МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области
«Кадетская школа-интернат
«Екатеринбургский кадетский корпус войск национальной гвардии
Российской Федерации»
(ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский
кадетский корпус»
_________________ И.Н. Удинцев
«22» июля 2025 г.
Программа профессионального обучения
(по профессиям рабочих, должностям служащих)
«20434 ВОЖАТЫЙ»
Екатеринбург, 2025
Программа профессионального обучения (по профессиям рабочих, должностям служащих) 20434 «Вожатый»
разработана в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист, участвующий в организации
деятельности детского
коллектива (вожатый)», утвержденным приказом Минтруда России от 25 декабря
2018 г. № 840н)
Разработчики программы:
1.
Райзинг Артем Владимирович, директор ООО «АОИК УниверсУм», ст.преподаватель кафедры
ЭТиУП УрГЭУ;
2.
Коробейникова Анна Юрьевна, заместитель директора ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский
кадетский корпус»
2
Содержание
Общая характеристика основной программы профессионального обучения
(профессиональная подготовка) ........................................................................................................ 4
Общие положения ...........................................................................................................................4
Нормативная база разработки основной программы профессионального обучения (
профессиональная подготовка) .....................................................................................................4
Сроки освоения основной программы профессионального обучения
(профессиональная подготовка) ....................................................................................................5
Трудоемкость основной программы профессионального обучения (
профессиональная подготовка) ......................................................................................................5
Требования к поступающим на основную программу профессионального обучения
( профессиональная подготовка)....................................................................................................5
Характеристика профессиональной деятельности выпускников................................................... 5
Требования к результатам освоения основной программы профессионального обучения
( профессиональная подготовка)....................................................................................................5
Специальные требования к поступающим на основную программу
профессионального обучения ( профессиональная подготовка) ................................................8
Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса ................ 8
Учебный план основной программы профессионального обучения (
профессиональная подготовка) ......................................................................................................9
Календарный учебный график .....................................................................................................10
Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей ...............................12
Программы практик ......................................................................................................................16
Ресурсное обеспечение реализации основной программы профессионального обучения
( профессиональная подготовка) .................................................................................................... 17
Кадровое обеспечение...................................................................................................................17
Учебно-методическое и информационное обеспечение ...........................................................18
Материально-техническое обеспечение ......................................................................................18
Контроль и оценка образовательных результатов ......................................................................... 19
Организация текущего контроля знаний и промежуточной аттестации ..................................19
Порядок проведения итоговой аттестации .................................................................................24
3
Паспорт программы профессиональной подготовки
Общая характеристика основной программы профессионального
обучения (профессиональная подготовка)
Общие положения
Настоящая программа профессионального обучения (профессиональная подготовки) (далее – ПО
П) по должности служащего 20434
«Вожатый» - комплекс нормативно-методической
документации, регламентирующей содержание, организацию и оценку качества подготовки
обучающихся. Основная программа профессионального обучения (профессиональная подготовки)
разработана и реализуется в ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус».
Основная программа профессионального обучения (профессиональная подготовки) направлена на
обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Нормативная база разработки программы
Нормативно-правовую основу разработки основной программы профессионального обучения
(профессиональная подготовки) составляют:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 №
513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по
которым
осуществляется профессиональное обучение»;
Профессиональный стандарт «Специалист, участвующий в организации деятельности
детского коллектива (вожатый)», утвержденным приказом Минтруда России от 25 декабря 2018 г.
№ 840н);
Приказ Министерства просвещения РФ от 26 августа 2020 № 438 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам
профессионального обучения»;
Устав и локальные акты ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус»
Нормативно-методическая база корпуса:
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
программам профессионального обучения в ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский
корпус»;
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации;
Положение об организации учебного процесса посредством электронного обучения с
использованием дистанционных образовательных технологий;
Сроки освоения программы профессиональной подготовки
4
Срок освоения программы профессиональной подготовки по должности служащего «Вожатый»
составляет 3,5 месяца.
Трудоемкость программы профессиональной подготовки
Общий объем времени на освоение программы профессиональной подготовки – 144 часа; из них:
теоретическое обучение – 84 часа; практическое обучение – 54 часа; итоговая аттестация – 6 часов.
Основная программа профессионального обучения (профессиональная подготовка) реализуется в
очной форме.
Требования к поступающим на основную программу профессионального
обучения (профессиональная подготовка)
Основная программа профессионального обучения (профессиональная подготовка) направлена на
обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Лица,
поступающие на обучение, должны иметь аттестат об основном общем образовании.
Характеристика профессиональной деятельности выпускников
1.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускников – профессиональное обучение.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
–
временные детские коллективы;
–
задачи, содержание, методы, средства, формы и процесс организации деятельности детей;
Требования к результатам освоения программы
Вид профессиональной деятельности выпускников: ВД.1 Сопровождение детского коллектива
(группы, подразделения, объединения) в организации отдыха детей и оздоровления, создание
условий для развития коллектива, планирование и реализация его деятельности под руководством
педагогического работника
Формируемые общие компетенции:
ОК 1. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных
задач;
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения
профессиональных задач;
ОК 3. Использовать информационно-коммуникационные технологии для решения задач
профессиональной деятельности;
ОК 4. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами;
5
Формируемые профессиональные компетенции:
ПК.1.1 Сопровождать деятельность временного детского коллектива в организациях отдыха детей и
их оздоровления под руководством педагогического работника;
ПК.1.2 Оказывать организационную поддержку обучающимся образовательной организации в
создании, развитии и деятельности детского коллектива под руководством педагогического
работника.
