Рабочая программа по предмету "Практикум по русскому языку 10-11 классы" 2024-2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО учителей ГЦ

Зам. директора по учебной работе ГБОУ
СО КШИ "Екатеринбургский кадетский
корпус"

Директор ГБОУ СО КШИ
"Екатеринбургский кадетский корпус"

________________Видергольд Н.Н.
Приказ №09/у от «02» 09. 2024 г.

________________Удинцев И.Н.
Приказ №09/у от «02» 09. 2024 г.

руководитель МО ГЦ:
______________ Коршунова Л.Г.
Протокол №1 от «29» 08. 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 10-11 классов
Составитель: Батт И.С., учитель русского языка и литературы
Золотарева Н.Н., учитель русского языка и литературы

Екатеринбург, 2024

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ....................................................................................................................................................................3
РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ..........................................................................4
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ........................................................................................................................... 12
РАЗДЕЛ III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ............................... 13

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования
Рабочая программа ориентирована на единую «линейку» учебников:
 Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 7-е
изд. –М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010г.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не
будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал, отработать практические умения и
навыки. В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В
связи с этим по- прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить
базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа
учитывает образовательные потребности – способности учащихся.
Данный курс предполагает безотметочное оценивание в форме устного итогового зачета с элементами самооценивания и взаимооценивания
Согласно Учебному плану ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус», на изучение данного предмета отводится следующее
количество часов: 32

3

РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
4

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
5

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия
обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД)
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Метапредметные результаты освоения рабочей программы практикум по русскому языку должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Овладение познавательными универсальными действиями
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
6

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Овладение универсальными коммуникативными действиями
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
- подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Предметные результаты практикум по русскому языку должны обеспечивать:
 создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
 выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
 подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
 правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
7












создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем
обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему,
проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для сочинения;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.

8

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы 10 класс (32 часа)
10 класс
№
Название раздела
Введение. Языковые нормы. (1 ч.)
1.
Орфоэпические нормы (1 ч.)
2.
Грамматические нормы (9 ч.)
4.
Синтаксические нормы. (9 ч.)
44444.4.4К
5.
лассификац
6.
Орфоэпические нормы (4 ч)
ия 7.
Лексические нормы (4 ч.)
сочинений
Общее количество часов
по
проблемати
ке,
тематике
РАЗДЕЛ III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов
1
5
9
9
4
4
32

и жанрам
..
№

Название темы

Электронные (цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Введение. Цели и задачи курса. Знакомство с демоверсией

9

Учебные предметы - Российская
электронная
школа (resh.edu.ru)
Каталог «Моя школа»:
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

2

3

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

4

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

5

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

6

Решение тестов.

7

Грамматические нормы русского языка

8

Грамматические нормы русского языка

9

Грамматические нормы русского языка

10

Грамматические нормы русского язык

11

Грамматические нормы русского языка

12

Грамматические нормы русского языка

13

Грамматические нормы русского языка

14

Грамматические нормы русского языка

Учебные предметы - Российская
электронная
школа (resh.edu.ru)
Каталог «Моя школа»:
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/

Учебные предметы - Российская
электронная
школа (resh.edu.ru)
Каталог «Моя школа»:
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/
Учебные предметы - Российская
электронная
школа (resh.edu.ru)
Каталог «Моя школа»:
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/

Учебные предметы - Российская
электронная
школа (resh.edu.ru)
Каталог «Моя школа»:
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/

10

15

Решение тестов.

16

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением

17

Решение тестов.

18

Решение тестов.

19

Решение тестов.

20

Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ

21

Синтаксические нормы русского зыка

22

Синтаксические нормы русского зыка

23

Синтаксические нормы русского зыка

24

Синтаксические нормы русского зыка

25

Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ

26

Правописание НЕ с разными частями речи.

27

Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

Учебные предметы - Российская
электронная
школа (resh.edu.ru)
Каталог «Моя школа»:
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/

Учебные предметы - Российская
электронная
школа (resh.edu.ru)
Каталог «Моя школа»:
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/

11

28

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.

29

Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ

30

Тропы и фигуры речи.

