МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО ГЦ
Заместителем директора по НМР
директором
________________________ Поздеева О.М.
______________________ Попова О.В.
________________________ Удинцев И.Н.
Протокол №1 от «28» августа 2025 г.
Приказ №52 от «30» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Финансовая грамотность»
для основного общего образования
Составитель: Видергольд Н.Н.,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2
Екатеринбург, 2025 г.
3
Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Финансовая грамотность» составляют следующие
документы:
федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об
образовании);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года №2039-р об утверждении Стратегии повышения
финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 годы;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 №287. «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства просвещения РФ от 18 июля 2022 №528 «О внесении изменений в Федеральный государственный
образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287»
Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы учебного курса «Финансовая грамотность. Современный
мир» предметной области «Общественно-научные предметы» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы
основного общего образования, на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования предметной области
«Общественно-научные предметы».
Программа определяет содержание учебного курса, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся
средствами учебного предмета.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках учебного курса «Финансовая грамотность. Современный мир» предполагается обучение учащихся финансовой грамотности,
оспособление будущего потребителя финансовых услуг важными жизненными финансовыми знаниями и умениями, необходимыми в
повседневной жизни любого человека. Содержание программы ориентировано на дополнение основных общественно-научных предметов,
таких как: обществознание, история, география и нацелено на формирование финансовой грамотности у учащихся 8—9 классов в пределах
познавательных способностей и потребностей подростков 14—16 лет.
4
Цели и задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность. Современный мир»
Целью курса является создание условий для формирования финансовой грамотности у учащихся 8 классов на базовом уровне,
отражающем финансовые потребности подростка 14—16 лет.
В соответствии с этим в курсе «Финансовая грамотность. Современный мир» актуализируются следующие задачи:
формирование базовых ценностей, отражающих идею грамотного финансового поведения, включающего бережное отношение к
личным, семейным, школьным, общественным финансовым и физическим ресурсам; осознание ценности семьи и ее хозяйственной
основы;
формирование чувства ответственности за взятые на себя обязательства, понимания возможности и необходимости защиты прав
потребителя финансовых услуг в случае их нарушения;
формирование представлений об основных социальных ролях в области взаимодействия с финансовыми организациями и управления
личными финансами;
формирование целостного мировоззрения в области общественных наук, соответствующего современному уровню развития науки и
информационных технологий, включающего базовые знаний об устройстве финансового рынка, о финансовых институтах и
организациях, с которыми сталкивается любой человек в современном обществе;
формирование умений, включающих способность работать с различными источниками финансовой информации, использовать
разнообразные финансовые инструменты, вести элементарные финансовые расчёты (процентные ставки, бюджет, обменный курс
валют и др.);
формирование компетенций поиска альтернативных решений жизненных задач с помощью финансовых услуг и продуктов, их оценки
с позиции собственных критериев выбора и осуществление наиболее разумного выбора для конкретных условий;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по финансовой
грамотности, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного курса «Финансовая грамотность. Современный мир» в учебном плане
5
По своей структуре Программа является общеобразовательной, предназначена для реализации на уровне основного общего
образования. Реализация Программы рассчитана на год обучения (8 классы), содержит вариативную часть и может быть предназначена для
использования во внеурочной деятельности, предполагает разные варианты формирования календарно-тематического планирования.
Учебный курс «Финансовая грамотность. Современный мир» составлен на основе требований к предметным результатам освоения
основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, и рассчитан на общую учебную нагрузку в объеме 33 часа (1 ч в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Результаты изучения учебного курса «Финансовая грамотность. Современный мир» на уровне основного общего образования должны
быть ориентированы на применение знаний, умений в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
Личностные результаты обучения:
формирование субъектной позиции у обучающихся, понимание необходимости быть самостоятельными в принятии решений;
формирование у обучающихся ценностей ответственного поведения в области личных финансов и потребления различных ресурсов
семьи, школы, общества и государства;
формирование элементарных финансовых знаний современного человека;
готовность и способность обучающихся к самообразованию в области финансовой грамотности на всех жизненных этапах;
формирование уважительного отношения к труду и трудовым и финансовым правам;
готовность обладать правами потребителей финансовых услуг и защищать эти права в случае их нарушения;
готовность осваивать правила поведения при взаимодействии с финансовыми организации и государственными органами, роли и
формы финансовой жизни семьи.
