МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании МО учителей ЕНЦ Зам. директора по учебной
руководитель МО ЕНЦ
работе
ГБОУ
СО
КШИ
"Екатеринбургский
______________ Немтинова И.Д. кадетский корпус"
Протокол № 1 от «29» 08. 2024г. ______________Видергольд Н.Н.
Приказ №09/у от «02» 09. 2024г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ СО КШИ
"Екатеринбургский
кадетский корпус"
______________ Удинцев И.Н.
Приказ №09/у от «02» 09. 2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика и ИКТ»
для обучающихся 5-6 классов
Составитель: Салаватуллина М.К.
учитель информатики
г. Екатеринбург 2024
2
Оглавление
Пояснительная записка .........................................................................................................3
Содержание учебного предмета «Математика и ИКТ» ....................................................6
5 класс.................................................................................................................................6
6 класс.................................................................................................................................6
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика и ИКТ» на уровне
основного общего образования........................................................................................................8
Личностные результаты....................................................................................................8
Метапредметные результаты ...........................................................................................9
Предметные результаты .................................................................................................10
Тематическое планирование курса ....................................................................................12
5 класс (33 часа)...............................................................................................................12
6 класс (33 часа)...............................................................................................................14
Поурочное планирование ...................................................................................................17
5 класс...............................................................................................................................17
6 класс...............................................................................................................................20
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса ...................................23
3
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по Математике и ИКТ для 5–6 классов составлена на
основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также Примерной программы
воспитания
В примерной рабочей программе соблюдается преемственность с ФГОС начального
общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности учащихся 5–
6 классов, межпредметные связи
Примерная рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Математика и ИКТ» в
5–6 классах; устанавливает рекомендуемое предметное содержание, предусматривает его
структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам
(годам изучения); даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам
курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся.
Примерная рабочая программа определяет количественные и качественные
характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для
содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации
обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации)
Программа является основой для составления авторских учебных программ и учебников,
поурочного планирования курса учителем
Цели изучения учебного предмета «Математика и ИКТ»
Изучение Математики и ИКТ в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, обеспечивая:
формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект»,
«система», «модель», «алгоритм» и др, как необходимого условия для успешного
продолжения учебно-познавательной деятельности и основы научного мировоззрения;
формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого условия
профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном обществе;
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире
универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и
методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями
работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять
индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать
её результаты;
формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой
экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация
в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного
и избирательного отношения к информации
Общая характеристика учебного предмета «Математика и ИКТ»
Учебный предмет «Математика и ИКТ» в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных
системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
4
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы
понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как
необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации Многие предметные знания и
способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных
областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования
качеств личности, т е ориентированы на формирование метапредметных и личностных
результатов обучения
Учебный предмет «Математика и ИКТ» в основном общем образовании
интегрирует в себе:
цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как
в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении
всех без исключения учебных предметов;
теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической
информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в
соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах)
осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее
учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета
изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
информационные технологии как необходимый инструмент практически любой
деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной
цивилизации
Цели и задачи изучения Математики и ИКТ на уровне основного общего образования
определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх
тематических разделов:
1 цифровая грамотность;
2 теоретические основы информатики;
3 алгоритмы и программирование;
4 информационные технологии
Место учебного предмета «Математика и ИКТ» в учебном плане
Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы
основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса Математика
и ИКТ в 5–6 классах. Время на данный курс образовательная организация может выделить за
счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений
Программа по Математике и ИКТ для 5–6 классов составлена из расчёта общей
учебной нагрузки 66 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6
классе.
Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики
происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической
линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне
начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в сфере
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего
обучения Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения
ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и
обобщение этого опыта. Изучение Математики и ИКТ в 5–6 классах поддерживает
непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую
теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в 7–
9 классах.