В результате освоения программы профессиональной подготовки выпускник должен:
Иметь практический опыт:
планирования деятельности временного детского коллектива (группы, подразделения,
объединения) под руководством педагогического работника в соответствии с планом работы
организации отдыха детей и их оздоровления;
сопровождения временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) под
руководством педагогического работника в соответствии с ежедневным планом работы
организации отдыха детей и их оздоровления;
проведения под руководством педагогического работника игр, сборов и иных мероприятий во
временном детском коллективе (группе, подразделении,
объединении), направленных на
формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния;
включения
участников
временного
детского
коллектива
(группы,
подразделения,
объединения) в систему мотивационных мероприятий организации отдыха детей и их оздоровления;
информирования обучающихся о возможности создания и участия в деятельности детского
коллектива (группы, подразделения, объединения);
планирования деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) под
руководством педагогического работника с учетом мнения обучающихся;
проведения под руководством педагогического работника организационных сборов,
мероприятий и игр, направленных на формирование и развитие детского коллектива (группы,
подразделения, объединения), анализ результатов его деятельности;
информирования обучающихся - членов детского коллектива (группы, подразделения,
объединения) о возможностях участия в конкурсах и проектах, направленных на развитие
личностных качеств отдельных участников и всего детского коллектива в целом
Уметь:
составлять ежедневный план работы для временного детского коллектива (группы,
подразделения, объединения) в соответствии с планом работы организации отдыха детей и их
оздоровления, возрастными особенностями детей;
подбирать материалы для проведения игр, сборов и иных мероприятий во временном детском
коллективе (группе, подразделении, объединении), направленных на формирование коллектива, его
6
развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния;
анализировать внешние факторы проведения мероприятия (время суток, соответствие общему
плану работы организации отдыха детей и их оздоровления, погодные условия, условия
безопасности);
информировать участников временного детского коллектива (группы, подразделения,
объединения) о системе мотивационных мероприятий организации отдыха детей и их оздоровления;
информировать обучающихся о возможности создания и участия в деятельности детского
коллектива (группы, подразделения, объединения);
планировать деятельность детского коллектива (группы, подразделения, объединения) с
учетом мнения обучающихся;
подбирать материалы для проведения организационных сборов, мероприятий и игр,
направленных на формирование и развитие детского коллектива (группы, подразделения,
объединения), анализ результатов его деятельности;
анализировать внешние факторы проведения мероприятия (время суток, соответствие общему
плану работы организации, погодные условия, условия безопасности);
находить, отбирать и представлять информацию о возможностях участия в конкурсах и
проектах, направленных на развитие личностных качеств отдельных участников и всего детского
коллектива (группы, подразделения, объединения) в целом.
Знать:
законодательные и иные нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, в том
числе международные, в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, в сфере деятельности
детских и молодежных общественных организаций, а также в сфере информационной безопасности,
включая защиту персональных данных;
локальные акты организации отдыха детей и их оздоровления;
основы планирования деятельности временного детского коллектива (группы, подразделения,
объединения) в соответствии с планом работы организации отдыха детей и их оздоровления;
технологии проведения игр, сборов и иных мероприятий во временном детском коллективе
(группе, подразделении, объединении), направленных на формирование коллектива, его развитие,
поддержание комфортного эмоционального состояния;
возрастные особенности детей;
подходы к организации мотивационных мероприятий организации отдыха детей и их
оздоровления;
международные акты о правах ребенка, законодательство Российской Федерации,
нормативные
правовые
акты,
регламентирующие
деятельность
детских
общественных
объединений;
7
локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность организации, на базе которой
действует детский коллектив (группа, подразделение, объединение);
возрастные особенности детей, возрастной подход в развитии детского коллектива;
технологии проведения организационных сборов, мероприятий и игр, направленных на
формирование и развитие детского коллектива (группы, подразделения, объединения), анализ
результатов его деятельности;
основные направления деятельности детских и молодежных общественных организаций и
объединений, осуществляющих деятельность в сфере воспитания детей и молодежи.
Специальные требования к поступающим на основную
профессионального обучения (профессиональная подготовка):
программу
Не предусмотрено
Документы,
определяющие
образовательного процесса
содержание
и
организацию
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от
29.12.2012 № 273-Ф3) в структуру программы профессиональной подготовки входят:
учебный план;
календарный учебный график;
рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей;
программа практики;
программа итоговой аттестации в формате квалификационного экзамена;
методические,
оценочные
и
иные
документы,
разработанные
для
обеспечения
образовательного процесса
8
Учебный план основной программы профессионального обучения
(профессиональная подготовка)
№
Т.00
ОП.00
ОП.01
ОП.02
П
П.01
П.02
ПО.00
ПО.01
ИА.00
ИА.01
ИА.02
Наименование модулей
Теоретическое обучение
Общепрофессиональные
дисциплины
Введение в профессию вожатого
Психолого-педагогические
основы вожатской
деятельности
Профессиональный цикл
Технология работы вожатого в
образовательной организации и
детском лагере
Основы безопасности
жизнедеятельности детского
коллектива
Практические обучение
Производственная практика
Итоговая аттестация
(квалификационный экзамен)
Проверка теоретических знаний
Практическая
квалификационная работа
ИТОГО:
В том числе
Всего,
практич. самостоя промеж. Форма
час. лекции и лаб. тельная и итог. контроля
занятия работа контроль
84
42
35
21
5
42
25
13
11
2
14
6
3
4
1
зачет
28
12
8
7
1
зачет
42
17
22
10
3
38
8
18
10
2
диф.зачет
4
1
2
1
Зачет
52
52
2
2
диф. зачет
54
54
6
2
4
144
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов, модулей,
тем
Т.00 Теоретическое обучение
ОП.00 Общепрофессиональные
дисциплины
ОП.01 Введение в профессию вожатого
1.1 История вожатского дела
основы
1.2 Нормативно-правовые
вожатской деятельности
этика и
1.3. Профессиональная
культура вожатого
Промежуточный контроль
ОП.02 Психолого-педагогические
основы вожатской деятельности
возрастного
1.1. Особенности
развития детей
Сопровождение деятельности
1.2. детского общественного
объединения
организация
1.3. Структурная
временного детского коллектива
в детском коллективе,
1.4. Конфликты
способы их разрешения
Всего,
час.