Метапредметные результаты обучения, включающие:
Регулятивные универсальные учебные действия:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
6
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности через понимание необходимости инвестирования в свой
человеческий капитал. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы, которые можно решить с использованием услуг финансовых организаций;
разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;
ставить финансовые цели свойственной деятельности;
формулировать учебные задачи как шаги для достижения поставленной цели практической финансовой деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и практических финансовых задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их
выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и практических финансовых задач;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать способы решения задач в области личных финансов;
составлять план решения финансовой проблемы (выполнение проекта, проведение исследования);
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию в связи с пониманием инвестирования в
человеческий капитал.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата.
Обучающийся сможет:
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
7
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии
планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта.
Познавательные универсальные учебные действия:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
(приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.
8
Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
критически оценивать содержание и форму текста.
2. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные клишированные и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного
контакта и обосновывать его;
9
Предметным результаты обучения:
освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство финансового сектора и принципов его функционирования в современном
обществе, в частности: деньги, финансы, банк, инфляция, валюта, финансовый риск и его виды, способы минимизации, семейный бюджет,
правила ведения семейного бюджета, трудовая дееспособность, трудовые права подростка, гражданско-правовые и трудовые отношения,
финансовые услуги и продукты, инвестиционные компании, страховые компании, банковский вклад и счёт, банковская карта, финансовая
безопасность, финансовая цель, страхование и его виды, минимизация финансовых затрат при планировании путешествий, накопления и
правила их формирования, защита прав потребителя финансовых услуг, финансовое мошенничество, финансовая система государства,
государственный бюджет, налоги и их виды и способы уплаты, налоговые вычеты и способы их оформления, человеческий капитал и способы
инвестирования в него для увеличения благосостояния в будущем.
освоение предметных умений, включающих умения вести элементарные финансовые расчёты и использовать финансовую
информацию для принятия решений.
Освоение компетенции финансовой грамотности:
оценивать выгоды и издержки, сопряжённые с использованием разных видов денег;
выбирать вид денег для использования в конкретной жизненной ситуации;
оценивать риски, связанные с использованием различных видов денег, учитывать их при осуществлении различных финансовых
операций;
оптимизировать расходы семейного бюджета;
оценивать семейные и личные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей семьи;
совершать «умные» покупки на основе анализа, сравнения и оценки различных вариантов;
определять ресурсы, которые могут приносить доход и находить способы увеличения доходов семьи;
грамотно составлять семейный бюджет с учётом возможных рисков и финансовых потерь;
находить (подбирать) варианты личного заработка в конкретных жизненных условиях;
оценивать предлагаемые условия найма на работу с позиции соблюдения трудовых прав несовершеннолетнего;
10
защищать свои права работника в случае их нарушения;
выбирать наиболее подходящий вклад для конкретной жизненной ситуации;
грамотно выбирать банковскую карту и безопасно её использовать;
формировать план накоплений на финансовую цель;
выбирать страховой продукт для конкретных жизненных ситуаций;
находить наиболее выгодные способы организации путешествий;
защищать свои права потребителя финансовых услуг;
определять налоги и сроки их выплаты в разных жизненных ситуациях;
оценивать имущество и доходы с точки зрения расходов на налоги, планирования своевременной уплаты налогов и оформления
налогового вычета;
определять способы инвестиций в свой человеческий капитал;
формировать свою траекторию накопления человеческого капитала.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. СОВРЕМЕННЫЙ МИР»
№ раздела
8 класс
Название раздела
Количество часов
33 часа
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 5.
Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают
Семейный бюджет
Личный доход подростка и его возможности трудоустройства
Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые
отношения
Современный человек: как инвестировать в себя
5ч
6ч
4ч
5ч
Раздел 6.
Раздел 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают (5ч)
3ч
11
Знание и понимание
Деньги как средства увеличения благосостояния, при котором деньги не выступают в качестве самоцели. Понимание необходимости
грамотного распоряжения деньгами. Суть, виды и функции денег, номинал, эмитент, эмиссия; российская и иностранная валюты.
