МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус"
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей ГЦ
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ СО КШИ
"Екатеринбургский
кадетский корпус"
руководитель МО ГЦ:
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по учебной
работе ГБОУ СО КШИ
"Екатеринбургский
кадетский корпус"
____________ Коршунова Л.Г.
____________Видергольд Н.Н.
____________Удинцев И.Н.
Протокол №1 от «29» 08. 2024 г.
Приказ №09/у от «02» 09. 2024 г. Приказ №09/у от «02» 09. 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мой край в истории Отечества»
для обучающихся 10-11 классов
Составитель:
Поздеева О.М.,
учитель истории и обществознания
Иванова И.А.,
учитель истории и обществознания
Екатеринбург, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка....................................................................................... 2
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мой
край в истории Отечества» ............................................................................ 8
Личностные результаты: ..................................................................................... 8
Метапредметные результаты............................................................................... 9
Предметные результаты .................................................................................... 11
Содержание курса внеурочной деятельности «Мой край в истории
Отечества» .......................................................................................................... 12
Тематическое планирование.............................................................................. 20
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Мой край в истории
Отечества» (далее – программа) для 10–11 классов составлена на основе
положений
и
образовательной
требований
к
программы,
результатам
освоения
представленных
в
основной
федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования
и
федеральной
образовательной
программе
(приказ
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня
2012 г. № 24480); приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России
12.09.2022 № 70034); приказ Министерства просвещения Российской
Федерации
от
образовательной
18.05.2023
№
программы
371
«Об
утверждении
федеральной
общего
образования»
среднего
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
При разработке программы учитывались Концепция преподавания
учебного курса «История России» в образовательных организациях,
реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена
решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации,
протокол от 23 октября 2020 г.), письмо Министерства просвещения
Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 03–1853 «О согласованном
подходе к преподаванию истории родного края».
При проведении занятий предусмотрены интерактивные формы работы:
беседы, дискуссии, экскурсии, проектное обучение, образовательные
путешествия и др.
3
Особенностью
программы
является
привлечение
и
активное
использование в образовательном процессе традиционных источников
информации (учебники и материалы по истории края, ресурсы местных
библиотек
и
краеведческих
музеев)
и
современных
цифровых
информационных ресурсов (порталы и сайты историко-просветительской и
историко-культурной направленности – открытые данные Минкультуры
РФ, Археолог.РУ,
Культура.РФ, История.РФ и др.), которые содержат
текстовые, видео- и фотоматериалы о наиболее значимых событиях,
личностях и историко-культурных объектах российской и региональной
истории (истории Урала, Свердловской области).
Содержательные элементы программы предполагают организацию
вокруг них поисково-исследовательской деятельности обучающихся,
результаты которой будут оформлены и представлены для презентации и
оценки в рамках выполнения:
–
учебных исследований и проектов по учебному предмету
«История России»;
–
предметного
или
междисциплинарного
«индивидуального
проекта», являющегося обязательным для обучающихся 10–11 классов.
Актуальность программы «Мой край в истории Отечества»
Актуальность курса внеурочной деятельности «Мой край в истории
Отечества»
обусловлена
гражданской
и
необходимостью
культурной
формирования
идентичности,
патриотизма,
российской
осознания
исторической и культурной общности различных регионов и народов
России.
Создание программы продиктовано необходимостью реализации
согласованного подхода к преподаванию истории субъекта Российской
Федерации (истории родного края, региональной истории) и выполнения
задач исторического образования и просвещения, нацеливающих школу на:
–
включение изучения
внеурочную деятельность
воспитания
в
региональной
и/или
истории
во
программы
общеобразовательных организациях;
4
–
активное привлечение материалов школьных и муниципальных
краеведческих музеев для проведения занятий по региональной истории;
–
формирование многоуровневого восприятия отечественной
истории через обращение не только к истории страны в целом, но к истории
своей семьи и малой родины, родного края и населяющих его народов.
Приоритетное внимание в программе уделено современным подходам
к организации деятельности обучающихся, которые нацеливают их
активную
поисковую
формирующую
умения
и
проектно-исследовательскую
работать
с
многообразными
на
деятельность,
источниками
исторической и современной информации.
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний,
получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История
России» и учебного предмета «География», призвана обеспечить целостное
восприятие отечественной и региональной истории посредством обращения
к важнейшим событиям и знаковым личностям из истории родного края.
Цель курса «Мой край в истории Отечества»
Курс имеет историко-просветительскую цель и ориентирован на
формирование российской общегражданской идентичности, понимание
общности исторических судеб различных регионов и народов России,
формирование у обучающихся личностной позиции по отношению к
прошлому и настоящему своей страны на примерах истории родного края,
развитие патриотизма.
Основные задачи курса «Мой край в истории Отечества»
–
расширить знания обучающихся, развивать их познавательный
интерес к отечественной истории посредством привлечения внимания к
значимым событиям из истории родного края, к жизнедеятельности
выдающихся земляков;
–
дать дополнительные, углубленные знания по отечественной
истории и географии, акцентируя внимание обучающихся на особенностях
и общности исторических судеб различных регионов и народов России;
5
–
способствовать осознанию обучающимися своей социальной
идентичности как жителей своего края и граждан России за счет изучения
региональной и локальной истории;
–
формировать у обучающихся многоуровневое восприятие и
понимание отечественной истории через обращение не только к истории
страны в целом, но к истории своей семьи и малой родины, родного края и
населяющих его народов;
–
измерения
формировать
истории»
у
обучающихся
посредством
понимание
изучения
«человеческого
жизнедеятельности
выдающихся земляков – деятелей в сферах искусства, науки, экономики,
политики и др.;
–
формировать у обучающихся способность определять и
оценивать исторический вклад региона и его выдающихся представителей в
политическое, социально-экономическое и культурное развитие России;
–
развивать у обучающихся навыки научного исследования и
прогнозирования, картографической интерпретации и реконструкции
исторических событий и явлений посредством привлечения разнообразных
источников, и материалов по истории родного края;
–
способствовать
развитию
у
обучающихся
понимания
необходимости сохранения и приумножения исторического и культурного
наследия родного края, развития его экономического и человеческого
потенциала, укрепления его экологической безопасности;
–
формировать у обучающихся чувство гордости историческими
достижениями и лучшими традициями (боевыми, трудовыми, семейными и
др.) своего родного края и малой родины.