В том числе
практич. и самостоят промеж. и Форма
контроля
лекции
лаб.
ельная
итог.
занятия
работа контроль
84
42
35
21
5
42
25
13
11
2
14
4
6
2
3
4
2
2
1
1
7
3
2
зачет
2
1
28
12
8
7
6
2
2
2
4
3
1
9
3
3
3
8
4
2
2
1
зачет
1
зачет
9
1.5
П
П.01
1.1
1.2
1.3
1.4
П.02
1.1
1.2
ИА.00
ИА.01
ИА.02
Промежуточный контроль
Профессиональный цикл
Технология работы вожатого в
образовательной организации и
детском лагере
Методика планирования
воспитательной работы в ДОЛ
Виды и формы работы с
коллективом в ДОЛ (составление
программы вожатого)
Организация и проведение
коллективных творческих дел
Художественное оформление
пространства лагеря
Промежуточный контроль
Основы безопасности
жизнедеятельности детского
коллектива
Профилактика детского
травматизма
Алгоритмы поведения вожатого в
экстремальных ситуациях
Промежуточная аттестация
Практика
Итоговая аттестация
(квалификационный экзамен)
Проверка теоретических
знаний
Практическая квалификационная
работа
ИТОГО:
1
42
22
10
1
3
зачет
17
38
8
18
10
2
зачет
6
2
2
2
10
4
4
2
12
2
6
4
6
2
2
зачет
1
зачет
1
2
диф. зачет
8
2
4
2
2
2
1
1
54
6
1
1
2
тест
4
144
Календарный учебный график
Период обучения
(недели)*
12.02.2024г.-24.02.2024г.
26.02.2024г.-30.03.2024г.
Наименование дисциплины
ОП.01 Введение в профессию вожатого
ОП.02. Психолого-педагогические основы вожатской
деятельности
01.04.2024г.- 25.05.2024г. П.01 Технология работы вожатого в образовательной
организации и детском лагере
26.05.2024г.- 30.05.2024г. П.02. Основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива
01.06.2024г.-22.06.2024г. ПО.01 Производственная практика
24.06.2023г.-30.06.2023г. Итоговая аттестация (квалификационный экзамен)
*Точный порядок реализации разделов, модулей (дисциплин) обучения определяется в
расписании занятий.
Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей
ОП.01 Введение в профессию вожатого
Тема 1.1 История вожатского дела
Содержание:
1.
Формы пионерского лагеря, существовавшие в начале ХХ века. Истоки, история и опыт
вожатской деятельности в России.
10
2.
История коммунарского движения.
3.
Опыт деятельности Всероссийских и Международных детских центров. История создания и
актуализации опыта деятельности международного детского центра «Артек», всероссийских
детских центров «Океан», «Смена», «Орленок».
Тема 1.2 Нормативно-правовые основы вожатской деятельности
Содержание:
1.
Обзор действующего законодательства в сфере образования и организации отдыха и
оздоровления детей.
2.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от
24.07.1998 г. № 124-ФЗ; Сфера профессиональной деятельности вожатого.
3.
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» СанПиН 2.4.4.3155-13.
Практические занятия:
1.
Изучение ФЗ «Об образовании в РФ», изучение типового положения о ДОЛ, изучение
должностной инструкции вожатого.
Тема 1.3. Профессиональная этика и культура вожатого
Содержание:
1.
Понятие этики вожатого.
2.
Педагогические требования. Этико-педагогические нормы.
3.
Этика взаимоотношений с детьми, их родителями и коллегами.
Практические занятия:
1.
Проведение игры «Мой идеал»
ОП.02 Психолого-педагогические основы вожатской деятельности
Тема 1.1. Особенности возрастного развития детей
Содержание:
1.
Периодизация возрастного развития.
2.
Возрастные, психологические, физиологические особенности детей младшего, среднего и
старшего возраста.
3.
Особенности и проблемы развития детей в подростковом возрасте.
4.
Специфика воспитательной работы с детьми разных возрастных групп.
Практические занятия:
1.
Составить таблицу с возрастными границами возраста, социальной ситуацией развития,
11
ведущим видом деятельности, основными новообразованиями, педагогическими выводами.
Тема 1.2. Сопровождение деятельности детского общественного объединения
Содержание:
1.
Понятие о детском общественном объединении. Федеральный закон «Об общественных
объединениях».
2.
Основные принципы создания и деятельности общественных объединений.
3.
Принципы жизнедеятельности общественного объединения.
Тема 1.3. Структурная организация временного детского коллектива
Содержание:
1.
Этапы развития детского временного коллектива в ДОЛ.
2.
Методика формирование и
развитие временного
детского
коллектива в детском
оздоровительном лагере.
3.
Условия формирования временного детского коллектива.
4.
Показатели сложившегося детского коллектива.
Практические занятия:
1.