31

Тропы и фигуры речи.

32

Тропы и фигуры речи.

Учебные предметы - Российская
электронная
школа (resh.edu.ru)
Каталог «Моя школа»:
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11 класс
№
Название раздела
3.
Сочинение как текст. Основные признаки текста.
4.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению
5.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе
подготовке к сочинению.
4.
Классификация
сочинений по проблематике, тематике и жанрам
44444.4.4К
5.
Своеобразие жанров сочинений
лассификац
и жанрам
6.
Выбор
темы сочинения. Структура сочинения
ия 7.
Сочинение-рассуждение
сочинений
Общее количество часов
по
проблемати
12
ке,
тематике

Количество часов
2
8
4
8
2
2
6
32

РАЗДЕЛ III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

№

Название темы
Повторение. Сочинение как
текст. Классификация
сочинений.

1

Колво
часов
1

2

Знакомство с эссе как
литературным
произведением

1

3

Определение признаков
жанра на конкретных
примерах

1

Содержательные единицы
(из Стандарта)
Сочинение как текст. Основные признаки
текста. Общие требования к составлению
текста. Сбалансированность частей работы,
соответствие определенной стилистике.
Классификация сочинений по проблематике,
тематике и жанрам. Своеобразие жанров:
литературно-критическая статья, рецензия,
эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинениехарактеристика, литературный портрет.
Зависимость структуры сочинения от его типа.
Своеобразие жанров: литературнокритическая статья, рецензия, эссе, очерк,
дневник, путешествие, сочинениехарактеристика, литературный портрет.
Зависимость структуры сочинения от его типа

13

Деятельность учителя с учетом Программы
образования
1. Определяет и помогает принять четкие
правила поведения обучающимися в соответствии с
уставом образовательной организации и правилами
внутреннего
распорядка
образовательной
организации
2. Устанавливает доверительные отношения
между учителем и обучающимися, помогает
принимать, признавать, защищать достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать
детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях
3. Привлекает
внимание
обучающихся
к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
инициировать
их
обсуждений,
выработку

4

Выявление зависимости
формы эссе и его языкового
воплощения от задачи и
адресата автора.

1

Зависимость структуры сочинения от его типа.

5

Творческие возможности
различных авторов в рамках
одного жанра и

1

Зависимость структуры сочинения от его типа. 1. Определяет и помогает принять четкие правила
поведения обучающимися в соответствии с

14

собственного отношения
4. Применяет на уроке интерактивные форм
работы с обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию (дидактический театр,
дискуссия,
театральная
постановка,
диалог,
групповая работа или в парах, игры)
5. Развивает самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать гражданскую
позицию, способности к труду и жизни в условиях
современного мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного образа жизни
6. Инициирует
и
поддерживает
исследовательскую деятельность обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов,
7. Способствует формированию толерантности и
навыков
поведения
в
изменяющейся
поликультурной среде
8. Проектирует
ситуации
и
события,
развивающие эмоционально-ценностную сферу
ребенка (культуру переживаний и ценностные
ориентации ребенка)

Рецензия на авторские эссе
ученические эссе.

6

7

8

9

10

1

Тексты о национальных
отношениях (проблема
единства народов и культур,
проблема толерантности)
Тексты о войне (проблема
героизма и патриотизма,
антигуманная сущность
войны,)

Стилистика сочинения. Редактирования и
рецензирование, анализ сочинения.

уставом
образовательной
организации
и
правилами
внутреннего
распорядка
образовательной организации
2. Устанавливает доверительные отношения
между учителем и обучающимися, помогает
принимать, признавать, защищать достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать
детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях
Привлекает внимание обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их обсуждений,
выработку

Стилистика сочинения. Редактирования и
рецензирование, анализ сочинения.
Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование
будущего текста.

Тексты о войне (проблема
сохранения человечности на
войне)

1

Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование
будущего текста.

Тексты о природе (проблема
негативного

1

Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование
будущего текста.

