МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей ГЦ
на заседании МО учителей ЕНЦ
Зам. директора по учебной работе Директор ГБОУ СО КШИ
ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский "Екатеринбургский кадетский корпус"
кадетский корпус"
руководитель МО ГЦ: ___________ Коршунова Л.Г.
________________Видергольд Н.Н.
________________Удинцев И.Н.
руководитель МО ЕНЦ: _________ Немтинова И.Д.
Протокол №1 от «29» 08. 2024 г.
Приказ №09/у от «02» 09. 2024 г.
Приказ №09/у от «02» 09. 2024 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для основного общего образования
Срок освоения программы 1 год
(5-9 классы)
Составитель: Малащенкова Э.Ф., учитель истории и
обществознания
Екатеринбург, 2024 г.
Содержание
Пояснительная записка ...................................................................................................................................................................... 3
Содержание курса внеурочной деятельности ................................................................................................................................. 5
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности .......................................................................................... 5
Тематическое планирование ........................................................................................................................................................... 19
2
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован
17.08.2022 № 69675).
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Письма Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по
проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
Примерной рабочей программы по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня
2022 г. № 3/22).
Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский
кадетский корпус войск национальной гвардии Российской Федерации».
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных
тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основными задачи:
воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе
национальных ценностей;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
3
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и
культуры родного края, России;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих
успешность участия в коллективной деятельности;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Учебный курс предназначен для обучающихся 5-9 классов; рассчитан на 1 час в неделю. В тематическом
планировании количество тем предусмотрено с учетом резерва.
Данный курс предполагает безотметочное оценивание в форме устного итогового зачета.
4
Содержание курса внеурочной деятельности
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь ориентир, направление движения, позитивный образ
будущего задаёт жизни определённость и наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильная и независимая Россия. Будущее страны
зависит от каждого из нас уже сейчас. Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё место в обществе и быть
полезным людям и стране. Россия – страна возможностей, где каждый может реализовать свои способности и внести вклад в будущее
страны. Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС. Информационное телеграфное агентство России (ИТАРТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно меняло
названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и функции – быть источником достоверной информации о России
для всего мира. В век информации крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать
информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с большой историей, обеспечивающая
пассажирские и транспортные перевозки. Российские железные дороги вносят огромный вклад в совершенствование экономики страны.
Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие
транспортной сферы стратегически важно для будущего страны, а профессии в этих направлениях очень перспективны и востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей страны, главной задачей которой является
производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян
продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это отрасль,
которая объединила в себе традиции нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными системами, цифровыми
устройствами.
Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность отрасли
(агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
5
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение учителя – социальное служение, образование и
воспитание подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на
развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание истории страны, историческая правда,
сохранение исторической памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории –
одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная
позиция, созидательный подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовнонравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Финансовая самостоятельность и финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого гражданина страны. Знания и навыки для построения
крепкой семьи в будущем. Почему важна крепкая семья? Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь,
взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к
старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество, объединяющее все народы России. Семейные
традиции встречи гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей и
традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются поездки туристов по стране с
целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад гражданина в благополучие
государства и общества.
Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы
создаём будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
6
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека, способного оказывать помощь и поддержку,
проявлять милосердие. Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об
окружающих. Здоровый образ жизни как забота о себе и об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме, хранительница семейного очага,
воспитательница детей. У России женское лицо, образ «Родины-матери». Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные
матери: примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Материнство как особая
миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита материнства на государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и
мирное время: примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления волонтёрской
деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во
благо Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование
и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость,
решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов от древних времён до наших дней.
Законодательная власть в России. От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению
(позитивные примеры). Участие молодёжи в законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы России. Новый год – любимый семейный праздник.
История возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на
Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, –
всем, кто в той или иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника. Информационные
7
источники формируют общественное мнение. Профессиональная этика журналиста. Издание печатных средств информации – коллективный
труд людей многих профессий. Зачем нужны школьные газеты? Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции. История основания Московского
государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для
творчества и самореализации. Перспективы получения высшего образования. Как сделать выбор? Студенчество и технологический прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном мире. БРИКС – символ многополярности мира.
Единство и многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться
знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров.
Значение российской культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Экономика: от структуры хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня
делается для успешного развития экономики России? Цифровая экономика – это деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми
технологиями. Какое значение имеет использование цифровой экономики для развития страны? Механизмы цифровой экономики.
Технологическое предпринимательство как особая сфера бизнеса. Значимость технологического предпринимательства для будущего страны
и её технологического суверенитета.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России,
оптимизирующая процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает
только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Степень ответственности тех, кто обучает
ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День защитника Отечества: исторические традиции.
Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к
родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества
российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
8
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория развития страны. Почему для России важно осваивать
Арктику? Артика – ресурсная база России. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный
ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в
современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны.
Здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития
массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История и традиции Артека. После воссоединения Крыма
и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство
для творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и
диалога между поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни.
Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна великих композиторов,
писателей, художников, признанных во всём мире.
Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и уникальная страна, каждый из её регионов
прекрасен и неповторим своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность любоваться
природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её историю и
культуру.
9
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии
космической отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые
обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные
научные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь
человека. Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей
первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной политики страны. Современные поликлиники и
больницы. Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую роль в
поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание, требующее не только
знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность поколений и профессия человека:
семейные династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть
терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться
долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата, память о которой передаётся от поколения к
поколению. Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и
чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские общественные организации разных поколений
объединяли и объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе
делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном движении детей и молодежи, знакомство с
различными проектами.
10
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для человека и общества. Духовнонравственные ценности России, объединяющие всех граждан страны.
11
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
12
принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися
социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
открытость опыту и знаниям других; повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение анализировать и выявлять
взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
13
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский
инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную
форму представления информации; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения,
выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные
на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких
людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы,
определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности.
14
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в различных подходах
принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать
ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место
другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к
другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учетом
специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; формирование умений
речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных
впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов:
побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения
(просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и ее роли в формировании
гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание
специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового,
публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать
художественную картину мира, отраженную в литературных произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них
15
художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый,
выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту;
развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить
собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: умение сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и традициях народов России и других
стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационнокоммуникационных технологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с
приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и
мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений,
процессов; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; умение
рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их
участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических
понятий; умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; умение
устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов
изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX - начала XXI вв.; умение определять и
аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя
источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию
народов России.
16
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его
взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; о характерных чертах общества; о
содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической,
социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционного строя и организации
государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе
несовершеннолетнего); о системе образования в Российской Федерации; об основах государственной бюджетной и денежнокредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской
Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и
свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие,
справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины);
умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления,
процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять
взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных
функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать
полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности; умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной
действительности; умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную
информацию, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным
социальным опытом; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России.
17
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов,
понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении
современных практических задач своего населенного пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи
устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими
явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение оценивать характер
взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции
устойчивого развития.
18
Тематическое планирование
Тематическое планирование для 5-9-х классов, 35 часов
№
Тема занятия
Кол-во Форма проведения занятия
часов
1.
Образ будущего. Ко Дню знаний
1
2.
Век информации. 120 лет
Информационному агентству России ТАСС
1
3.
Дорогами России
1
4.
Путь зерна
1
5.
День учителя
1
6.
Легенды о России
1
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа
в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
19
ЦОР/ЭОР
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
№
Тема занятия
Кол-во Форма проведения занятия
часов
7.
Что значит быть взрослым?
1
8.
Как создать крепкую семью. День отца
1
9.
Гостеприимная
Россия.
народного единства
1
10.
Твой вклад в общее дело
1
11.
С заботой к себе и окружающим
1
Ко
Дню
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа
в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа
в
группах, выполнение творческих
заданий
20
ЦОР/ЭОР
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
№
Тема занятия
Кол-во Форма проведения занятия
часов
12.
День матери
1
13.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра)
1
14.
День Героев Отечества
1
15.
Как пишут законы?
1
16.
Одна страна – одни традиции
1
17.
День российской печати
1
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа
в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа
в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа
в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа
в
группах, выполнение творческих
21
ЦОР/ЭОР
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
№
Тема занятия
Кол-во Форма проведения занятия
часов
ЦОР/ЭОР
заданий
18.
День студента
19.
БРИКС (тема
отношениях)
20.
Бизнес и технологическое
предпринимательство
1
21.
Искусственный интеллект и человек.
Стратегия взаимодействия
1
22.
Что значит служить Отечеству? 280 лет
со дня рождения Ф. Ушакова
1
23.
Арктика – территория развития
1
1
о
международных
1
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в
22
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
№
Тема занятия
Кол-во Форма проведения занятия
часов
24.
Международный женский день
1
25.
Массовый спорт в России
1
26.
День воссоединения Крыма и Севастополя
с Россией. 100-летие Артека
1
27.
Служение творчеством. Зачем людям
искусство? 185 лет со дня рождения П. И.
Чайковского
1
28.
Моя малая Родина (региональный
местный компонент)
1
29.
Герои космической отрасли
и
1
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа
в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа
в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
23
ЦОР/ЭОР
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
№
Тема занятия
Кол-во Форма проведения занятия
часов
30.
Гражданская авиация России
1
31.
Медицина России
1
32.
Что такое успех? (ко Дню труда)
1
33.
80-летие
Победы
Отечественной войне
34.
Жизнь в Движении
1
35.
Ценности, которые нас объединяют
1
в
Великой
1
интерактивных заданий, работа
в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа
в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа
в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа
в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
Эвристическая беседа, просмотр
24
ЦОР/ЭОР
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
№
Тема занятия
Кол-во Форма проведения занятия
часов
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
25
ЦОР/ЭОР