5
Деятельность учителя с учетом программы воспитания:
1. Определяет и помогает принять четкие правила поведения обучающимися в
соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка
образовательной организации
2. Устанавливает доверительные отношения между учителем и обучающимися,
помогает принимать, признавать, защищать достоинство и интересы обучающихся, помогает
детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
3. Привлекает внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициирует их обсуждение, выработку собственного отношения
4. Применяет на уроке интерактивные форм работы с обучающимися,
стимулирующих их познавательную мотивацию (дидактический театр, дискуссия,
театральная постановка, диалог, групповая работа или в парах, игры)
5. Развивает самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует
гражданскую позицию, способности к труду и жизни в условиях современного мира,
культуру здорового и безопасного образа жизни
6. Инициирует и поддерживает исследовательскую деятельность обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов
7. Способствует формированию толерантности и навыков поведения в
изменяющейся поликультурной среде
8. Проектирует ситуации и события, развивающие эмоциональноценностную сферу
ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка.
6
Содержание учебного предмета «Математика и ИКТ»
5 класс
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными
устройствами и другими элементами цифрового окружения
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе
Мобильные устройства Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных
устройств Процессор Оперативная и долговременная память Устройства ввода и вывода
Программы для компьютеров Пользователи и программисты Прикладные программы
(приложения), системное программное обеспечение (операционные системы) Запуск и
завершение работы программы (приложения) Имя файла (папки, каталога)
Сеть Интернет Веб-страница, веб-сайт Браузер Поиск информации на веб-странице
Поисковые системы Поиск информации по ключевым словам и по изображению
Достоверность информации, полученной из Интернета
Правила безопасного поведения в Интернете Процесс аутентификации Виды
аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS,
биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение,
многофакторная аутентификация) Пароли для аккаунтов в социальных сетях Кибербуллинг
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека Способы восприятия информации человеком Роль
зрения в получении человеком информации Компьютерное зрение
Действия с информацией Кодирование информации Данные — записанная
(зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной
системой
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма Исполнители алгоритмов Линейные алгоритмы Циклические
алгоритмы
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового
программирования
Информационные технологии
Графический редактор Растровые рисунки Пиксель Использование графических
примитивов Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот,
отражение
Текстовый редактор. Правила набора текста
Текстовый процессор Редактирование текста Проверка правописания Расстановка
переносов Свойства символов Шрифт Типы шрифтов (рубленые, с засечками,
моноширинные) Полужирное и курсивное начертание Свойства абзацев: границы, абзацный
отступ, интервал, выравнивание Вставка изображений в текстовые документы Обтекание
изображений текстом Компьютерные презентации Слайд Добавление на слайд текста и
изображений Работа с несколькими слайдами
6 класс
Цифровая грамотность
Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры,
суперкомпьютеры
Иерархическая файловая система Файлы и папки (каталоги) Путь к файлу (папке,
каталогу) Полное имя файла (папки, каталога) Работа с файлами и каталогами средствами
операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление
файлов и папок (каталогов) Поиск файлов средствами операционной системы
7
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от
вирусов Встроенные антивирусные средства операционных систем
Теоретические основы информатики
Информационные процессы Получение, хранение, обработка и передача информации
(данных)
Двоичный код Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите
Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном
алфавите Преобразование любого алфавита к двоичному
Информационный объём данных Бит — минимальная единица количества
информации — двоичный разряд Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры
файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни,
видеоклип, полнометражный фильм)
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования Управление исполнителем (например,
исполнителем Черепаха) Циклические алгоритмы Переменные
Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов
(процедур) Процедуры с параметрами
Информационные технологии
Векторная графика Создание векторных рисунков встроенными средствами
текстового процессора или других программ (приложений) Добавление векторных рисунков
в документы
Текстовый процессор Структурирование информации с помощью списков
Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки Добавление таблиц в текстовые
документы
Создание компьютерных презентаций Интерактивные элементы Гиперссылки
8
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Математика и ИКТ» на уровне основного общего образования
Изучение Математики и ИКТ в 5–6 классах направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию;
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного
общества
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных
задач, создании учебных проектов;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности;
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков
Ценности научного познания:
наличие представлений об информации, информационных процессах и
информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и
общественной практики;
интерес к обучению и познанию; любознательность;
стремление к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также
умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности
Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств ИКТ
9
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса
Экологическое воспитание:
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по Математике и