15

1. Определяет и помогает принять четкие правила
поведения обучающимися в соответствии с
уставом
образовательной
организации
и
правилами
внутреннего
распорядка
образовательной организации
2. Устанавливает доверительные отношения
между учителем и обучающимися, помогает
принимать, признавать, защищать достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать
детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях
Привлекает внимание обучающихся к

11

Тексты о природе (проблема
духовного родства человека
и природы, проблемы
экологического характера)

1

Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование
будущего текста.

12

Тексты патриотического
характера. «Умом Россию не
понять…»
Тексты социальнонравственной проблематики
(проблема активной
гражданской позиции,
проблема ответственности)
Тексты социальнонравственной проблематики
(проблема милосердия)
Редактирование
написанного. Работа по
стилистике и культуре речи

1

Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование
будущего текста.
Сочинение как текст. Основные признаки
текста. Общие требования к составлению
текста. Сбалансированность частей работы,
соответствие определенной стилистике.

Жанровые особенности
сочинения-рассуждения
Разница между

1

13

14

15

16

17

сочинением -рассуждением
и эссе.
Значимость цитат в
сочинениях- рассуждениях

1

1

1

1

Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование
будущего текста.
Анализ ошибок, правка готовых сочинений,
написание рецензий. Стилистика сочинения.
Редактирования и рецензирование, анализ
сочинения.
Развернутый план работы над сочинениемрассуждением. Сочинение - рассуждение.

Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа.
Цитирование. Использование цитат в
сочинении. Развернутый план работы над
сочинением-рассуждением. Сочинение рассуждение. Рассуждение-доказательство,
рассуждение-опровержение.

16

ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их обсуждений,
выработку

1. Определяет и помогает принять четкие
правила
поведения
обучающимися
в
соответствии с уставом образовательной
организации и правилами внутреннего
распорядка образовательной организации
2. Устанавливает доверительные отношения
между учителем и обучающимися, помогает
принимать, признавать, защищать достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать
детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях

Проблема текста. Виды
проблем. Способы
выявления проблем.
Основная проблема.
Формулировка проблемы

18

19

20

21

1

Комментирование проблемы
как аналитикосинтетическая работа с
текстом.Типы
комментирования.
Практическая работа.
Формулировка проблем
разных текстов.
Комментарий к ним.

1

Выявление и формулировка
авторской позиции.
Оценочный характер
авторской позиции. Разница
между проблемой и
позицией.

1

1

Основные признаки текста. Общие требования
к составлению текста. Сбалансированность
частей работы, соответствие определенной
стилистике.
Работа над текстом художественного
произведения при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование
будущего текста.
Теоретико-литературные понятия и их роль в
подготовке к экзаменам по литературе.
Основные литературоведческие понятия в
формулировках тем сочинений. Типы
комментирования.
Работа над текстом художественного
произведения при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование
будущего текста. Общие требования к
составлению текста. Сбалансированность
частей работы, соответствие определенной
стилистике.
Теоретико-литературные понятия и их роль в
подготовке к экзаменам по литературе.
Основные литературоведческие понятия в
формулировках тем сочинений. Авторская
позиция.

17

Привлекает внимание обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их обсуждений,
выработку

1. Определяет и помогает принять четкие
правила
поведения
обучающимися
в
соответствии с уставом образовательной
организации и правилами внутреннего
распорядка образовательной организации
2. Устанавливает доверительные отношения
между учителем и обучающимися, помогает
принимать, признавать, защищать достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать
детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях
Привлекает внимание обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках

Аргументация собственной
позиции и основные виды
аргументации. Логические
аргументы.
Иллюстративные
аргументы. Ссылки на
авторитет.
Работа над композицией.
Основные виды
вступительной и
заключительной части.
Критерии оценивания
сочинения-рассуждения.
Проверка и редактирование
сочинения.
Подбор произведений в
работе над сочинением.

1

Теоретико-литературные понятия и их роль в
подготовке к экзаменам по литературе.
Основные литературоведческие понятия в
формулировках тем сочинений. Развернутый
план работы над сочинением-рассуждением.
Структура сочинения. Анализ эпизода.