Установление стоимости денег, определение того, что на неё влияет и как она может меняться. Принципы совершения обмена денег разных
видов. Двухуровневая банковская система, центральный банк, коммерческий банк, денежно-кредитная политика, стоимость денег, инфляция,
покупательная способность, валюта, валютный курс, цена заимствования, виды денег (наличные, безналичные, электронные, иностранная
валюта, квазиденьги, цифровые деньги). Выгоды разных инструментов управления безналичными деньгами в разных ситуациях, понимание
того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг. Необходимость иметь финансовую «подушку безопасности» на
случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций. Риски при пользовании деньгами.
Способы деятельности
ведение расчёта суммы денег для обмена различных валют по их курсу;
анализ финансовых рисков;
поиск информации по истории денег, подлинности денег, их видов и форм;
оценка выгоды и издержки, сопряжённых с использованием разных видов денег;
выбор вида денег для использования в конкретной жизненной ситуации;
оценка рисков, связанных с использованием различных видов денег, учет их при осуществлении различных финансовых операций.
Раздел 2. Семейный бюджет
Знание и понимание
Ограниченность ресурсов семьи (в том числе денежных) и необходимости бережного отношения к ним. Финансовые права и обязанности
членов семьи. Семейные финансы, статьи расходов семьи, обязательные, необязательные и излишние расходы. Необходимость учёта и
планирования своих доходов и расходов. Финансовая «подушка безопасности». Взаимосвязь потребности и покупки. Необходимость оценки
различных вариантов совершения покупок. Обдуманная покупка, эмоциональная покупка, кешбэк, дистанционные покупки, безопасные
12
покупки в Интернете. Последствия совершения спонтанных покупок. Риски при покупке товаров и услуг. Источники семейных доходов,
денежные и не денежные доходы, регулярные, временные и разовые доходы, номинальные, располагаемые и реальные располагаемые доходы,
активные и пассивные доходы. Регулярные и нерегулярные источники доходов. Влияние множества факторов на размер доходов членов семьи
влияют множество факторов и способы их увеличения. Бюджет семьи, профицит, дефицит; правила ведения семейного бюджета.
Способы деятельности
ведение расчётов расходов семейного (личного) бюджета;
ранжирование расходов по степени важности;
определение реальных потребностей, стоящих за разными расходами;
поиск информации о ценах и качестве товаров и услуг в различных источниках;
ведение расчётов по доходам и расходам семейного бюджета, в том числе с использованием различных программ;
поиск информации в различных источниках о грамотном ведении семейного бюджета.
оценка семейных и личных потребностей и желания с точки зрения финансовых возможностей семьи;
определение ресурсов, которые могут приносить доход;
грамотное составление семейного бюджета с учётом возможных рисков и финансовых потерь.
Раздел 3. Личный доход подростка и возможности трудоустройства
Знание и понимание
Полная дееспособность, эмансипация, недееспособный, малолетний, несовершеннолетний. Гражданские и трудовые права малолетних,
несовершеннолетних и совершеннолетних. Осуществление трудовой деятельности несовершеннолетним. Законодательное регулирование
трудовая деятельность подростка. Трудовые отношения, трудовая дееспособность. Права несовершеннолетнего работника и их защита.
Личные доходы подростка и их виды, предпринимательская деятельность. Гражданско-правовые отношения, особенности трудовых прав
подростка. Правовые и финансовые последствия заключения разных видов договоров. Премия, заработная плата, подоходный налог, ИНН,
СНИЛС.
13
Способы деятельности:
расчет размер дохода, которую работник получает после удержания НДФЛ;
поиск информации в различных источниках по теме защиты трудовых прав;
поиск и подбор вариантов личного заработка в конкретных жизненных условиях;
оценка предлагаемых условий найма на работу с позиции соблюдения трудовых прав несовершеннолетнего;
защита прав работника в случае их нарушения.
Раздел 4. Финансовые организации и их услуги
Знание и понимание
Взаимосвязь финансовых потребностей и деятельности финансовых организаций. Финансовые услуги и их виды. Финансовые продукты.
Финансовые организации (банк, микрофинансовые организации, инвестиционные компании, негосударственные пенсионные фонды,
страховые компании). Цели деятельности финансовых организаций. Платёжная система, финансовый инструмент, финансовый продукт.
Коммерческий банк, Банк России и его деятельность. Банковский счёт, банковский вклад, договор банковского вклада, сумма вклада, система
страхования вкладов, параметры вкладов, капитализация, доходность вклада. Выбор вида вклада и финансовые задачи вкладчика. Банковская
карта, виды банковских карт (дебетовая, кредитная), кредитная история, правила пользования банковскими картами, аутентификация, PINкод, мобильный банк, интернет-банк. Издержки и выгоды пользования банковскими картами. Риски мошенничества при пользовании
банковской картой. Правила безопасного использования банковских карт. Взаимные обязанности банка и держателя банковских карт.