ИКТ отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными,
коммуникативными, регулятивными
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев)
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их
комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию
Универсальные коммуникативные действия
10
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с
другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать выбор варианта решения задачи;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации
Предметные результаты
5 класс
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими
элементами цифрового окружения;
иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных
11
устройств, объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная
система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по
изображению);
критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для
личности и общества распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа
управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или
текстового программирования с использованием последовательного выполнения операций и
циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы;
знать правила набора текстов;
использовать автоматическую проверку правописания;
устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев;
иллюстрировать документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения;
использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с
фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую
информацию
6 класс
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное
имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием
графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять
файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов;
защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного
программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или
распространяемых отдельно средств защиты;
пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка
информации», «хранение информации», «передача информации»;
иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма
данных;
сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
разбивать задачи на подзадачи;
составлять программы для управления исполнителем в среде текстового
программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов
(процедур) с параметрами;
объяснять различие между растровой и векторной графикой;
создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации
создаваемых документов;
создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;
создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами
анимации
12
Тематическое планирование курса
5 класс (33 часа)
1 час в неделю, всего — 33 часа, 1 час — резервное время
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы, и
Учебное содержание
количество часов,
отводимое на их
изучение
Раздел 1. Цифровая грамотность (7 часов)
Тема 1 Компьютер —
универсальное вычислительное устройство,
работающее по
программе (2 часа)
7
1
Тема 2 Программы для
компьютеров. Файлы и
папки (3 часа)
Правила гигиены и безопасности при
работе с компьютерами, мобильными
устройствами и другими элементами
цифрового окружения
Компьютер — универсальное
вычислительное устройство, работающее
по программе. Мобильные устройства.
Основные компоненты персональных
компьютеров и мобильных устройств.
Процессор. Оперативная и
долговременная память. Устройства
ввода и вывода
Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы (на
уровне учебных действий)
Приводить примеры ситуаций
правильного и неправильного поведения
в компьютерном классе, соблюдения и
несоблюдения гигиенических требований
при работе с компьютерами.
Называть основные компоненты
персональных компьютеров и мобильных
устройств, объяснять их назначение.
Объяснять работу устройств компьютера
с точки зрения организации процедур
ввода и вывода информации.
Программы для компьютеров.
Объяснять содержание понятий
Пользователи и программисты.
«программное обеспечение»,
Прикладные программы (приложения), «операционная система», «файл».
системное программное обеспечение
Определять программные средства,
(операционные системы).Запуск и
необходимые для осуществления
завершение работы программы
информационных процессов при
(приложения).
решении задач.
Имя файла (папки, каталога).
Практические работы
1 Запуск, работа и завершение работы
клавиатурного тренажёра.
2 Создание, сохранение и загрузка
текстового и графического файла.
3 Выполнение основных операций с
файлами и папками (создание,
переименование, сохранение) под
руководством учителя.
Тема 3 Сеть Интернет
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Правила безопасного
Браузер. Поиск информации на вебОсуществлять поиск информации по
поведения в Интернете (2 странице. Поисковые системы. Поиск
ключевым словам и по изображению.
часа)
информации по ключевым словам и по Обсуждать способы проверки
изображению. Достоверность
достоверности информации, полученной
информации, полученной из Интернета. из Интернета.
Правила безопасного поведения в
Обсуждать ситуации, связанные с
Интернете. Процесс аутентификации.
безопасным поведением в Интернете.
Виды аутентификации (аутентификация Различать виды аутентификации.
по паролям, аутентификация с помощью Различать «слабые» и «сильные» пароли.
SMS, биометрическая аутентификация, Анализировать возможные причины
аутентификация через географическое
кибербуллинга и предлагать способы, как
местоположение, многофакторная
его избежать.
аутентификация). Пароли для аккаунтов в
социальных сетях. Кибербуллинг.
Практические работы
1 Поиск информации по ключевым
словам и по изображению. Сохранение
найденной информации.
13
Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа)
Тема 4 Информация в
жизни человека (3 часа)
Информация в жизни человека.
Способы восприятия информации
человеком. Роль зрения в получении
человеком информации. Компьютерное
зрение.
Действия с информацией. Кодирование
информации. Данные – записанная
(зафиксированная) информация, которая
может быть обработана
автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в
жизни человека.
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Различать виды информации по способам
её восприятия человеком.
Осуществлять кодирование и
декодирование информации
предложенным способом.
