятника
архитектуры. Поиски
материалов
к
сочинению
(упр.
139,146)
2
Поиск материалов и создание
письменных текстов разных стилей и
жанров. Написание сочинений, писем,
текстов иных жанров.
11-12
25
Определяет и помогает принять четкие правила
поведения обучающимися в соответствии с
уставом образовательной организации и
правилами внутреннего распорядка
образовательной организации.
Устанавливает доверительные отношения между
учителем и обучающимися, помогает принимать,
признавать, защищать достоинство и интересы
обучающихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или неблагоприятных
условиях.
Привлекает внимание обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их обсуждений,
выработку собственного отношения.
Применяет на уроке интерактивные форм работы
с обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию (дидактический
театр, дискуссия, театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах, игры).
13-14
Рассуждение. Рассказ
на свободную тему.
Рассуждение на основе
литературного
произведения (в том
числе дискуссионного
характера).
Написание сочинения
2
Написание сочинения.
Анализ сочинения
2
Создание письменных текстов разных
стилей и жанров. Написание
сочинений, писем, текстов иных
жанров.
15-16
Создание письменных текстов разных
стилей и жанров. Написание
сочинений, писем, текстов иных
жанров.
17
Виды
изложений.
Особенности сжатого
изложения
1
Создание письменных текстов разных
стилей и жанров. Написание
сочинений, писем, текстов иных
жанров.
18-19
Сжатое изложение
«Жизнь Гайдара» (упр.
525). Написание
изложения. Анализ
ошибок изложения.
2
Изложение содержания,
прослушанного или прочитанного
текста (подробное, сжатое,
выборочное).
.
Развивает самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать
гражданскую позицию, способности к труду и
жизни в условиях современного мира,
формирование у обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни.
Инициирует и поддерживает исследовательскую
деятельность обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.
Способствует формированию толерантности и
навыков поведения в изменяющейся
поликультурной среде.
Проектирует ситуации и события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу ребенка
(культуру переживаний и ценностные
ориентации ребенка).
Речевая деятельность (13 часов). Итоговый урок – (1 час.)
20
Проект. Мини-проект
(упр. 215)
1
Особенности проекта. Основные виды
информационной переработки текста:
план, конспект, аннотация
26
Определяет и помогает принять четкие правила
поведения обучающимися в соответствии с
уставом образовательной организации и
21
Ораторская
(публичная) речь.
1
Особенности ораторской речи.
22
Свободный диктант
(упр. 239)
1
Признаки хорошей (публичной) речи.
Основные виды информационной
переработки текста: план, конспект,
аннотация
23
24-25
26-27
28
29
Публичное
выступление на
общественно значимую
тему
Публичное
выступление на
общественно значимую
тему и/или об истории
своего края.
1
Основные виды информационной
переработки текста: план, конспект,
аннотация
2
Основные виды информационной
переработки текста: план, конспект,
аннотация
Написание изложения
(упр. 289). Анализ
изложения
2
Характеристика героя.
Особенности
характеристики.
1
Практическая работа
(упр. 414-416)
1
Изложение содержания,
прослушанного или прочитанного
текста (подробное, сжатое,
выборочное).
Создание письменных текстов разных
стилей и жанров. Написание
сочинений, писем, текстов иных
жанров.
Создание письменных текстов разных
стилей и жанров. Написание
сочинений, писем, текстов иных
жанров.
27
правилами внутреннего распорядка
образовательной организации.
Устанавливает доверительные отношения между
учителем и обучающимися, помогает принимать,
признавать, защищать достоинство и интересы
обучающихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или неблагоприятных
условиях.
Привлекает внимание обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их обсуждений,
выработку собственного отношения.
Применяет на уроке интерактивные форм работы
с обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию (дидактический
театр, дискуссия, театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах, игры).
Развивает самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать
гражданскую позицию, способности к труду и
жизни в условиях современного мира,
формирование у обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни.
Инициирует и поддерживает исследовательскую
деятельность обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.
Способствует формированию толерантности и
навыков поведения в изменяющейся
поликультурной среде.
Проектирует ситуации и события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу ребенка
(культуру переживаний и ценностные
ориентации ребенка).
30
31-32
33
Способы передачи
чужой речи.
1
Особенности передачи чужой речи.
Косвенная речь.
Контрольная работа.
2
Создание письменных текстов разных
стилей и жанров. Написание
сочинений, писем, текстов иных
жанров. Анализ работы
Итоговый урок
1
Создание устных высказываний разной
коммуникативной направленности в
зависимости от сферы и ситуации
общения. Виды речевой деятельности
(говорение, аудирование, письмо,
чтение). Речевая ситуация и ее
компоненты (место, время, тема, цель,
условия общения, собеседники).
Речевой акт и его разновидности
(сообщения, побуждения, вопросы,
объявления, выражения эмоций,
выражения речевого этикета и т. д.)
Оценивание правильности,
28
Определяет и помогает принять четкие правила
поведения обучающимися в соответствии с
уставом образовательной организации и
правилами внутреннего распорядка
образовательной организации.
Устанавливает доверительные отношения между
учителем и обучающимися, помогает принимать,
признавать, защищать достоинство и интересы
обучающихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или неблагоприятных
условиях.
Привлекает внимание обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их обсуждений,
выработку собственного отношения.
Применяет на уроке интерактивные форм работы
с обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию (дидактический
театр, дискуссия, театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах, игры).
Развивает самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать
гражданскую позицию, способности к труду и
жизни в условиях современного мира,
формирование у обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни.