Накопление, эмоциональная и финансовая цель, грамотное составление плана накоплений, источники накоплений подростка. Постановка
финансовых целей и планирование их достижения. Страхование. Страховые и нестраховые риски. Минимизация рисков с помощью
страхования. Самострахование, взаимное страхование, страховой фонд, страховой случай, страховщик, страхователь, застрахованное лицо,
выгодоприобретатель, страховой полис, страховая сумма, страховая выплата, страховая премия, страховые взносы, имущественное
страхование, ОСАГО, личное страхование, медицинское страхование, пенсионное страхование, социальное страхование. Финансово
грамотное путешествие и минимизация затрат. Базовые права потребителя финансовых услуг, моральный вред, способы возмещения потерь
14
потребителю, способы защиты прав потребителя финансовых услуг, Роспотребнадзор, финансовый омбудсмен, мошенничество, финансовые
пирамиды.
Способы деятельности:
расчет доходности вклада, в том числе с капитализацией процентов;
пользование калькулятора страхования;
формирование плана накоплений на финансовую цель;
использование сайтов для получения финансовой информации;
поиск информации по защите прав потребителей на сайтах Роспотребнадзора и Банка России;
выбор вклада для конкретной жизненной ситуации;
выбор банковской карты;
выбор страхового продукта под конкретные жизненные ситуации;
поиск выгодных способов организации путешествий;
защита своих права потребителя финансовых услуг.
Раздел 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения (5ч)
Знание и понимание
Финансы, финансовая система государства, общественные блага. Формирование и расходы государственных финансов, связь между налогами
и общественными благами. Государственный бюджет, расходы государственного бюджета, облигации, государственные облигации, доходы
государственного бюджета, налоги, налоговая система России, виды налогов (федеральные, региональные и местные, прямые и косвенные).
Основания для уплаты налогов. Налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, прямые и косвенные налоги.
Имущественный налог, кадастровая стоимость, земельный налог, транспортный налог, НДФЛ. Способы расчета подоходного и
имущественных налогов. Факторы, влияющие на размер уплачиваемых налогов физическими лицами. Необходимость уплаты налогов и
способы уплаты налогов, в том числе с помощью личного кабинета налогоплательщика. Ответственность за неуплату налогов. Пеня, штраф.
15
Возможности возврата части уплаченных налогов через оформление налогового вычета. Налоговая декларация. Виды налоговых вычетов
(стандартный, социальный, имущественный, профессиональный).
Способы деятельности:
использование сайта Федеральной налоговой службы;
расчет НДФЛ;
расчёт налога на имущество;
расчет земельного налога;
расчет транспортного налога.
оценка имущества и доходов с точки зрения расходов на налоги, планирование своевременной уплаты налогов и оформления
налогового вычета.
Раздел 6. Современный человек: как инвестировать в себя
Знание и понимание
Человеческий капитал. Факторы, влияющие на формирование человеческого капитала. Важность и необходимость вложений в свой
человеческий капитал. Взаимосвязь человеческого капитала и финансового благополучия. Индивидуальный человеческий капитал, факторы,
влияющие на человеческий капитал. Роль образования и самообразования в развитии человеческого капитала. Культурное развитие и
увеличение человеческого капитала. Забота о своем здоровье как способ сохранения своего человеческого капитала. Развитие ребенка и
вложения в его человеческий капитал. Индекс человеческого развития. Инвестиции в человеческий капитал, виды инвестиций и способы
инвестиций в человеческий капитал, современный человек. Непрерывные вложения в свой человеческий капитал.
Способы деятельности:
поиск актуальной информации в различных источниках по теме человеческого капитала и способов его формирования;
поиск и подбор способов инвестирования в свой человеческий капитал;
формирование своей траектории накопления человеческого капитала.
16
Тематическое планирование с учетом программы воспитания
8 класс
Тема
Ко-во Виды деятельности
часов
1
Раздел 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают (5ч)
Деньги и их функции
1
решают практические ситуации, ведение расчёта суммы денег для
обмена различных валют по их курсу;
поиск информации по истории денег, подлинности денег, их видов
и форм;
2
Что делает деньги деньгами
3
Какие
деньги
4
Риски в мире денег
5
Решение
практических 1
финансовых задач по разделу
1.