Место курса «Мой край в истории Отечества»
Программа курса рассчитана на 65 часов для изучения в 10-11 классах
(10 класс – 33 часа, 11 класс – 32 часа).
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной
рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и
воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех
6
основных
групп
образовательных
результатов
–
личностных,
метапредметных, предметных.
Программа
носит
историко-просветительскую
и
гражданско-
патриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение
следующих целевых ориентиров воспитания на уровне среднего общего
образования:
–
осознанное
принятие
обучающимся
своей
российской
гражданской идентичности в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе;
–
понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому,
настоящему
и
будущему
народов
России,
тысячелетней
истории
российской государственности на основе исторического просвещения,
российского национального исторического сознания;
–
сознательное
отношение
и
проявление
обучающимися
уважения к духовно-нравственным ценностям российского общества, к
достижениям России в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым
достижениям, к героям и защитникам Отечества;
–
проявление обучающимися уважения к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих на территории
родного края и малой родины.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ В ИСТОРИИ
ОТЕЧЕСТВА»
Содержание программы «Мой край в истории Отечества» направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
–
гражданское
российской
истории
воспитание:
традиций
осмысление
гражданского
сложившихся
служения
в
Отечеству;
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества; принятие традиционных
7
национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
–
патриотическое воспитание: сформированность российской
гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой
край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России; ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России;
–
духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и
принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся
духовно-нравственных ценностей российского народа; понимание значения
личного вклада в построение устойчивого будущего;
–
эстетическое воспитание: представление об исторически
сложившемся культурном многообразии своей страны; способность
воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов;
–
физическое
воспитание:
осознание
ценности
жизни
и
необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из
истории); представление об
идеалах гармоничного физического и
духовного развития человека в исторических обществах и в современную
эпоху;
–
трудовое воспитание: понимание на основе знания истории
значения трудовой деятельности как источника развития человека и
общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности
человека; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий;
–
экологическое воспитание: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных
проявлений; сформированность
экологической культуры, понимание
8
влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды;
–
ценность
мировоззрения,
научного
познания:
соответствующего
современному
сформированность
уровню
развития
исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном
мире; осмысление значения истории как знания о развитии человека и
общества,
о
социальном
и
нравственном
опыте
предшествующих
поколений; овладение основными навыками познания и оценки событий
прошлого с позиций историзма, готовность к осуществлению учебной
проектно-исследовательской деятельности в сфере истории.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
–
базовые
логические
действия:
формулировать
проблему,
вопрос, требующий решения; определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения; разрабатывать план решения
проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов; выявлять закономерные
черты и противоречия в рассматриваемых явлениях; раскрывать причинноследственные связи событий прошлого и настоящего;
–
базовые
исследовательские
учебно-исследовательской
и
действия:
проектной
владеть
деятельности;
навыками
определять
познавательную задачу, намечать путь ее решения и осуществлять подбор
материала; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом
историзма; представлять результаты своей деятельности в различных
формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
–
учебной
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и вне
исторической
сопоставлять,
и
географической
систематизировать
и
информации;
интерпретировать
извлекать,
информацию;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации.
9
Универсальные учебные коммуникативные действия:
–
общение: участвовать в обсуждении событий и личностей
прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок;
выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного
взаимодействия в школе и социальном окружении;
–
совместная деятельность: участвовать в групповых формах
работы; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению; планировать и осуществлять совместную
работу, коллективные учебные исследования и проекты по истории на
основе регионального материала; определять свое участие в общей работе,
координировать свои действия с другими членами, оценивать полученные
результаты и свой вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
–
самоорганизация: ориентироваться в различных подходах
принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой); составлять план реализации намеченного алгоритма
решения, корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
–
самоконтроль:
самомотивации
и
владеть
рефлексии;
объяснять
способами
причины
самоконтроля,
достижения
(не
достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить
коррективы в деятельность; оценивать соответствие результата цели и
условиям;
–
эмоциональный
интеллект:
осознавать
эмоциональное
состояние себя и других; ставить себя на место другого человека, понимать
мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
–
принятие себя и других: осознанно относиться к другому
человеку, его мнению; принимать мотивы и аргументы других при анализе
результатов деятельности.
10
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
–
освоение базовых знаний об основных этапах и ключевых
событиях отечественной истории;
–
понимание значимости своего края, малой родины в процессах
российской истории;
–
освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и
населяющих его народов в историческое развитие страны, а своей малой
родины – в историческую судьбу своего края (региона) и страны в целом;
–
умение соотносить события истории родного края и истории
России, характеризовать особенности развития культуры народов своего
края;
–
знание имен выдающихся соотечественников, исторических
личностей, прославивших свой край и малую родину ратным и трудовым
героизмом, достижениями в различных областях деятельности;
–
умение в устной и письменной форме составлять описание
(реконструкцию,
интерпретацию,
систематизацию)
исторических
и
географических событий, явлений, процессов, хозяйственной деятельности
и образа жизни людей из истории родного края, и России;
–
умение формулировать и обосновывать собственную точку
зрения с опорой на фактический материал региональной и российской
истории;
–
владение приемами оценки значения исторических событий и
деятельности исторических личностей отечественной, в том числе
региональной и локальной истории;
–
умение защищать историческую правду, готовность давать
отпор фальсификациям российской истории.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ
КРАЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
Тема 1. Специфика изучения региональной истории (2 ч)
Связь региональной истории и краеведения. Краеведение как область
науки представляет собой совокупность исторических, географических и
естественно-научных знаний об отдельных местностях страны. Важность
11
комплексного изучения объектов региональной/локальной истории силами
местного населения с целью познания общества и окружающего мира,
осознания общности исторической судьбы страны и составляющих ее
регионов.