Изучение этапов развития детского временного коллектива в ДОЛ: составить таблицу, в
которой раскрыть позицию воспитанников и вожатого на каждом из 3 этапов развития ВДО,
коллективообразующую деятельность вожатого и условия эффективности педагогической
деятельности.
2.
Изучение методики формирования и развития временного детского коллектива в детском
оздоровительном лагере: составить план работы отрядного вожатого по формированию и развитию
ВДО с указанием конкретных мероприятий, игр, КТД на каждом этапе развития ВДО.
Тема 1.4. Конфликты в детском коллективе, способы их разрешения
Содержание:
1.
Понятие «конфликт». Функции конфликта и его динамика (стадии протекания).
2.
3.
Виды конфликтов. Формула конфликта.
Способы разрешения конфликта.
4.
Конфликты на разных этапах становления временного коллектива детского оздоровительного
лагеря.
5.
Профилактика конфликтов в детском оздоровительном лагере.
Практические занятия:
1.
Способы разрешения конфликта: составить таблицу, в которой раскрыть способы выхода из
12
конфликтной ситуации по сетке Томаса- Киллмена.
2.
Профилактика конфликтов в детском оздоровительном лагере: разработать и провести занятие
с элементами тренинга по профилактике конфликтов в детском оздоровительном лагере.
П.01 Технология работы вожатого в образовательной организации и детском лагере
Тема 1.1. Методика планирования воспитательной работы
Содержание:
1.
Понятие о планировании воспитательной работы. Виды планов воспитательной работы в
детском лагере.
2.
План-сетка смены или календарный план.
3.
План на каждый день.
4.
Требования к плану воспитательной работы: учет интересов, потребностей детей;
разнообразие содержания, форм, методов, воспитательной деятельности; согласованность плана
отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря; реальность планов (по видам
деятельности, по срокам).
Практические занятия:
1.
Составление план-сетки смены.
Тема 1.2. Виды и формы работы с детским коллективом в ДОЛ
Содержание:
1.
Отрядное дело.
2.
Значение отрядного уголка, рубрики. Этапы организации работы над созданием отрядного
уголка.
3.
Организация и проведение массовых мероприятий.
4.
Организация и проведение линеек. Проектная деятельность.
Практические занятия:
1.
2.
Составление плана проведения отрядного мероприятия.
Несколько творческих групп, разрабатывают и защищают свою концепцию отрядного
мероприятия предложенной формы
Тема 1.3. Организация и проведение коллективных творческих дел
Содержание:
1.
Понятие «коллективное творческое дело». Методика КТД по И.П. Иванову.
2.
Воспитательное значение КТД. Виды, цели проведения коллективных творческих дел.
3.
Методика коллективного планирования. Этапы организации КТД.
13
4.
Правила проведения КТД. Роль вожатого в организации и проведении КТД.
Практические занятия:
1.
Разработка плана подготовки и проведения КТД с учетом направленности мероприятия и
возраста детей.
Тема 1.4. Художественное оформление пространства лагеря
Содержание:
1.
Оформление корпуса.
2.
Общее оформление лагеря
3.
Отрядный уголок. Оформление игр, КТД и мероприятий.
4.
Что необходимо для оформительской работы в лагере.
Практические занятия:
1.
Работа в подгруппах по разработке концепции и защите макета отрядного уголка для отрядов
младшего среднего и старшего возраста.
П.02. Основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива
Тема 1.1 Профилактика детского травматизма
Содержание:
1.
Ответственность вожатого за физическое и психологическое благополучие ребенка.
Тема 1.2 Алгоритмы поведения вожатого в экстремальных ситуациях.
Содержание:
1.
Первая доврачебная помощь.
Практические занятия:
1.
Практикум по оказанию первой помощи.
Программы практик
ПО.01. Производственная практика
1.
Содержание
Содержание педагогической практики охватывает основные направления профессиональной
деятельности вожатого.
Содержание практики определяется:
1)
должностными инструкциями, действующими в конкретном лагере;
2)
общелагерным планом воспитательной работы, его традициями;
3)
особенностями организации жизнедеятельности детей и подростков с учётом логики
14
развития смены, возрастной и индивидуальной специфики детского коллектива.
В процессе практики обучающиеся знакомятся:
1)
со структурой, организацией работы и функциями ДОЛ (детских оздоровительных лагерей),
должностными обязанностями организаторов воспитательного процесса: начальника ДОЛ,
старшего воспитателя, старшей вожатой, воспитателя, вожатой (директора, заместителя директора
по воспитательной работе, воспитателя);
2)
с документацией воспитательного процесса: планом воспитательной работы, формами
отчетной документации;
3)
методической и материально-технической оснащенностью в ДОЛ: методическим кабинетом,
предметно-развивающей средой, оснащенностью техническими средствами, библиотекой и т.д.;
4)
с правилами внутреннего распорядка и санитарно-гигиеническим режимом, с жилыми и
подсобными помещениями, работой столовой, с деятельностью кабинета врача;
5)
с формами лагерной и отрядной работы: индивидуальной, отрядно-групповой, межотрядной,
массово-общелагерной;
6)
с опытом воспитательной работы в условиях ДОЛ;
7)
с правилами по охране жизни и труда, электробезопасности, противопожарной безопасности.
В ходе практики обучающиеся осуществляют работу по организации разнообразной
жизнедеятельности детей по следующим направлениям:
1)
организационно-педагогическая работа (знакомство с условиями работы, традициями лагеря,
с составом отряда, проверка степени готовности детей к выезду в лагерь, беседы с родителями,
составление плана работы отряда);
2)
изучение специфики проявления возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
состояния их здоровья, условий жизни и воспитания;
3)
организация коллективной творческой деятельности по всем направлениям воспитания (в
области развития познавательных интересов детей и подростков, нравственного, эстетического,
трудового воспитания, спортивно-оздоровительной работы и др.);
4)
проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми и подростками;
5)
организация режима, активного отдыха детей, проведение санитарно- гигиенической работы
и работы по самообслуживанию.