они
1
анализ финансовых рисков;
оценка выгоды и издержки, сопряжённых с использованием
разных видов денег;
современные 1
выбор вида денег для использования в конкретной жизненной
ситуации;
1
оценка рисков, связанных с использованием различных видов
денег, учет их при осуществлении различных финансовых
операций.
Виды
деятельности
педагога
с
учетом
программы воспитания
Привлекает
внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их
обсуждений,
выработку
собственного отношения
Применяет
на
уроке
интерактивные форм работы
с
обучающимися,
стимулирующих
их
познавательную мотивацию
(дидактический
театр,
дискуссия,
театральная
постановка,
диалог,
групповая работа или в
парах, игры)
•Развивает
самостоятельность,
инициативу,
творческие
способности,
формирует
гражданскую
позицию,
способности к труду и жизни
в условиях современного
мира,
Способствует формированию
толерантности и навыков
17
поведения в изменяющейся
поликультурной среде
Проектирует ситуации и
события,
развивающие
эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные
ориентации ребенка)
6
Современная
финансы
7
Что входит в расходную часть
семейного бюджета
1
8
Как
разумно
совершать
покупки
Откуда берутся доходы в
семейном бюджете
Как
грамотно
составить
семейный бюджет
1
9
10
семья
и
ее 1
1
1
Раздел 2. Семейный бюджет (6 ч)
решают практические ситуации, составляют план расходов и
доходов
семьи
кучатся высказывать и обосновывать мнение (суждение) и
запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;
принимают решение в ходе диалога и согласовывают его с
собеседником
составляют семейный бюджет, учатся планировать расходы,
осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения
практических задач
Привлекает
внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их
обсуждений,
выработку
собственного отношения
Применяет
на
уроке
интерактивные форм работы
с
обучающимися,
стимулирующих
их
познавательную мотивацию
(дидактический
театр,
дискуссия,
театральная
постановка,
диалог,
групповая работа или в
парах, игры)
•Развивает
самостоятельность,
инициативу,
творческие
способности,
формирует
гражданскую
позицию,
способности к труду и жизни
в условиях современного
мира,
18
Способствует формированию
толерантности и навыков
поведения в изменяющейся
поликультурной среде
Проектирует ситуации и
события,
развивающие
эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные
ориентации ребенка)
11
Решение практических задач
по
разделу
2.Семейный
бюджет
:как
правильно
управлять им в современном
обществе
12
Источники личного дохода
подростка..
13
14
15
1
учатся определять необходимые ключевые поисковые слова и
запросы;
осуществляют взаимодействие с электронными поисковыми
системами, словарями;
соотносят полученные результаты поиска со своей деятельностью
Раздел 3. Личный доход подростка и возможности трудоустройства (4ч)
1
Работают в группах, готовят выступление групп, учатся соблюдать
нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
высказывают и обосновывают мнение (суждение);
принимают решение в ходе диалога решение
Возможность
1
Работают в группах, готовят выступление групп, учатся соблюдать
трудоустройства
нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
высказывают и обосновывают мнение (суждение);
принимают решение в ходе диалога решение
Какие налоги необходимо
1
делают выводы на основе критического анализа, подтверждают
платить, когда работаешь
выводы собственной аргументацией
Решение практических задач
1
учатся определять необходимые действия в соответствии с
учебной и практической финансовой задачей и составлять
алгоритм их выполнения;
обосновывают и осуществляют выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и практических финансовых задач
Привлекает
внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их
обсуждений,
выработку
собственного отношения
Применяет
на
уроке
интерактивные форм работы
с
обучающимися,
стимулирующих
их
познавательную мотивацию
(дидактический
театр,
дискуссия,
театральная
постановка,
диалог,
групповая работа или в
парах, игры)
19
16
Диагностическая работа
1
17
Финансовые организации и
их виды.