Приводить примеры применения
искусственного интеллекта
(робототехника, беспилотные
автомобили, интеллектуальные игры,
голосовые помощники и пр ).
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (10 часов)
Тема 5 Алгоритмы и
исполнители (2 часа)
Понятие алгоритма. Исполнители
алгоритмов. Линейные алгоритмы.
Циклические алгоритмы.
Тема 6 Работа в среде
программирования (8
часов)
Составление программ для управления
исполнителем в среде блочного или
текстового программирования.
Практические работы
1 Знакомство со средой
программирования.
2 Реализация линейных алгоритмов в
среде программирования.
3 Реализация циклических алгоритмов в
среде программирования.
Раздел 4. Информационные технологии (12 часов)
Тема 7 Графический
редактор (3 часа)
Тема 8 Текстовый
редактор (6 часов)
Графический редактор. Растровые
рисунки. Пиксель. Использование
графических примитивов. Операции с
фрагментами изображения: выделение,
копирование, поворот, отражение.
Практические работы
1 Создание и редактирование простого
изображения с помощью инструментов
растрового графического редактора.
2 Работа с фрагментами изображения с
использованием инструментов
графического редактора.
Текстовый редактор. Правила набора
текса.
Текстовый процессор. Редактирование
текста. Проверка правописания.
Расстановка переносов.
Свойства символов. Шрифт. Типы
шрифтов (рубленный, с засечками,
моноширинные). Полужирное и
курсивное начертания. Свойства абзацев:
границы, абзацные отступ, интервал,
выравнивание.
Вставка изображений в текстовые
документы. Обтекание изображений
текстом.
Практические работы
1. Создание небольших текстовых
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Приводить примеры неформальных и
формальных исполнителей в
окружающем мире. Приводить примеры
циклических действий в окружающем
мире.
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства.
Определять условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач.
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства.
Определять условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач.
Планировать последовательность
действий при создании и редактировании
растрового изображения.
Раскрывать смысл изучаемых понятий
Анализировать пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства
Определять условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач Анализировать
преимущества создания текстовых
документов на компьютере по
сравнению с рукописным способом
14
Тема 9 Компьютерная
презентация (3 часа)
документов посредством
квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстовых редакторов.
2 Редактирование текстовых документов
(проверка правописания; расстановка
переносов).
3 Форматирование текстовых документов
(форматирование символов и абзацев).
4 Вставка в документ изображений.
Компьютерные презентации. Слайд
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Добавление на слайд текста и
Анализировать пользовательский
изображений. Работа с несколькими
интерфейс применяемого программного
слайдами.
средства.
Определять условия и возможности
Практические работы
1 Создание презентации на основе
применения программного средства для
готовых шаблонов
решения типовых задач
Резервное время — 1 час
6 класс (33 часа)
1 час в неделю, всего — 33 часа, 1 час — резервное время
3
2
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы, и
Учебное содержание
количество часов,
отводимое на их изучение
Раздел 1. Цифровая грамотность (4 часа)
Тема 1 Компьютер (1 час) Типы компьютеров: персональные
компьютеры, встроенные компьютеры,
суперкомпьютеры.
Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы (на
уровне учебных действий)
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Характеризовать типы персональных
компьютеров.
Тема 2 Файловая система (2 Иерархическая файловая система. Файлы Раскрывать смысл изучаемых понятий.
часа)
и папки (каталоги) Путь к файлу (папке, Выполнять основные операции с
каталогу). Полное имя файла (папки,
файлами и папками.
каталога). Работа с файлами и каталогами Находить папку с нужным файлом по
средствами операционной системы:
заданному пути.
создание, копирование, перемещение,
переименование и удаление файлов и
папок (каталогов). Поиск файлов
средствами операционной системы
Практические работы
1 Работа с файлами и каталогами
средствами операционной системы:
создание, копирование, перемещение,
переименование и удаление файлов и
папок (каталогов).
2 Поиск файлов средствами
операционной системы.
Тема 3 Защита от
Компьютерные вирусы и другие
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
вредоносных программ (1 вредоносные программы.
Осуществлять защиту информации от
час)
Программы для защиты от вирусов.
компьютерных вирусов с помощью
Встроенные антивирусные средства
антивирусных программ
операционных систем.