Историческое краеведение как средство исторического просвещения,
научно-популяризаторской
деятельности
и
научного
познания
исторических явлений, событий, процессов, относящихся к различным
этапам истории края. Историко-биографическая составляющая как важный
элемент краеведения. Изучение достопримечательных (памятных) мест
края, связанных со знаковыми историческими событиями и деятельностью
выдающихся земляков, как важнейший и неотъемлемый элемент историкокраеведческой деятельности.
Важность рассмотрения и понимания региональной истории в
контексте и непосредственной связи с административно-территориальным
устройством Руси – России – СССР (от древности до современности).
Основные источники информации для изучения истории родного
края. Работа с традиционными и цифровыми информационными ресурсами:
специфика поиска, отбора и использования материалов из различных
источников информации (учебные, научные, СМИ, «сетевые» и др.).
Портал открытых данных Министерства культуры Российской
Федерации (https://opendata.mkrf.ru/) как важный источник информации о
достопримечательных местах России и края.
Электронная археологическая карта России (Археолог.РУ) как
важнейший информационный ресурс для изучения археологического
наследия страны и региона. Специфика поиска, анализа и отбора
информации на цифровых археологических картах России и регионов
(Maps-RF.ru,
Russia-karta.ru, Geotree.ru и др.).
Важность комплексного использования потенциала региональных,
муниципальных
и
школьных
современных интерактивных
ресурсов
краеведческих
музеев,
и
библиотек,
цифровых информационных
(Археолог.РУ, Культура.РФ, История.РФ, электронные карты
регионов и областей России и др.).
12
Тема 2. Цивилизационное развитие на территории края в
периоды древней и средневековой истории (7 ч)
Мой
край
в
догосударственный
(до IХ в. н. э.) (2 ч)
Цивилизационное
социокультурного
развитие
развития
период
как
человечества
российской
поэтапная
от
истории.
эволюция
присваивающего
типа
хозяйства к производящему, от первобытного общественного устройства к
древнейшим типам цивилизации.
Информация об истории края до IХ в. н. э. в древних письменных
исторических источниках.
Современная научная информация об истории края до IХ в. н. э.
Географическое расположение и природно-климатические особенности
края. Влияние природного фактора на хозяйственную деятельность
местного населения. Коренные жители на территории края (аборигены,
старожилы) и особенности их общественной организации и культуры.
Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)
на территории края в древнейшие времена. Специфика цивилизационного
развития на территории края: этнический состав, общественное устройство,
хозяйственный и бытовой уклады, верования/обычаи, традиции. Факторы,
оказавшие
наибольшее
влияние
на
развитие
региона
в
данный
исторический период: природно-климатические изменения; миграционные
процессы; внешние завоевания и др.
Объекты
археологического
наследия
на
территории
края
от
первобытности до IХ н. э. (каменный, бронзовый, железный века) и
связанные с ними процессы и события древнейшей истории.
Мой край в эпоху существования Древнерусского государства
(IХ – начало ХII в.) (2 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края IХ – начала ХII в.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период
существования
Древнерусского
государства:
этнический
состав,
13
общественное устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона IХ –
начала ХII в.: миграционные процессы; внешние завоевания; социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др. Вопрос о
взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на
территории края в данный исторический период.
Места ратной (воинской) славы как территории, связанные со
значимыми для региональной истории и истории Руси/России военными
сражениями и включающие в себя мемориальные объекты, и фоновые
пространства (ландшафты). Историческая реконструкция как процесс и
результат воссоздания события или объекта материальной и духовной
культуры определенной исторической эпохи, местности. Актуальность и
важность сохранения территории и ландшафтов достопримечательных мест
края и достоверной исторической реконструкции знаковых событий
региональной истории.
Объекты археологического наследия на территории края IX – XII вв.
и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края,
связанные с историческими событиями IX – XII вв.: современное состояние
и историко-культурное значение. Выдающиеся соотечественники (земляки)
и их вклад в историю края и Руси IX – XII вв.
Вопрос о роли личности в истории и его важность для понимания
специфики человеческой истории, ее отличия от природной эволюции.
Мой край в период политической раздробленности (начало ХII – конец
ХV в.) (3 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края с ХII в. по конец
ХV в. Специфика цивилизационного развития на территории моего края в
период
политической
раздробленности
Руси:
этнический
состав,
общественное (политическое) устройство, хозяйственный и бытовой
14
уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные
знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XII –
конце
XV
в.:
природно-климатические
изменения;
миграционные
процессы; внешние завоевания; внутриполитические процессы; социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др. Вопрос о
взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на
территории края в данный исторический период. Историческое значение
данного периода для развития региона.
Объекты археологических раскопок XII – конца XV в. на территории
края и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края,
связанные с историческими событиями XII – конца XV в.: современное
состояние и историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки), их вклад в историю края и
Руси XII – конца XV в.
Вопрос
об
общности
исторических
судеб
прото-
и
восточнославянских народов с коренными народами моего края.
Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и истории
Руси IX – XV вв.
Тема 3. Исторические события и процессы на территории края в
Новое время (ХVI – начало ХХ в.) (10 ч)
Мой край в период создания и укрепления централизованного
государства (ХVI – ХVII вв.)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края XVI – XVII вв.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период
централизации:
устройство,
этнический
состав,
хозяйственный
и
политическое
бытовой
и
уклады,
общественное
верования,
обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания.
15
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVI
–
XVII
вв.:
миграционные
внутриполитические
процессы;
процессы;
внешние
социально-экономические
завоевания;
изменения;
культурные нововведения и др. Мой край в период Смутного времени
начала XVII в.: историческое значение данного периода для развития
региона.
Московская Русь – Россия и мой край XVI – XVII вв.: регион в
системе
административно-территориального
управления
единого
Российского государства, характер и механизмы взаимоотношений. Вопрос
о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на
территории края в данный исторический период.