1

Структура сочинения. Вступительная часть
сочинения. Виды вступлений (историческое,
историко-литературное, аналитическое или

1

25

Написание сочиненийрассуждений по текстам о
языке и языковой культуре
(проблема влияния массовой
культуры на язык)

1

Обобщающие сочинения-рассуждения по
нескольким произведениям разных писателей.
Принцип построения сочинения обзорного
характера. Работа над текстом
художественного произведения при
подготовке к сочинению. Отбор материала,
систематизация фактического материала,
планирование будущего текста.
Общие требования к составлению текста.
Сбалансированность частей работы,
соответствие определенной стилистике.
Выбор эпиграфа. Цитирование.
Использование цитат в сочинении.

26

Написание сочиненийрассуждений по текстам о
языке и языковой культуре
(проблема заимствования)

1

22

23

24

Развернутый план работы над сочинениемрассуждением. Сочинение - рассуждение.

18

явлений, инициировать их обсуждений,
выработку

1. Определяет и помогает принять четкие
правила
поведения
обучающимися
в
соответствии с уставом образовательной
организации и правилами внутреннего
распорядка образовательной организации
2. Устанавливает доверительные отношения
между учителем и обучающимися, помогает
принимать, признавать, защищать достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать
детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях
Привлекает внимание обучающихся к

27

28

29

31

32

Написание сочиненийрассуждений по текстам о
чести и долге, гуманизме
Написание сочиненийрассуждений по текстам о
милосердии.

1

Сочинение - рассуждение.

1

Рассуждение-доказательство, рассуждениеопровержение.

Написание сочинениярассуждения по исходным
текстам о
взаимоотношениях в семье.

1

Вступительная часть сочинения.

Написание сочинениярассуждения по исходным
текстам о любви и дружбе.
Практическое занятие.
Собственный
эмоциональный настрой
(убежденность, богатство
мысли, подача их,
лексическое богатство).

1

Заключительная часть сочинения.

1

Работа над текстом художественного
произведения при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация
фактического материала, планирование
будущего текста. Классификация сочинений
по проблематике, тематике и жанрам.
Своеобразие жанров: литературнокритическая статья, рецензия, эссе, очерк,
дневник, путешествие, сочинениехарактеристика, литературный портрет.
Зависимость структуры сочинения от его типа.

Виды вступлений (историческое, историколитературное, аналитическое или проблемное,
биографическое, сравнительное,
публицистическое, лирическое).

Итого: 32 часа.

19

ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их обсуждений,
выработку

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1 Васильевых И.П., Иванов С.Л., Дощинский Р.А. ЕГЭ-2018. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. / Под редакцией И.П. Цыбулько. – М. : Издательство «Национальное образование», 2018 – 384 с.
2 Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012 –
383 с.
3 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», изд. 2-е, М.: Просвещение, 2004
4 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», книга для учителя, издание 5-е, М.: Просвещение, 2002
5 Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010
6 Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2011
7 Драбкина С.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – 2-е изд., испр. – Москва:
Интеллект-центр, 2017 – 320 с.
8 Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Комментарий к сформулированной проблеме
текста: подготовка к выполнению части 2 / Г.Т. Егораева. – М. : Издательство «Экзамен», 2017 –
110, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)
9 ЕГЭ 2016 Русский язык. 50 вариантов типовых тестовых задний / Васильевых И.П., Гостева Ю.Н.,
Львов В.В., Егораева Г.Т. – М. : Издательство «Экзамен», 2016 – 447 с.
10 Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М.: ТП Сфера,
2010
11 Назарова Т.Н. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части 1:
задания 1-24 / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М. : Издательство «Экзамен», 2021 – 174, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)
12 Сенина Н.А., Гармаш С.В., Гурдаева Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ2017 25 тренировочных вариантов по демоверсии 2017 года : учебно-методическое пособие /
Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2016 – 592 с. – (ЕГЭ).
13 Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. / Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2020 – 288 с. – (ЕГЭ).
Интернет-ресурсы.
1 http://www.ege.edu.ru
2 http://www.fipi.ru
3 http://reshuege.ru/
4 http://www.yaklass.ru
20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».