Инициирует и поддерживает исследовательскую
деятельность обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.
Тематическое планирование 9 класс
№
Название темы
Колво
часов
Содержательные единицы
Деятельность учителя с учетом Программы
воспитания
Функциональные разновидности языка, типы текстов, стили речи (3 часа)
1.
Устная и письменная речь
1
Повторение сведений, изученных ранее.
2.
Монолог, диалог. Стили
речи.Систематизация
сведений о тексте. Текст
как единица синтаксиса.
1
Текст. Повторение сведений о тексте и
стилях речи.
3.
Способы
сжатого
изложения текста: тезисы
и
конспект.
Устное
высказывание
на
лингвистическую тему.
1
Текст как продукт речевой деятельности.
Формально-смысловое единство и его
коммуникативная направленность текста:
тема, проблема, идея; главная,
второстепенная и избыточная
информация. Функционально-смысловые
типы текста (повествование, описание,
рассуждение).
29
Определяет и помогает принять четкие
правила поведения обучающимися в
соответствии с уставом образовательной
организации и правилами внутреннего
распорядка образовательной организации.
Устанавливает доверительные отношения
между учителем и обучающимися, помогает
принимать, признавать, защищать достоинство
и интересы обучающихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях.
Привлекает внимание обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их обсуждений,
выработку собственного отношения.
Применяет на уроке интерактивные форм
работы с обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию (дидактический
театр, дискуссия, театральная постановка,
диалог, групповая работа или в парах, игры).
Развивает самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать
гражданскую позицию, способности к труду и
жизни в условиях современного мира,
формирование у обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни.
Инициирует и поддерживает
исследовательскую деятельность
обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.
4
Изложение «О человеческом
общении».
1
5.
Анализ
изложения,
ошибками.
1
6.
Сжатое изложение.
1
7
Сжатое
изложение.
Анализ изложения, работа
над ошибками.
1
8-9
Критерии
написания
сочинения ОГЭ. Конспект.
Клише.
2
10
Составление
деловых
документов
(заявление,
автобиография)
1
11
Сочинение-рассуждение о
храбрости.
1
написанного
работа над
Способствует формированию толерантности и
навыков поведения в изменяющейся
поликультурной среде.
Проектирует ситуации и события,
развивающие эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).
Композиционные формы сочинений и изложений (23 час.)
Изложение содержания прослушанного
Определяет и помогает принять четкие
правила поведения обучающимися в
или прочитанного текста (сжатое)
соответствии с уставом образовательной
организации и правилами внутреннего
Анализ написанных изложений,
распорядка образовательной организации.
выявление ошибок, исправление.
Устанавливает доверительные отношения
между учителем и обучающимися, помогает
Изложение содержания прослушанного
принимать, признавать, защищать достоинство
или прочитанного текста (сжатое)
и интересы обучающихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
Виды речевых ошибок.Функциональнонеблагоприятных условиях.
смысловые типы текста (повествование,
Привлекает внимание обучающихся к
описание, рассуждение).
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их обсуждений,
выработку собственного отношения.
Создание письменных текстов разных
Применяет на уроке интерактивные форм
стилей и жанров. Написание сочинений,
работы с обучающимися, стимулирующих их
писем, текстов иных жанров.
познавательную мотивацию (дидактический
театр, дискуссия, театральная постановка,
диалог, групповая работа или в парах, игры).
Создание деловых бумаг, умение
Развивает самостоятельность, инициативу,
правильно употреблять официальнотворческие способности, формировать
деловой стиль.
гражданскую позицию, способности к труду и
Создание письменных текстов разных
жизни в условиях современного мира,
стилей и жанров. Написание сочинения.
формирование у обучающихся культуры
30
Речевая деятельность (8 часов)
Построение, написание сочинения
рассуждения.
Сочинение-рассуждение
на различные темы в
формате ОГЭ
1
13
Анализ сочинениярассуждения. Работа над
ошибками.
1
Поиск ошибок, исправление в
соответствии с критериями сочинения в
формате ОГЭ
14-15
Сочинение на одну из тем
по материалам ОГЭ.
Анализ сочинениярассуждения. Работа над
ошибками.
Итоговый урок, анализ
контрольной работы
2
Построение, написание сочинениярассуждения.
12
16
1
Проект, презентация, критерии оценки,
вопросы для осмысления проекта,
самооценка. Отзыв о проекте.
31
здорового и безопасного образа жизни.
Инициирует и поддерживает
исследовательскую деятельность
обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.
Способствует формированию толерантности и
навыков поведения в изменяющейся
поликультурной среде.
Проектирует ситуации и события,
развивающие эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).
Определяет и помогает принять четкие
правила поведения обучающимися в
соответствии с уставом образовательной
организации и правилами внутреннего
распорядка образовательной организации.
Устанавливает доверительные отношения
между учителем и обучающимися, помогает
принимать, признавать, защищать достоинство
и интересы обучающихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях.
Привлекает внимание обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их обсуждений,
выработку собственного отношения.
Применяет на уроке интерактивные форм
работы с обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию (дидактический
32
театр, дискуссия, театральная постановка,
диалог, групповая работа или в парах, игры).
Развивает самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать
гражданскую позицию, способности к труду и
жизни в условиях современного мира,
формирование у обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни.
Инициирует и поддерживает
исследовательскую деятельность
обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.
Способствует формированию толерантности и
навыков поведения в изменяющейся
поликультурной среде.
Проектирует ситуации и события,
развивающие эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).