15
Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов)
Тема 4 Информация и
Информационные процессы.
информационные процессы Получение, хранение, обработка и
(2 часа)
передача информации (данных).
Практические работы
1 Преобразование информации,
представленной в форме таблиц и
диаграмм, в текст.
Тема 5 Двоичный код (2
часа)
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Приводить примеры информационных
процессов в окружающем мире.
Выбирать форму представления
информации в зависимости от
поставленной задачи
Осуществлять обработку информации по
заданному алгоритму.
Разрабатывать алгоритм преобразования
информации.
Двоичный код. Представление данных в Раскрывать смысл изучаемых понятий.
компьютере как текстов в двоичном
Подсчитывать количество всевозможных
алфавите. Количество всевозможных
слов (кодовых комбинаций)
слов (кодовых комбинаций)
фиксированной длины в двоичном
фиксированной длины в двоичном
алфавите.
алфавите. Преобразование любого
алфавита к двоичному
Тема 6 Единицы измерения Информационный объём данных. Бит –
информации (2 часа)
минимальная единица количества
информации – двоичный разряд. Байт,
килобайт, мегабайт, гигабайт.
Характерные размеры файлов различных
типов (страница текста, электронная
книга, фотография, запись песни,
видеоклип, полнометражный фильм).
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Применять в учебных и практических
задачах соотношения между единицами
измерения информации.
Сравнивать размеры текстовых,
графических, звуковых файлов и
видеофайлов.
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (12 часов)
Тема 7 Основные
алгоритмические
конструкции (8 часов)
5
2
Тема 8 Вспомогательные
алгоритмы (4 часа)
Среда текстового программирования
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Управление исполнителем (например,
Выявлять общие черты и различия в
исполнителем Черепаха). Циклические средах блочного и текстового
алгоритмы Переменные.
программирования.
Анализировать готовые алгоритмы
Практические работы
1 Разработка программ для управления управления исполнителем, исправлять в
исполнителем в среде текстового
них ошибки.
программирования
Применять алгоритмические
с использованием циклов.
конструкции «следование» и «цикл».
2 Разработка программ в среде
текстового программирования,
реализующих простые вычислительные
алгоритмы.
3 Разработка диалоговых про- грамм в
среде текстового программирования.
Разбиение задачи на подзадачи,
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
использование вспомогательных
Осуществлять разбиение задачи на
алгоритмов (процедур). Процедуры с
подзадачи.
параметрами.
Анализировать работу готовых
вспомогательных алгоритмов (процедур).
Практические работы
1 Разработка программ для управления Самостоятельно создавать
исполнителем в среде текстового
вспомогательные алгоритмы (процедуры)
программирования с использованием
для решения поставленных задач.
вспомогательных алгоритмов (процедур).
2 Разработка программ для управления
исполнителем в среде текстового
программирования, в том числе с
использованием вспомогательных
алгоритмов (процедур) с параметрами.
16
Раздел 4. Информационные технологии (10 часов)
Тема 9 Векторная графика Векторная графика. Создание векторных
(3 часа)
рисунков встроенными средствами
текстового процессора или других
программ (приложений). Добавление
векторных рисунков в документы.
Практическая работы
1 Исследование возможностей
векторного графического редактора
Масштабирование готовых векторных
изображений.
2 Создание и редактирование
изображения базовыми средствами
векторного редактора (по описанию).
3 Разработка простого изображения с
помощью инструментов векторного
графического редактора (по
собственному замыслу)
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства.
Определять условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач. Планировать
последовательность действий при
создании векторного изображения.
Сравнивать растровые и векторные
изображения (цветопередача,
возможности масштабирования, размер
файлов, сфера применения).
Тема 10 Текстовый
процессор (4 часа)
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства.
Определять условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач.
7
Текстовый процессор. Структурирование
информации с помощью списков.
Нумерованные, маркированные и
многоуровневые списки. Добавление
таблиц в текстовые документы.
Практические работы
1 Создание небольших текстовых
документов с нумерованными,
маркированными и многоуровневыми
списками.
2 Создание небольших текстовых
документов с таблицами.
3 Создание одностраничного документа,
содержащего списки, таблицы,
иллюстрации.
Тема 11 Создание
Создание компьютерных презентаций.