1
18
Как грамотно выбрать вклад
1
19
Как
грамотно
выбрать
банковскую
карту
и
безопасно ею пользоваться
1
20
Как накопить на свою мечту
1
анализирую свои образовательные результаты
•Развивает
самостоятельность,
инициативу,
творческие
способности,
формирует
гражданскую
позицию,
способности к труду и жизни
в условиях современного
мира,
Способствует формированию
толерантности и навыков
поведения в изменяющейся
поликультурной среде
Проектирует ситуации и
события,
развивающие
эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные
ориентации ребенка)
Раздел 4. Финансовые организации и их услуги (8 ч)
работают в группах, решают практические задачи, заполняют Привлекает
внимание
схемы, таблицы
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
составляют план решения финансовой проблемы, выбирают явлений, инициировать их
выработку
решение из предложенных вариантов, аргументируют свое мнение обсуждений,
собственного
отношения
составляют план решения финансовой проблемы, выбирают
на
уроке
решение из предложенных вариантов, аргументируют свое мнение, Применяет
работают в группах, решают практические задачи, заполняют интерактивные форм работы
с
обучающимися,
схемы, таблицы
стимулирующих
их
обсуждают практические ситуации, делают выводы на основе
критического анализа разных точек зрения, подтверждают выводы познавательную мотивацию
театр,
собственной аргументацией или самостоятельно полученными (дидактический
дискуссия,
театральная
данными
диалог,
Выстраивают жизненные планы на краткосрочное будущее постановка,
(заявляют целевые ориентиры, ставят адекватные им задачи и
20
предлагают действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов)
обсуждают практические ситуации, делают выводы на основе
критического анализа разных точек зрения, подтверждают выводы
собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными
Выстраивают жизненные планы на краткосрочное будущее
(заявляют целевые ориентиры, ставят адекватные им задачи и
предлагают действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов)
обсуждают практические ситуации, делают выводы на основе
критического анализа разных точек зрения, подтверждают выводы
собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными
Составляют план решения финансовой проблемы (выполнят
проекты, проводят исследования)
учатся определять необходимые действия в соответствии с
учебной и практической финансовой задачей и составлять
алгоритм их выполнения;
обосновывают и осуществляют выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и практических финансовых задач
Составляют план решения финансовой проблемы (выполнят
проекты, проводят исследования)
учатся определять необходимые действия в соответствии с
учебной и практической финансовой задачей и составлять
алгоритм их выполнения;
обосновывают и осуществляют выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и практических финансовых задач
презентация учебных достижений
21
Страхование и выбор
страхового продукта
1
22
Как отправиться в
путешествие, минимизируя
финансовые затраты
1
23
Как защитить свои права
потребителя финансовых
услуг
1
24
Решение практических задач
1
25
Глава 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения (5ч)
Финансы современного
1
работают в группах, решают практические задачи;
государства
учатся рассчитывать налоги
групповая работа или в
парах, игры)
•Развивает
самостоятельность,
инициативу,
творческие
способности,
формирует
гражданскую
позицию,
способности к труду и жизни
в условиях современного
мира,
Способствует формированию
толерантности и навыков
поведения в изменяющейся
поликультурной среде
Проектирует ситуации и
события,
развивающие
эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные
ориентации ребенка)
Привлекает
внимание
обучающихся к ценностному
21
26
Какие налоги платят люди,
проживающие в России
1
27
Как рассчитать размер
налогов, уплачиваемых
жителями страны
Как своевременно уплатить
налоги и оформить
налоговый вычет
Решение практических задач
1
28
29
1
осуществляют взаимодействие с электронными поисковыми
системами, словарями;
соотносят полученные результаты поиска со своей деятельностью
обсуждают практические ситуации, делают выводы на основе
критического анализа разных точек зрения, подтверждают выводы
собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными
излагают полученную информацию, интерпретируя её в контексте
решаемой задачи
Составляют план решения финансовой проблемы (выполнят
проекты, проводят исследования)
учатся определять необходимые действия в соответствии с
учебной и практической финансовой задачей и составлять
алгоритм их выполнения;
обосновывают и осуществляют выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и практических финансовых задач
презентуют учебные достижения
Глава 6. Современный человек: как инвестировать в себя (3 ч)
аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их
обсуждений,
выработку
собственного отношения