Объекты археологического наследия XVI – XVII вв. на территории
края и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края,
связанные с историческими событиями XVI – XVII вв.: современное
состояние и историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края
и России XVI – XVII вв.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и
народов, вошедших в состав единого Российского государства. Роль и
значение моего края в цивилизационном развитии и истории единого
Российского государства (XVI – XVII вв.).
Мой край в период существования Российской империи (XVIII –
начало ХХ в.) (14 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края XVIII – начала
ХХ в. Специфика цивилизационного развития на территории моего края в
период
существования
Российской
империи:
этнический
состав,
политическое и общественное устройство, хозяйственный и бытовой
уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные
знания.
16
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVIII
–
начале
ХХ
в.:
миграционные
процессы;
внешние
завоевания;
политические, социально-экономические, культурные процессы и реформы.
Мой край во время Отечественной войны 1812 года и в годы Первой
мировой войны: историческое значение данных событий для развития
региона.
Российская империя и мой край XVIII – начала ХХ в.: регион в
системе
имперского
административно-территориального
управления,
характер и механизмы взаимоотношений региона и центра. Вопрос о
взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на
территории края в данный исторический период.
Объекты археологического наследия XVIII – начала ХХ в. на
территории края и связанные с ними процессы, события, исторические
личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края,
связанные с историческими событиями XVIII – начала ХХ в.: современное
состояние и историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края
и России XVIII – начала ХХ в.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и
народов, вошедших в состав Российской империи. Роль и значение моего
края в цивилизационном развитии и истории Российской империи (XVIII –
начало ХХ в.).
11 класс
Тема 4. Реалии региональной истории в новейшую историческую
эпоху (начало ХХ – ХХI в.) (18 ч)
Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.)
(7 ч)
Современная научная информация об истории края в 1917–1991 гг.
Специфика социально-экономического, политического и культурного
развития на территории моего края в советский период истории:
этнический
состав,
политическое
и
общественное
устройство,
17
экономический и бытовой уклады, образование, наука, художественная
культура, народное творчество, верования, обычаи/традиции.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в
довоенный
период
(1917–1941
гг.):
политические,
социально-
экономические и культурные реформы советской власти, процессы
индустриализации, коллективизации, «культурной революции». Мой край в
период Гражданской войны: историческое значение данного периода для
развития региона.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. и ее влияние на историю
региона. Вклад региона в историческую победу СССР над фашистской
Германией и милитаристской Японией. Выдающиеся соотечественники
(земляки) – герои фронта и тыла. Мемориальные объекты и памятные места
на территории края, связанные с увековечиванием боевого и трудового
героизма советского народа в Великой Отечественной войне: современное
состояние и историко-культурное значение. Историческое значение
данного периода для развития региона.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в
послевоенный
период
экономическое
и
(1945–1991
культурное
гг.):
политическое,
реформаторство
в
СССР,
социальнопроцессы
урбанизации и научно-технической революции. Историческое значение
данного периода для развития региона.
СССР и мой край в 1917–1991 гг.: регион в системе административнотерриториального управления союзного государства, характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра. Вопрос о взаимодействии старожилов
и переселенцев на территории края в советский период истории.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в послевоенную
историю края и СССР.
Вклад моего края в социально-экономическое развитие СССР в 1945–
1991 гг.: достижения региона в сферах социального, промышленноиндустриального, аграрного, научно-технологического, инфраструктурного
развития.
Вклад моего края в многонациональную культуру СССР и РСФСР:
18
достижения
региона
в
сферах
межнациональных
отношений,
науки, образования, литературы, театра, кинематографа,
музыки, спорта и др.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и
народов, вошедших в состав СССР: исторический феномен «советский
народ».
Тема 5. Современная история моего региона (1992 – начало 2020-х гг.)
(10 ч)
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в 1990е годы: политические, социально-экономические и культурные реформы и
их результаты. Мой край 1990-х гг.: историческое значение данного
периода для развития региона.
Специфика
социально-экономического,
политического
и
социокультурного развития на территории моего края в 2000–2013 гг.
Сравнительный
анализ показателей демографического, финансового,
промышленного, аграрного развития региона с 1990-ми годами. Изменения,
произошедшие в структуре и занятости населения края, в уровне жизни
жителей региона.
Основные
экономического,
направления
политического
и
характерные
и
черты
социокультурного
социальноразвития
на
территории моего края с 2014 года по настоящее время. Сравнительный
анализ показателей развития региона с 1990-ми и 2000–2013 годами.
Изменения, произошедшие в уровне жизни жителей региона. Результаты
участия региона в национальных проектах и федеральных программах.
Факторы, оказывающие наибольшее позитивное и негативное влияние на
развитие региона в настоящее время. Вопрос о социальной эффективности
реализуемых в регионе проектов и программ.
Мой край в системе административно-территориального управления
Российской Федерации: характер и механизмы взаимоотношений региона и
центра. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев на
территории края с 1990-х гг. по настоящее время. Ресурсный потенциал
19
(природный, трудовой, материальный, финансовый и пр.) и перспективные
направления развития региона в 2020-х – 2030-х гг.
Ими
годиться
край,
ими
гордиться
Россия:
выдающиеся
соотечественники (земляки) и их вклад в современную историю региона и
страны. Мемориальные объекты на территории края, связанные с
увековечением памяти воинов – героев и участников военных действий и
освободительных миссий России в 1992–2020-х гг. Важность проявления
уважения к героизму, мужеству и самоотверженности граждан независимо
от сферы их деятельности.
Вклад моего края в цивилизационное развитие России в 1990-е –
2020-е гг.: достижения региона в сферах социального, промышленноиндустриального, аграрного, научно-технологического, инфраструктурного
развития, в сферах межнациональных отношений, науки, образования,
литературы, театра, кинематографа, музыки, спорта и др.
Тема 6. «Мой край: прошлое – настоящее – будущее» (4 ч)
Ученическая конференция
Историческое прошлое, современное состояние и перспективы
развития родного края.
20
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
Темы
Специфика изучения
региональной
истории:
1) Введение в курс
«Мой край в
истории
Отечества».