Ресурсное
обеспечение
реализации основной
профессионального обучения (профессиональная подготовка)
программы
15
Кадровое обеспечение
Реализация программы профессиональной подготовки обеспечивается кадрами, имеющими опыт
работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или)
соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).
Количество педагогических работников (физических лиц), привлеченных для реализации
программы
чел.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
печатные раздаточные материалы для обучающихся;
учебные пособия;
профильная литература;
отраслевые и другие нормативные документы;
электронные ресурсы и т.д.
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы профессиональной подготовки по должности служащего «Вожатый»
реализуется в учебных аудиториях корпуса и на базе социальных партнеров.
Материально-техническая база включает в себя:
1.
Доска
классная
(магнитно-маркерная)/интерактивная
панель,
мобильная
стойка
в
комплекте), ПО в комплекте;
2.
стол учителя с ящиками для хранения или тумбой;
3.
кресло учителя;
4.
шкаф для хранения учебных пособий;
5.
многофункциональное устройство/принтер;
6.
компьютер учителя (лицензионное программное обеспечение (ПО),
7.
образовательный контент и система защиты от вредоносной информации,
8.
ПО для цифровой лаборатории;
9.
ноутбук для обучающихся;
10.
парта школьная, регулируемая по высоте;
11.
стул ученический, регулируемый по высоте
Материально-техническая база, задействованная в реализации программы профессионального
обучения, соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.
16
Контроль и оценка образовательных результатов
Организация текущего контроля знаний и промежуточной аттестации
Текущий контроль знаний и умений представляет собой контроль освоения обучающимися
отдельных элементов учебной дисциплины (модуля), практики.
Промежуточная аттестация проводится по завершению изучения учебной дисциплины (модуля),
прохождения практики с целью комплексной оценки освоения отдельных элементов программы
профессиональной подготовки. Форма проведения промежуточной аттестации определяется
учебным планом.
Для проведения текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по программе
профессиональной подготовки формируется фонд оценочных средств.
Текущая и промежуточная аттестация могут быть оценены по бинарной шкале (зачтено/не
зачтено) или по пятибальной шкале (дифференцированный зачет).
Процедура
проведения
промежуточной
аттестации
и
критерии
оценки
определяются
преподавателем и доводятся до сведения обучающихся в начале изучения учебной дисциплины
(модуля), практики.
Фонд оценочных средств по промежуточной аттестации по учебным дисциплинам
(модулям), практикам:
Промежуточная аттестация
Примерная тематика вопросов для промежуточной аттестации
ОП.01. Введение в профессию вожатого
Примерная тематика вопросов для промежуточной аттестации
Нормативно-правовые основы вожатской деятельности; история вожатского дела Должностные
обязанности вожатого
Саморазвитие вожатого и этика работы с детьми.
ОП.02. Психолого-педагогические основы вожатской деятельности
Примерная тематика вопросов для промежуточной аттестации
1.
Психологические и возрастные особенности детей и подростков
2.
Логика развития смены
3.
Периодизация смены
4.
Формирование временного детского коллектива
5.
Управление и мотивация
6.
Воспитание, поощрение и наказание
7.
Разрешение конфликтов и работа с трудными детьми
17
П.01. Технология работы вожатого в образовательной организации и детском лагере
Примерная тематика вопросов для промежуточной аттестации
1.
План-сетка
2.
Логика построения дня
3.
Отрядная работа
4.
Отрядные, межотрядные, общелагерные мероприятия
5.
Игровая деятельность вожатого
6.
Оформление лагеря
П.02. Основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива
Примерная тематика вопросов для промежуточной аттестации
1.
Первая медицинская помощь
2.
Поведение в экстремальных ситуациях
3.
Профилактика детского травматизма
ПО.01 Производственная практика
Паспорт фонда оценочных средств по практике
Код контролируемой
компетенции
(или её
этапы практики
№ п/п Контролируемые
части)
/
и
ее
(результаты по этапам)
формулировка
– по желанию
1.
Подготовка отчета по практике
Подготовка отчета для итоговой
2.
конференции с анализом КТД
1.1.
1.2.
Наименование оценочного
средства
Дифференцированный зачет
Типовые контрольные задания или иные материалы
Дифференцированный зачёт
1)
типовые задания
1.
Характеристика отряда: возраст, психологические, возрастные, физиологические особенности
детей (Приложение 2);
2.
План–сетка мероприятий на смену (Приложение 3);
3.
Перечень документов, регулирующих работу ДОЛ (возможно указание на ссылку интернет-
ресурса ДОЛ);
4.
План воспитательной работы вожатого с указанием цели, задач, методов и форм
организации деятельности воспитанников (Приложение 4);
5.
Анализ
проведенного
коллективного
творческого
дела
гражданско-патриотической
18
направленности воспитания (Приложение 5);
6.
Психолого-педагогическая характеристика временного детского коллектива (Приложение 6).
2)
Критерии оценивания компетенций результатов:
"отлично"
-
стремится осуществлять профессиональную деятельность на основе собственных моделей,
может научно обосновать свои действия, демонстрирует свободное владение педагогическими
компетенциями;
-
в срок в полном объеме в соответствии с предъявляемыми требованиями выполнил план
практики, при этом обнаружил умения осуществлять деятельность, опираясь на психологопедагогическую теорию, проявил в работе самостоятельность, творческий подход.