интерактивных
Интерактивные элементы. Гиперссылки.
компьютерных презентаций Практические работы
(3 часа)
1 Создание презентации с
гиперссылками.
2 Создание презентации с
интерактивными элементами.
2
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства.
Определять условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач.
Планировать структуру презентации с
гиперссылками.
Планировать структуру презентации с
интерактивными элементами
Резервное время — 1 час
При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть
учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные
программы,
электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории,
игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для
обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном
(цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании.
17
Поурочное планирование
5 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема урока
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Информация вокруг нас. Зрение человека и компьютерное
зрение
Действия с информацией
Компьютер – универсальная машина для работы с
информацией.
Ввод информации в память компьютера.
Компьютерный практикум. Работа № 1. Вспоминаем
клавиатуру
Программы для компьютеров. Запуск программ.
Компьютерный практикум. Работа № 2. Вспоминаем приёмы
управления компьютером
Хранение информации.
Файлы и папки.
Компьютерный практикум. Работа № 3. Создаём и сохраняем
файлы
Интернет и Всемирная паутина.
Компьютерный практикум. Работа № 4. Ищем информацию в
сети Интернет
Передача информации. Безопасность в Сети.
Компьютерный практикум. Работа 5. Работаем с электронной
почтой
Кодирование информации
Текст как форма представления информации
Компьютерные инструменты подготовки текстов
Ввод текстов.
Компьютерный практикум. Работа № 6. Вводим текст
Всего
Количество часов
Контрольных Практические
работ
работы
Дата
изучения
§ учебника
Введение
§1
1
§1
§2
1
1
§3
1
0,5
§4
1
0,5
§5
§5
1
1
0,5
1
0,5
§5
§6
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
§7
§8
§8
§8
18
14 Редактирование текстов.
Компьютерный практикум. Работа № 7. Редактируем текст
15 Работа с фрагментами текста.
Компьютерный практикум. Работа № 8. Работаем с
фрагментами текста
16 Форматирование текстов.
Компьютерный практикум. Работа № 9. Форматируем текст
17 Наглядные формы представления информации.
Компьютерный практикум. Работа № 9. Форматируем текст
18 Компьютерная графика. Графический редактор.
Компьютерный практикум. Работа № 10. Изучаем
инструменты графического редактора
19 Растровые рисунки. Использование графических примитивов.
Компьютерный практикум. Работа № 11. Работаем с
графическими фрагментами
20 Работа с фрагментами изображения.
Компьютерный практикум. Работа № 12. Планируем работу в
графическом редакторе
21 Обработка информации. Искусственный интеллект.
Компьютерный практикум. Работа № 13. Выполняем
вычисления с помощью программы Калькулятор
22 Алгоритмы вокруг нас
23 В мире исполнителей.
Компьютерный практикум. Работа № 14. Управляем
исполнителем Кузнечик
24 Среда программирования Скретч.
Компьютерный практикум. Работа № 15. Знакомимся со
средой программирования Скретч
25 Линейные алгоритмы.
Компьютерный практикум. Работа № 16. Разрабатываем
линейные алгоритмы
26 Циклические алгоритмы. Анимация путём смены костюма.
Компьютерный практикум. Работа № 17. Разрабатываем
циклические алгоритмы
1
0,5
§8
§8
1
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5
§8
§9
§ 10
1
0,5
§ 10
1
0,5
§ 10
1
0,5
0,5
§ 11
1
0,5
§ 12
§ 13
1
1
0,5
1
0,5
§ 14
§ 15
1
0,5
1
0,5
§ 15
19
27 Правильные многоугольники.
Компьютерный практикум. Работа № 17. Разрабатываем
циклические алгоритмы
28 Алгоритмы с ветвлениями. Викторина.
Компьютерный практикум. Работа № 18. Разрабатываем
алгоритмы с ветвлениями
29 Простые игры.
Компьютерный практикум. Работа № 18. Разрабатываем
алгоритмы с ветвлениями
30 Создание ремикса.
Компьютерный практикум. Работа № 19. Создаём ремиксы
31 Компьютерные презентации
32 Правила размещения информации на слайдах. Правила
выступления с презентацией.