2) Источники
информации для
изучения
истории родного
края.
Количество
часов
2
Основное содержание
Региональная история как
Основные виды деятельности
обучающихся
исторических, географических и
Давать определение понятиям/
терминам: региональная история;
краеведение; историческое
краеведение; регион;
достопримечательное (памятное)
естественно-научных знаний об
место.
отдельных местностях страны.
Осуществлять поиск, критический
Изучение достопримечательных
анализ, отбор и обобщение
(памятных) мест края как
информации, раскрывающей значение
неотъемлемый элемент историко-
основных терминов по теме.
краеведческой деятельности. Мой
Характеризовать современное
край в современную эпоху как один
состояние региона как субъекта
из 89 субъектов Российской
Российской Федерации
Федерации.
(административные границы,
междисциплинарная отрасль
исторического познания.
Краеведение как область
Основные источники информации для численность и состав населения).
изучения истории родного края
Давать аргументированную оценку
тезисам о необходимости:
21
– комплексного изучения объектов
22
региональной/локальной истории
силами местного населения;
– рассмотрения и понимания
региональной истории в связи
с административно-территориальным
устройством Руси – России – СССР;
– целенаправленного изучения
достопримечательных (памятных)
мест края, связанных со знаковыми
историческими событиями и
жизнедеятельностью выдающихся
земляков;
– комплексного использования
потенциала региональных,
муниципальных и школьных
краеведческих музеев и библиотек,
современных интерактивных
цифровых информационных
ресурсов.
Оценивать информационную
ценность традиционных и цифровых
источников по истории родного края,
23
приводить
аргументы
использования того или иного
источника информации
2
Цивилизационное
развитие на
территории края в
периоды древней и
средневековой
истории:
3) Мой край в
догосударствен
ный период
российской
истории до IХ в.
н. э.
4) Объекты
археологическо
го наследия на
территории
Урала от
первобытности
до до IХ в. н. э.
7
Цивилизационное развитие от
присваивающего типа хозяйства к
производящему, от первобытного
общественного устройства к
древнейшим типам цивилизации.
Информация об истории края до
IХ в. н. э. в древних письменных
исторических источниках.
Современная научная
информация об истории края до
IХ в. н. э. Влияние природного
фактора на хозяйственную
деятельность местного населения.
Коренные жители и особенности
их общественной организации и
культуры
Давать определение понятиям/
терминам: первобытность;
цивилизация; цивилизационное
развитие; объект археологического
наследия; исторический источник.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
древнейшие времена (до IХ в. н. э.)
в цифровом формате в виде
тезисов, таблиц, схем,
инфографики. Характеризовать
особенности взаимодействия
старожилов и переселенцев
24
5) Мой край в
эпоху
существования
древнерусского
государства IХ
– начала ХII в.
6) Объекты
археологическо
го наследия на
территории
Урала с IХ – ХII
века.
7) Мой край в
период
политической
раздробленност
и начала ХII –
конца ХV в.
8) Объекты
археологическо
го наследия на
территории
Урала ХII –
конца ХV в.
9) Выдающиеся
соотечественни
Специфика
цивилизационного (пришлых народов)
развития на территории края:
этнический состав, общественное
25
ки (земляки), их
вклад в историю
края и Руси XII
– конца XV в.
устройство,
хозяйственный
и
на территории края в древнейшие
бытовой уклады, верования/обычаи,
времена (до IХ в. н. э.).
традиции.
Производить визуализацию
Факторы, наиболее влиявшие на
развитие края: природноклиматические изменения;
миграционные процессы и др.
Объекты археологических раскопок
на территории края от первобытности
до IХ н. э. (каменный, бронзовый,
железный века) и связанные с ними
процессы и события древней и
средневековой истории
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных процессов в истории края с
первобытности до IХ в. н. э. в виде
плана-схемы, карты.
Оценивать историко-культурную
ценность объектов археологического
наследия края в древнейшие времена
(до IХ в. н. э.), формулировать и
обсуждать предложения/проекты по
их сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации)
26
Основные письменные источники для Давать определение понятиям/
изучения региональной истории IХ –
терминам: Древнерусское
начала ХII в.
государство, мемориальный объект;
Современная научная информация об историческая личность, историческая
истории края в IХ – начале ХII в.
реконструкция.
Специфика цивилизационного
Осуществлять поиск, критический
развития края в период
анализ, отбор и обобщение
Древнерусского государства:
информации, раскрывающей
этнический состав, общественное
значение основных терминов и
устройство, хозяйственный и
единиц содержания по теме.
бытовой уклады, верования,
Систематизировать сведения об
обычаи/традиции, фольклор.
особенностях и факторах
Факторы, наиболее влиявшие на
развитие края в IХ – начале ХII в.:
миграционные процессы; внешние
завоевания; социальноэкономические изменения;
культурные нововведения и др.
цивилизационного развития края
в период существования
Древнерусского государства (IX –
XII вв.) в цифровом формате в
виде
тезисов,
таблиц,
схем,
27
Объекты археологического наследия
инфографики.
на территории края IX – XII вв. и
Производить визуализацию
связанные с ними процессы,
(историческую реконструкцию и
события, исторические личности.
картографическую интерпретацию)
Мемориальные объекты и памятные
места на территории края, связанные
с историческими событиями IX – XII
вв.: современное состояние и
историко-культурное значение.
важных процессов в истории края IX
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю края
и Руси IX – XII вв.
мест края и достоверной
– XII вв. в виде плана-схемы, карты.
Давать аргументированную оценку
тезисам о необходимости: –
сохранения территории и
ландшафтов достопримечательных
исторической реконструкции
знаковых событий региональной
истории;
– целенаправленного изучения
вопроса о роли личности в истории
применительно к каждому этапу
цивилизационного/исторического
развития
28
Основные письменные источники для Давать определение понятиям/
изучения региональной истории ХII – терминам: политическая
конца ХV в.
раздробленность; ордынское
Современная научная информация
об истории края с ХII по конец ХV в.