"хорошо"
студент проявляет самостоятельность в выборе и осуществлении профессиональных действий
на основе теоретических знаний и практических образцов, в целом успешно справляется с
основными профессиональными действиями;
полностью выполнил программу практики, показал умения опираться на психолого-
педагогическую теорию, проявлял инициативу в работе, но допускал незначительные ошибки, не
всегда проявлял самостоятельность и творческий подход.
"удовлетворительно"
-
студент сознательно стремится применять знания на практике, допускает ошибки и недочеты,
свидетельствующие об отсутствии системности и гибкости мышления, действует на основе
примеров и образцов;
-
выполнил
программу
практики,
но
не
обнаружил
глубокого
знания
психолого-
педагогической теории, не показал умения применять ее, допустил ошибки в выполнении заданий,
не проявил в работе самостоятельности и инициативы.
"неудовлетворительно"
-
студент не владеет знаниями, пытается интуитивно осуществить профессиональные действия,
но безуспешно;
-
не выполнил программу практики, обнаружил слабые знания психолого- педагогической
теории; неумение применять ее для определения и реализации целей и задач своей деятельности,
устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и организовывать педагогически
целесообразную деятельность обучающихся.
19
Оценка за практику снижается, если:
-
студент во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность
(отсутствовал в образовательном учреждении без уважительной причины);
-
студент не сдал в установленные сроки необходимую документацию, сдал позже указанного
срока;
-
студент не посещал установочную и итоговую конференции.
Неудовлетворительная оценка означает, что студент должен пройти практику повторно, либо
должен быть представлен к отчислению.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или)
опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций
Критериями оценивания практики является уровень:
1)
психолого-педагогических и предметных знаний;
2)
сформированности компетенций и проявления личностных качеств студентов во время
практики (ответственности, активности, инициативности и др.)
Дифференцированный зачет по производственной педагогической практике выставляется на
основании представленных студентом отчетной документации и данных оценки результатов
прохождения практики (Отзыв работодателя).
Отзыв руководителя практики от организации, предприятия об уровне сформированности
компетенций (приложение 1)
2.
Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики
I.
Базы детских оздоровительных лагерей, включающих в себя бытовую инфраструктуру,
соответствующую действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям
техники безопасности:
жилые помещения (комнаты);
помещения для проведения занятий в группах разной наполненности;
столовая;
спортивный зал;
актовый зал с необходимым техническим оборудованием;
природные зоны для реализации творческих проектов воспитанников;
20
оргтехника (компьютер, принтер, проектор, экран и т.д.);
канцелярские
принадлежности
(ватман,
маркеры,
фломастеры,
скотч,
ножницы,
писчая/цветная бумага и т.д.);
организация трансфера студентов к месту нахождения лагеря и обратно.
II.
Базы пришкольных летних лагерей и лагерей при учреждениях дополнительного образования
(для прохождения практики по месту жительства для студентов, обучающихся по целевым
договорам, и для лиц с ОВЗ).
3.
Обязанности и права студента (практиканта) при прохождении практики
3.1. Обязанности студента (практиканта) при прохождении практики в должности вожатого
в детском оздоровительном лагере:
1.
студент обязан вовремя выйти на рабочее место с момента начала практики;
2.
своевременно выполнять все виды работ, предусмотренных программой педагогической
практики;
3.
в установленный срок сдать факультетскому руководителю отчетную документацию по
практике (дневник, отчет и др.);
4.
студент должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий глубоким интересом
к работе и уважением к воспитанникам и педагогам, педагогической профессии, показать
профессиональную компетентность и педагогическую культуру, активно участвовать в жизни
педагогического коллектива;
5.
по всем вопросам, возникающим в процессе педагогической практики, студент - бакалавр
может обращаться к руководителю практики, администрации детского лагеря и специалистам
учреждения;
6.
студент-практикант
может
вносить
предложения
по
совершенствованию
учебно-
воспитательного процесса, организации практики;
7.
с момента зачисления студента-бакалавра в период практики в качестве практиканта на
рабочее место на него распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка
детского оздоровительного лагеря, с которыми их обязаны ознакомить;
8.
в случае невыполнения требований, предъявляемых практиканту, он может быть отстранен от
прохождения практики и считается не выполнившим учебный план данного семестра;
9.
студент-бакалавр, не выполнивший программу практики без уважительной причины или
получивший отрицательную оценку, может быть отчислен из института как имеющий
академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза;
3.2. Права студента (практиканта) при прохождении практики
21
1.
получить своевременную методическую помощь в проведении учебно-воспитательной
работы со стороны руководителей практики от института и по месту прохождения практики;
2.
защищать свои профессионально-педагогические взгляды, находки, оценивать учебно-
воспитательную работу своих товарищей;
3.
обращаться в конфликтных ситуациях с целью их разрешения к руководителям практики,
кафедр, летнего оздоровительного лагеря, дирекции института.
4.
Место и время проведения учебной / производственной практики
1.
Базы детских оздоровительных лагерей;
2.
Базы пришкольных летних лагерей и лагерей при учреждениях дополнительного образования
(для прохождения практики по месту жительства для студентов, обучающихся по целевым
договорам, и для лиц с ОВЗ)
5.
Особенности
реализации
практики
для инвалидов
и
лиц
с ограниченными
возможностями здоровья
Выбор мест прохождения практик для обучающийся с инвалидностью и с ОВЗ производится с
учетом требований их доступности для данных обучающихся и рекомендации медико-социальной
экспертизы, а также индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно
рекомендованных условий и видов труда.