Компьютерный практикум. Работа № 20. Создаём
компьютерные презентации
33 Обобщение и систематизация знаний и умений по теме
«Алгоритмизация»
Общее количество часов по программе
§ 15
1
0,5
1
0,5
§ 15
§ 15
1
0,5
1
0,5
§ 15
§ 16
§ 16
1
1
1
1
1
33
2,5
12
20
6 класс
№
п/п
Тема урока
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Объекты окружающего мира
2 Разнообразие компьютеров
3 Объекты операционной системы.
Компьютерный практикум. Работа № 1. Работаем с
основными объектами операционной системы
4 Файлы и папки.
Компьютерный практикум. Работа № 2. Работаем с объектами
файловой системы
5 Двоичный код. Представление текстов в двоичном коде
6 Растровая и векторная графика. Представление графики в
двоичном коде
7 Измерение информации
8 Соотношения между единицами измерения информации
9 Отношения объектов и их множеств.
Компьютерный практикум. Работа № 3. Повторяем
возможности графического редактора – инструмента
создания графических объектов
10 Разновидности объектов и их классификация. Вредоносные
программы и их классификация.
Компьютерный практикум. Работа № 4. Повторяем
возможности текстового процессора – инструмента создания
текстовых объектов
11 Системы объектов.
Компьютерный практикум. Работа № 5. Знакомимся с
графическими возможностями текстового процессора
12 Как мы познаём окружающий мир.
Компьютерный практикум. Работа № 6. Создаём
1
Всего
Количество часов
Контрольных Практические
работ
работы
Дата
изучения
§ учебника
Введение
§1
§2
1
1
1
0,5
§2
1
0,5
§2
1
§3
1
§3
1
1
§3
§3
0,5
1
0,5
§4
1
0,5
§5
1
0,5
§6
1
0,5
§7
21
компьютерные документы
13 Понятие как форма мышления.
Компьютерный практикум. Работа № 7. Конструируем и
исследуем графические объекты
14 Информационное моделирование.
Компьютерный практикум. Работа № 8. Создаём графические
модели
15 Знаковые информационные модели.
Компьютерный практикум. Работа № 9. Создаём словесные
модели. Работа № 10. Создаём списки
16 Табличные информационные модели.
Компьютерный практикум. Работа № 11. Создаём табличные
модели
17 Графики и диаграммы.
Компьютерный практикум. Работа № 13. Создаём
информационные модели — диаграммы и графики
18 Схемы.
Компьютерный практикум. Работа № 14. Создаём
информационные модели — схемы, графы и деревья
19 Исполнители и алгоритмы
20 Среда текстового программирования КуМир. Управление
исполнителем Чертёжник
21 Язык программирования Питон. Управление исполнителем
Черепашка. Командный режим
22 Программный режим
23 Черепашка и координаты
24 Абсолютные и относительные перемещения Черепашки
25 Круги и окружности
26 Цикл for
27 Вспомогательные алгоритмы. Процедуры
28 Процедуры с параметрами
29 Простые вычислительные алгоритмы
30 Конструкция if. Диалоговые программы
31 Интерактивные компьютерные презентации.
1
0,5
§8
1
0,5
§9
1
0,5
§ 10
1
0,5
§ 11
1
0,5
§ 12
0,5
§ 13
1
0,5
1
§ 14
1
§ 15
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
§ 16
§ 16
§ 16
§ 16
§ 16
§ 16
§ 16
§ 16
§ 17
§ 17
22
Компьютерный практикум. Работа № 14. Создаём
презентацию с гиперссылками
32 Презентации с гиперссылками.
Компьютерный практикум. Работа № 15. Создаём итоговый
проект
33 Создание презентации с гиперссылками. Представление
итогового проекта
Компьютерный практикум. Работа № 15. Создаём итоговый
проект
Общее количество часов по программе
1
0,5
1
0,5
0,5
33
2
12
23
Учебно-методическое обеспечение образовательного
процесса
Обязательные учебные материалы для ученика
• Информатика, 5 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Информатика, 6 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
Методические материалы для учителя
• ЯКласс https://www.yaklass.ru
• УМК «Информатика». Авторы Босова Л.Л., Босова А.Ю. https://bosova.ru
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
• ЯКласс https://www.yaklass.ru
• УМК «Информатика». Авторы Босова Л.Л., Босова А.Ю. https://bosova.ru