Специфика цивилизационного
развития на территории моего края в
период политической
раздробленности Руси: этнический
состав, общественное (политическое)
устройство, хозяйственный и
бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор,
нашествие; ордынский период
русской истории.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края
29
образование, научные знания.
Факторы, наиболее влиявшие на
развитие края в XII – конце XV в.:
природно-климатические изменения;
миграционные процессы; внешние
завоевания; внутриполитические
процессы; социально-экономические
изменения; культурные нововведения
и др.
в период политической
раздробленности Руси
(ХII – конец ХV в.) в цифровом
формате в виде тезисов, таблиц, схем,
инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов в
30
истории края ХII – конца ХV в. в
виде плана-схемы, карты.
конца XV в. на территории края и
Характеризовать особенности
связанные с ними процессы, события, взаимодействия старожилов и
исторические личности.
переселенцев (пришлых народов) на
территории края в IX – ХV вв.
Мемориальные объекты и памятные
Составлять краткое письменное
места на территории края, связанные
описание деятельности выдающихся
с историческими событиями XII –
земляков края IX – ХV вв. по схеме
конца XV в.: современное состояние «биография – личные качества –
деятельность», сопровождая текст
и историко-культурное значение.
иллюстрациями (портреты,
Выдающиеся
живописные изображения
соотечественники (земляки), их вклад
в историю края и Руси XII – конца
XV в.
Объекты археологического XII –
31
Вопрос об общности исторических
исторических событий, фото
судеб прото- и восточнославянских
исторических документов и др.)
народов с коренными народами моего Приводить примеры наиболее
края.
известных мест ратной славы края,
Роль и значение моего края в
цивилизационном развитии и
истории Руси IX – XV вв.
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и
событиями в российской истории
IX – ХV вв.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
объектов археологического наследия
края IX – ХV вв., формулировать и
обсуждать предложения/проекты по
их сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
– об общности исторических судеб
прото- и восточнославянских народов
32
с коренными народами моего края
33
в периоды древней и средневековой
истории;
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии и
истории Руси IX – XV вв.
Представлять результаты поисковоисследовательской деятельности по
региональной истории с древности
до конца XV в. в виде мини
исследования и мини-проекта для
публичной презентации и
обсуждения
34
3
Исторические события и
процессы на территории
края в Новое время (ХVI
– начало ХХ в.):
10)
Освоение
Урала в XVI
казакамипервопроходцами.
11)
Роль Ермака
в освоении Урала
и Сибири.
12)
Взаимодейст
вие старожилов и
переселенцев на
территории края в
данный
исторический
период.
13)
Мой край в
период Смутного
времени начала
XVII вв.
14)
Объекты
археологического
наследия XVI –
XVII вв.
23
Основные письменные источники
для
изучения
региональной
Давать определение понятиям/
истории XVI – XVII вв.
государство; сословно-
Современная научная информация
представительная
об истории края XVI – XVII вв.
Смутное время; Земский собор.
Специфика цивилизационного
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
развития края в период создания и
укрепления единого Российского
государства.
Факторы, наиболее влиявшие
терминам: централизованное
монархия;
35
15)
Мемориальн
ые объекты и
памятные места
края XVI – XVII
вв.
16)
Мой край в
период
становления
Российской
империи.
17)
Строительст
во первых
железоделательны
х заводов на Урале
18)
История
появления города
на Исети.
19)
Мой край в
период
Просвещённого
абсолютизма в
России:
«пугачевщина» на
Урале.
20)
Мой край во
время
36
Отечественной
войны 1812 года.
21)
Мемориальн
ые объекты и
памятные места на
территории края,
связанные с
событиями XVIIIXIX веков.
22)
Выдающиеся
земляки и их вклад
в историю края и
России в XVIIIXIX веках.
23)
Этнический
состав,
политическое и
общественное
устройство
народов,
проживающих на
территории Урала
в XVIII-XIX веках.
24)
Хозяйственн
ый и бытовой
уклады, верования,
37
обычаи, традиции,
фольклор на Урале
в XVIII-XIX веках.
25)
Образование
и научные знания
на Урале в XVIIIXIX веках.
26)
Развитие
края в
пореформенный
период (вторая
половина XIXначало XX века).
27)
Революцион
ные настроения на
Урале на рубеже
XIX-XX веков.
28)
Мой край в
годы Первой
мировой войны.
29)
Историческо
е значение
событий Первой
мировой войны
для развития
региона.
38
30)
Работа над
проектом
«История Урала в
лицах».
31)
Работа над
проектом
«История Урала в
лицах».
32)
Презентация
проекта «История
Урала в лицах».
33)
«История
Урала в лицах».
39
на развитие края в XVI – XVII вв.
Мой край в период Смутного
времени начала XVII в.:
историческое значение данного
периода для развития региона.
Московская Русь – Россия и мой край
XVI – XVII вв.: регион в системе
административно-территориального
управления единого Российского
государства, характер и механизмы
взаимоотношений
Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
период единого Российского
государства (XVI – XVII вв.) в
цифровом формате в виде тезисов,
таблиц, схем, инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
40
Объекты археологического
важных событий и процессов в
наследия XVI – XVII вв. края и
истории края XVI – XVII вв. в виде
связанные с ними процессы,
плана-схемы, карты.
события, исторические
Характеризовать особенности
личности.
взаимодействия старожилов и
Мемориальные объекты и памятные
места края, связанные с
историческими событиями XVI –
XVII вв.: современное состояние и
историко-культурное значение
переселенцев (пришлых народов) на
территории края в XVI – XVII вв.
Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся
земляков края
XVI – XVII вв. по схеме
«биография – личные качества –
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю края
и России XVI – XVII вв.
деятельность», сопровождая текст
иллюстрациями (портреты,
41
Вопрос об общности исторических
судеб народов края и народов,
вошедших в состав единого
Российского государства. Роль и
значение моего края в
цивилизационном развитии и
истории единого Российского
государства XVI – XVII вв.