При направлении обучающегося с инвалидностью и с ОВЗ в организацию или предприятие для
прохождения предусмотренной учебным планом практики колледж согласовывает с организацией
(предприятием) условия и виды труда с учетом рекомендаций медико- социальной экспертизы и
индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Порядок проведения итоговой аттестации
Реализация программы профессиональной подготовки завершается итоговой аттестацией в форме
квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен проводится с целью определения соответствия полученных знаний,
умений, практических навыков по программе профессионального обучения. Квалификационный
экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических
знаний в формате тестирования.
Квалификационный экзамен проводится с привлечением работодателей.
Обучающимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается квалификация
«Вожатый».
22
Фонд оценочных средств итоговой аттестации:
Квалификационный экзамен
1.
Проверка теоретических знаний:
1.1. Ответ на теоретический вопрос (тестирование).
1.2. Решение педагогических ситуаций.
2.
Практическая квалификационная работа:
2.1. Наполнение и представление методической копилки «Вожатское портфолио».
2.2. Разработка и представление замысла одной из форм коллективной творческой деятельности.
Самостоятельная работа по подготовке ответов на вопросы билета – 30 минут.
Примерная тематика теоретических вопросов к квалификационному экзамену
1.
Воспитание в педагогическом процессе. Опишите один из методов воспитания, который Вы
считаете наиболее эффективным для применения в детском оздоровительном лагере. Докажите
свою точку зрения.
2.
Личностные и профессионально значимые качества, которыми должен обладать современный
вожатый.
3.
Профессиональный стандарт специалиста, участвующего в организации жизнедеятельности
детского коллектива (вожатый). Характеристика обобщенных трудовых функций вожатого
детского оздоровительного лагеря.
4.
Основные обязанности и виды деятельности вожатого по обеспечению охраны труда.
5.
Права и ответственность вожатого.
6.
Социально-психологический портрет современного подростка.
7.
Общая характеристика воспитательного коллектива и особенности временного коллектива в
детском оздоровительном лагере.
8.
Методика работы по коллективному целеполаганию и планированию деятельности временного
детского коллектива.
9.
Целесообразность создания микроколлективов (групп, команд, звеньев и т.п.) в детском
коллективе с точки зрения детей, с точки зрения вожатого. Какими могут быть микроколлективы,
как их формировать?
10.
Организация аналитической работы с детьми в отряде.
11.
Методика организации и проведения отрядных огоньков.
12.
Характеристика смены в летнем оздоровительном лагере, логика ее построения, особенности
периодов в течение смены.
13.
Законы и правила жизни в отряде и лагере. Педагогическая роль вожатого в организации
23
режима и быта в отряде и лагере.
14.
Коллективное творческое дело, воспитательная значимость, виды и разнообразные
формы.
Примерный перечень педагогических ситуаций
Задание: Опишите Ваши действия в одной из предложенных ситуации
1.
Мальчик 12 лет с самого начала смены постоянно ругался с девочкой 12 лет. Девочка по
комплекции была больше, чем он. Дело не закончилось только конфликтом на словах, начались
драки. Девочке хватало одного удара, чтобы мальчик оказался на полу. Он стал действовать
«умнее»: ночью мазал ее пастой, ставил подножки и т.д. Далее начались откровенные угрозы…
2.
Ребенок просится домой, объясняя это тем, что ему скучно, что хочет к маме. Любые попытки
чем-либо его увлечь отвергает...
3.
Мальчики 6 лет дерутся. Один начинает душить другого. Вожатая, узнав об этом, прибежала
и, пытаясь разнять их, делает ребенку больно. Реакция ребенка: крик, слезы, истерика…
4.
В отряде был ребенок (12 лет), которого не уважали. Он постоянно вредничал, жаловался.
Мальчики из отряда (13 лет) решили по-своему с ним разобраться, но не били его. Вожатые и
воспитатели об этом не знали. Когда к этому мальчику приезжает отец, он рассказывает папе, что
его бьют, обижают…
5.
Ребенок привез с собой в лагерь ящерицу, при этом 1,5 недели ее прятал. Когда вожатые это
увидели, они предложили отдать ящерицу родителям. Он не согласился…
6.
Девочка 14 лет еще до смены в своем городе создала себе репутацию «девушки легкого
поведения». В начале смены мальчики из ее города рассказали всем о ее поведении. В результате
дети в лагере начали ее дразнить, задирать, издеваться. Директор неоднократно вызывал ее маму.
Как оказалось, мама очень многое позволяла своей дочери, не имела на нее влияния…
7.
В отряде был ребенок 12 лет, к которому изначально не очень хорошо отнеслись. Мальчик
был достаточно крупным по сравнению с другими ребятами, его дразнили. Несколько раз он
пытался убежать, но не за территорию, а прятался внутри...
8.
Ребенок не хочет не в чем участвовать, просит, чтобы его оставили в покое. Говорит, что
приехал в лагерь отдыхать. Другие дети, глядя на него, начинают вести себя так же…
9.
Девочка не была принята отрядом, и сама противопоставляла себя ребятам. Начались пропажи
конфет и прочее, ее обвинили в воровстве. Ребята находят «улики» - фантики от конфет, пропавшее
печенье в ее тумбочке. Все сходится, но похоже на то, что инсценируется самими детьми…
10.
Ребенок семи лет требовал полного внимания вожатой. Он ревновал вожатую к другим детям,
не подпускал их к ней. Если вожатая начинала заниматься с другими детьми, он сильно нервничал.
24
Он мог даже избить этих детей, которым уделялось внимание, залезть в труднодоступное место,
отказываться от еды и питья…
11.