живописные изображения
исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест ратной славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и
событиями в российской истории
XVI – XVII вв.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
объектов археологического наследия
края XVI – XVII вв., формулировать
и обсуждать предложения/проекты
по их сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
42
–
об общности исторических
судеб народов моего края и
народов, вошедших в состав
единого
Российского государства;
–
о важных роли и значении
края в цивилизационном развитии
и истории России XVI – XVII вв.
Основные письменные источники для Давать определение понятиям/
изучения региональной истории XVIII терминам: империя; самодержавие;
– начала ХХ вв.
Просвещение; Отечественная война;
Современная научная информация об думская монархия; революция;
Первая мировая война.
истории края XVIII – начала ХХ в.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
развития на территории края в период
информации, раскрывающей
Российской империи.
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
Факторы, наиболее влиявшие
Систематизировать сведения об
на развитие края в XVIII –
особенностях и факторах
начале ХХ в.
Специфика цивилизационного
43
Мой край во время Отечественной
войны 1812 года и в годы Первой
мировой войны: историческое
значение данных событий
цивилизационного развития края в
период Российской империи
(XVIII – начало ХХ в.) в цифровом
для развития региона.
Мой край в системе имперского
административно-территориального
управления, характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра в
XVIII – начале ХХ в.
формате в виде тезисов, таблиц, схем,
инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов в
Объекты археологического наследия
XVIII – начала ХХ в. на территории
края и связанные с ними процессы,
события, исторические личности
истории края XVIII – начала ХХ в.
в виде плана-схемы, карты.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
Мемориальные объекты и памятные
места на территории края, связанные
с историческими событиями XVIII –
начала ХХ в.: современное
состояние и историко-культурное
значение
переселенцев (пришлых народов)
на территории края в XVIII –
начале ХХ в.
Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся
земляков края XVIII – начала ХХ в.
44
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю края
и России XVIII – начала ХХ в.
Вопрос об общности исторических
судеб народов края и народов,
вошедших в состав Российской
по схеме «биография – личные
качества – деятельность»,
сопровождая текст иллюстрациями
(портреты, живописные изображения
исторических событий, фото
исторических документов и др.).
45
империи.
Приводить примеры наиболее
Роль и значение моего края в
цивилизационном развитии и
истории Российской империи
XVIII – начала ХХ в.
известных мест воинской славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и событиями
в российской истории XVIII – начала
ХХ в.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
объектов археологического наследия
края XVIII – начала ХХ в.,
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их
сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов,
вошедших в состав Российской
46
империи;
47
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии и
истории России XVIII – начала
ХХ в. Представлять результаты
поисково-исследовательской
деятельности по региональной
истории с XVI по начало ХХ в. в
виде мини исследования и минипроекта для публичной
презентации и обсуждения
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
33
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
48
11 класс
49
4
Реалии региональной истории в
новейшую историческую эпоху
(начало ХХ – ХХI в.):
1) Введение в продолжение
курса «Мой край и в
истории Отечества».
2) Революция 1917 года как
переломный этап в
Отечественной и
региональной истории.
3) Становление советской
власти на Урале.
4) Отражение событий
революции 1917 года в
истории уральских городов
(на примере
Екатеринбурга).
5) Гражданская война на
Урале.
6) Трагедия царской семьи
Романовых на Урале.
7) Коллективизация и
индустриализация на
Урале.
8) Культура Урала в 19201930 годы.
18
Современная научная
Давать определение
информация об истории края
понятиям/терминам: социализм;
1917–1991 гг. Специфика
советская власть;
социально-экономического,
индустриализация;
политического и культурного
коллективизация; культурная
развития края в советский
революция; Великая
период истории. Факторы,
Отечественная война; советский
наиболее влиявшие на развитие
народ; научно-техническая
края в довоенный период
революция.
(1917–1941 гг.). Мой край в
период
Осуществлять поиск,
критический анализ, отбор и
обобщение информации,
раскрывающей значение
основных терминов и единиц
содержания по теме.
Гражданской войны
Великая Отечественная война
1941–1945 гг. и ее влияние
50
9) Великая Отечественная
война 1941-1945 и ее
влияние на историю
региона.
10)
Вклад Урала в
победу СССР над
Германией.
11)
Выдающиеся
соотечественники и
земляки – герои фронта и
тыла.
12)
Мемориальные
объекты и памятные места,
связанные с
увековечиванием памяти
советского народа в
Великой Отечественной
войне.
13)
Факторы, оказавшие
наибольшее влияние на
развитие региона в
послевоенный период.
14)
СССР и мой край в
1917-1991 годах: характер
и механизмы
взаимоотношений региона
51
и центра.
15)
Выдающиеся
соотечественники(земляки)
и их вклад в историю края
и страны в послевоенный
период.
16)
Выдающиеся
соотечественники(земляки)
и их вклад в культуру
региона и страны в
послевоенный период.
17)
Урал в период
перестройки. Итоги и
последствия событий для
региона.
18)
Борис Николаевич
Ельцин – первый
президент суверенной
России.
52
на историю региона. Вклад региона
Систематизировать сведения об
в историческую победу СССР над
особенностях и факторах
фашистской Германией и
цивилизационного развития края
милитаристской Японией.
в советский период истории
Выдающиеся земляки – герои фронта
и тыла. Мемориальные объекты и
памятные места на территории края,
связанные с увековечиванием
боевого и трудового героизма
советского народа в Великой
(1917–1991 гг.) в цифровом формате
Отечественной войне
Факторы, наиболее влиявшие на
развитие края в послевоенный
период (1945–1991 гг.).
Историческое значение данного
периода для развития региона. Мой
край в системе
административно-территориального
управления СССР и РСФСР в 1917–
1991 гг.
в виде тезисов, таблиц, схем,
инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов в
истории края 1917–1991 гг. в виде
плана-схемы, карты, виртуальной
экскурсии.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев на территории края в
1917–1991 гг.
Составлять краткое письменное
53
Выдающиеся соотечественники
описание деятельности выдающихся
(земляки) и их вклад
земляков края 1917–1991 гг. по схеме
«биография – личные качества –
в послевоенную историю края и
деятельность», сопровождая текст
СССР
иллюстрациями (портреты,
Вклад моего края в социальноэкономическое развитие СССР в
1945–1991 гг.: достижения региона в
сферах социального, промышленноиндустриального, аграрного, научнотехнологического,
инфраструктурного развития
живописные изображения
исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест воинской славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
Вклад моего края в
многонациональную культуру СССР
и РСФСР: достижения региона в
сферах межнациональных
отношений, науки, образования,
литературы, театра, кинематографа,
музыки, спорта и др.
значимыми процессами и событиями
в советской истории 1917–1991 гг.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
достопримечательных (памятных)
мест края 1917–1991 гг.,
54
Вопрос об общности исторических
судеб народов моего края и народов,
вошедших в состав СССР:
исторический феномен «советский
народ»
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их
сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
Тема 5. Современная
история моего
региона: с 1992 – по
настоящее время:
19)
Мой край
в период 1990-х
гг.:
историческое
значение
данного периода
для развития
региона.
20)
Специфик
а социальноэкономического,
политического и
тезисам:
10
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов,
вошедших в состав СССР и РСФСР;
– о важных роли и значении края в
цивилизационном развитии и
истории СССР и РСФСР
Факторы, оказавшие наибольшее
Давать определение понятиям/
влияние на развитие региона в
терминам: парламентаризм;
1990-е годы: политические,
федерализм; вертикаль власти;
социально-экономические и
национальные проекты; Крымская
культурные реформы и их
весна.
результаты.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
Мой край в период 1990-х гг.
55
социокультурно
го развития на
территории
моего края в
1990-е годы.
21)
Мой край
в системе
административн
отерриториальног
о управления
Российской
Федерации:
характер и
механизмы
взаимоотношени
й региона и
центра.
Специфика социальноэкономического, политического и
социокультурного развития на
территории моего края в 2000–
2013 гг.: изменения, произошедшие
в структуре и занятости населения
края, в уровне жизни жителей
региона
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
новейший период истории России
(1992 – начало 2020-х гг.) в цифровом
22)
Ресурсный
потенциал края
(природный,
трудовой,
материальный,
финансовый и
пр.) и основные
56
направления
развития
региона с 2000по настоящее
время.
23)
Ими
гордится край,
ими гордится
Россия: имена в
истории.
24)
Ими
гордится край,
ими гордится
Россия: имена в
культуре.
25)
Ими
гордится край,
ими гордится
Россия: имена в
науке.
26)
Ими
гордится край,
ими гордится
Россия: имена в
57
спорте.
27)
Современн
ый Урал на
карте страны
(социальноэкономическая,
экологическая
характеристика
региона).
28)
Я–
частичка Урала
(мой вклад,
вклад моей
семьи в развитие
малой Родины).
58
Основные направления, характерные
черты и результаты социальноэкономического, политического и
социокультурного развития на
территории моего края с 2014 г. по
настоящее время. Факторы,
оказывающие наибольшее
позитивное и негативное влияние на
развитие региона в настоящее время
формате в виде тезисов, таблиц, схем,
инфографики.
Проводить сравнительный анализ
показателей демографического,
финансового, промышленного,
аграрного развития региона на
различных этапах (1990-е годы,
2000–2013 гг., 2014 –
начало 2020-х гг.), фиксировать его
59
Мой край в системе
результаты
в
виде
таблицы,
административно-территориального
инфографики.
управления Российской Федерации:
Производить визуализацию
характер и механизмы
(историческую реконструкцию и
взаимоотношений региона и центра,
картографическую интерпретацию)
взаимодействие старожилов и
важных событий и процессов
переселенцев.
в истории края
Ресурсный потенциал (природный,
трудовой, материальный,
финансовый и пр.) и перспективные
направления развития региона в
2020-х – 2030-х гг.
1992– начала 2020-х гг. в виде планасхемы, карты, виртуальной
экскурсии.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев на территории края
60
Ими годиться край, ими гордиться
Россия: выдающиеся
соотечественники (земляки) и их
вклад в современную историю
региона и страны. Мемориальные
объекты на территории края,
связанные с увековечением памяти
героев и участников военных
действий и освободительных миссий
России 1992–2020-х гг.
в 1992 – начале 2020-х гг.
Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся
земляков края
1992 – начала 2020-х гг. по схеме
«биография – личные качества –
деятельность», сопровождая текст
иллюстрациями (портреты,
живописные изображения
61
Вклад края в цивилизационное
исторических событий, фото
развитие России в 1990-е – 2020-е гг.: исторических документов и др.).
достижения региона в сферах
Приводить примеры наиболее
социального, промышленно-
известных мест воинской славы края,
индустриального, аграрного, научно-
раскрывать связь памятных мест и
технологического,
мемориальных объектов края со
инфраструктурного развития,
в
сферах
межнациональных
отношений, науки, образования,
литературы, театра, кинематографа,
музыки, спорта и др.
значимыми процессами и событиями
в истории России 1992 – начала
2020-х гг.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
достопримечательных (памятных)
мест края 1992 – начала 2020-х гг.,
62
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их
развитию (модернизации,
презентации и популяризации
в Интернете и СМИ и др.).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
– о важности проявления уважения
к героизму, мужеству и
самоотверженности граждан,
независимо от сферы их
деятельности;
– о социальной эффективности
реализуемых в крае проектов и
программ (федеральных,
региональных, муниципальных);
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов
современной России;
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии и
истории современной России.
63
Представлять результаты поисковоисследовательской деятельности по
региональной истории ХХ – начала
ХХI в. в виде мини исследования и
мини-проекта для публичной
презентации и обсуждения
5
Ученическая
конференция «Мой
край: прошлое –
настоящее –
будущее»
4
Проблематика ученической
конференции «Мой край: прошлое –
настоящее – будущее»: яркие
исторические страницы, современное
состояние и перспективы развития
моего региона
Презентация и обсуждение
индивидуальных учебных
исследований и проектов,
подготовленных в рамках тематики
программы курса внеурочной
деятельности «Мой край в истории
Отечества»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
32
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
64