Ребенок просит переселить его в отдельную комнату, и дети просят о том же. Их раздражают
его манеры…
12.
Ребенок (мальчик 12 лет) занимается самоистязанием в прямом и переносном смысле. Сначала
он объяснял то любовью к девочке, которая не отвечала ему взаимностью. Позже он «на публике»
стал резать руки, прыгать с высоких турников, с балконов, потом показывал всем раны…
13.
Ребенок не участвовал в выступлении в концерте для родителей. Он очень хотел выступать,
но у него что-то не получалось и ему не разрешили выйти на сцену. Родители после концерта стали
оскорблять вожатого в некомпетентности…
14.
Воспитатель активно пытается навязать свои методы работы с детьми, поучает вожатых,
диктует, что и как нужно делать. У воспитателя достаточно весомый авторитет в лагере, к нему
прислушиваются. Но своим поведением ограничивает работу вожатых, мешает реализовать их
творческий потенциал...
Разработка замысла одной из форм коллективной творческой деятельности
Задание:
Предложите вариант подготовки и проведения коллективного творческого дела (далее - КТД) в
отряде
_ (указать) возрастной группы по плану:
Каков замысел или идея КТД?
Какие задачи будет решать данное КТД?
Как будет проходить планирование КТД?
Каким образом будет организована подготовка КТД?
Как будут участвовать ребята отряда в организации предстоящего дела?
Кто будет ведущим?
Как будете подводить итоги проведенного КТД?
Будет ли последействие и каким после проведения этого КТД?
Возможные формы организации коллективной творческой деятельности:
Квест экологический;
Квест краеведческий;
Социальная акция «Сдавайся, мусор»;
Арт-моб;
25
Биржа труда;
Диалог с историей;
Мировое кафе;
Конкурс «Звезды загораются»;
Бродячий цирк;
Вечер легенд «О нас и вокруг нас»;
Командные соревнования «Знай наших»;
Шляпное сражение;
Митинг сказочных героев;
Музей детского аппетита;
Выставка лесных достижений;
Конкурс видеокляпов;
Выставка «Страна Вообразилия»;
Конкурс градостроителей или замкостроительный бум;
Закоулочная экскурсия;
Мыльная феерия;
Песенная перестрелка;
Ручейковая регата;
Турнир СЛАБОков;
Патруль добра;
Теледень;
Чемпионат по фигурному катанию без коньков;
Напольная игра;
Арт-тир (интеллект-тир);
Арт-квест;
Шоу гениев;
Неспортивное пятиборье.
Примерное содержание методической копилки «Вожатский чемоданчик»
Разделы:
I.
Охрана жизни и здоровья детей
Интересные педагогические находки и приёмы по организации охраны жизни и здоровья детей в
26
отряде.
II.
Организация режима и быта детей в отряде
2.1. Педагогические приёмы по организации выполнения режима.
2.2. Организационно - хозяйственный сбор отряда.
2.3. Педагогические находки по соблюдению санитарных норм и гигиены:
2.3.1. Порядок в спальне, на отрядном месте, в туалетах.
2.3.2. Соблюдение чистоты на прилегающей территории и на отрядном месте.
2.3.3. Чемоданы и личные вещи.
2.3.4. Дорогие вещи, телефоны, гаджеты, деньги.
2.3.5. Поддержание порядка в столовой.
2.3.6. Отряд дежурный.
3.1. Работа с органами самоуправления отряда (организация коллективной творческой
жизни в отряде). Работа с микроколлективом (звеном, экипажем, группой, бригадой).
3.2. Виды отрядных сборов:
3.2.1. сбор-старт;
3.2.2. сбор-планирование;
3.2.4. сбор подведения итогов (дня, события, дела, периода др.);
3.2.5. сборы-«огоньки».
3.3. Чередование Творческих Поручений- ЧТП.
3.4. Совет дела.
3.5. Творческая группа.
3.6. Совет командиров.
3.7. Командир микроколлектива.
3.8. Командир отряда.
3.9. Дежурный командир.
III. Коллективные творческие дела - КТД
4.1. КТД организаторские.
4.2. КТД познавательные.
4.3. КТД военно-спортивные.
4.4. КТД спортивные.
4.5. КТД культурологические.
27
IV.
Игры с отрядом
5.1. Игры в автобусе, поезде.
5.2. Игры на плохую погоду. Игры в помещении.
5.3. Игры на воздухе. Игры на прогулке.
5.4. Игры с залом.
5.5. Длительная игра на смену.
V.
Песни
6.1. Песни строевые.
6.2. Песни спортивные.
6.3. Песни о дружбе.
6.4. Песня – гимн отряда.
6.5. Песни у костра.
6.6. Хорошие песни.
VI.
Речёвки, кричалки.
Материал «Вожатского портфолио» обучающегося
(ФИО)
Общие требования
-
название файла = название материала;
-
один материал = один файл Word;
Требования при наборе текста:
-
без расстановки переносов (особенно с использованием дефиса в качестве знака переноса);
-
без использования клавиши Caps Lock;
-
без использования неразрывного интервала (помимо случаев, когда не должны быть отделены
строками цифры и относящиеся к ним слова, фамилия и инициалы);
-
соблюдение «Общих правил компьютерного набора текста»;
-
применение табуляции нежелательно.
Требования к оформлению:
28
-
формат листа А4;
-
поля страницы по 2 см со всех сторон;
-
шрифт Times New Roman, 12 кегль (для основного текста);
-
красная строка – 1,25 см;
-
выравнивание «по ширине» (для основного текста);
-
интервалы: межстрочный 1,0; до абзаца – 0; после абзаца – 0.
29