Применяет
на
уроке
интерактивные форм работы
с
обучающимися,
стимулирующих
их
познавательную мотивацию
(дидактический
театр,
дискуссия,
театральная
постановка,
диалог,
групповая работа или в
парах, игры)
•Развивает
самостоятельность,
инициативу,
творческие
способности,
формирует
гражданскую
позицию,
способности к труду и жизни
в условиях современного
мира,
Способствует формированию
толерантности и навыков
поведения в изменяющейся
поликультурной среде
Проектирует ситуации и
события,
развивающие
эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные
ориентации ребенка)
22
30
Что такое человеческий
капитал
1
учатся определять необходимые действия в соответствии с
учебной и практической финансовой задачей и составлять
алгоритм их выполнения;
обосновывают и осуществляют выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и практических финансовых задач
делают выводы на основе критического анализа разных точек
зрения, подтверждают выводы собственной аргументацией
Привлекает
внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их
обсуждений,
выработку
собственного отношения
Применяет
на
уроке
интерактивные форм работы
с
обучающимися,
стимулирующих
их
познавательную мотивацию
(дидактический
театр,
дискуссия,
театральная
постановка,
диалог,
групповая работа или в
парах, игры)
•Развивает
самостоятельность,
инициативу,
творческие
способности,
формирует
гражданскую
позицию,
способности к труду и жизни
в условиях современного
мира,
Способствует формированию
толерантности и навыков
поведения в изменяющейся
поликультурной среде
Проектирует ситуации и
события,
развивающие
эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные
ориентации ребенка)
23
31
32
33
Как инвестировать в
человеческий капитал
Составляют план решения финансовой проблемы (выполнят
проекты, проводят исследования), планируют и корректируют
свою образовательную траекторию
Решение практических задач
1
выстраивают жизненные планы на краткосрочное будущее
(заявляют целевые ориентиры, ставят адекватные цели и
обосновывают логическую последовательность шагов для
осуществления планов)
Раздел 7. Повторение, обобщение курса (1ч)
Проверяем свой уровень
1
Анализируют
существующие
и
планируют
будущие
финансовой грамотности
образовательные результаты;
идентифицируют собственные проблемы, которые можно решить
с использованием услуг финансовых организаций
1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса
Для проведения большинства занятий не требуется специального оборудования, однако хорошим дополнением будет наличие у
обучающихся персональных компьютеров с выходом в Интернет или проектора с экраном с выходом в Интернет. Данные возможности
позволяют наглядно иллюстрировать функционирование определённых финансовых инструментов, показывать учащимся различные сайты
финансовых организаций, научить пользоваться различными финансовыми калькуляторами, агрегаторами финансовой информации.
Интернет-ресурсы
1. URL: https://вашифинансы.рф — совместный проект Министерства финансов и Роспотребнадзора, огромная коллекция материалов
по финансовой грамотности для населения России. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Детям и молодёжи о
финансах» и «Финансовые калькуляторы».
2.
URL: https://fincult.info — портал о финансовой культуре, созданный Банком России. Школьникам стоит обратить особое внимание
на разделы «Всё о финансах» и «Сервисы».
24
3. URL: https://хочумогузнаю.рф — коллекция материалов по финансовой грамотности. Школьникам стоит обратить особое внимание
на разделы «Финансовые услуги» и «Интерактив».
4. URL: https://fingram.oc3.ru — интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор» от компании ОС3 поможет понять свои
риски перед приобретением различных финансовых услуг.
5. URL: http://www.financialfootball.ru — онлайн-игра «Финансовый футбол» от компании VISA и Российской экономической школы.
6. URL: http://happy-finance.ru — настольная игра по финансовой грамотности.
Дополнительная литература
1. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.
2. Шефер, Б. Мани, или Азбука денег / Б. Шефер. — М. : Попурри, 2016.
3. Гейл, К. Начинающий инвестор. Руководство по накоплению и инвестированию для смышлёных детей / К. Гейл, Д. Хонинг. — М. :
Манн, Иванов и Фербер, 2014.
4. Учебно-методический комплект по финансовой грамотности, разработанный в рамках Проекта Минфина России для 8—9 классов
(2018).
5. Чумаченко, В. В. Основы финансовой грамотности / В. В. Чумаченко, В. П. Горяев. — М. : Просвещение, 2020.
Учебно-методические материалы для учителя
1. URL: https://вашифинансы.рф — помимо разделов, указанных в списке информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит
обратить особое внимание на раздел «Библиотека».
2.
URL: https://fincult.info — помимо разделов, указанных в списке информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит
обратить особое внимание на раздел «Преподавание».
25
3. URL: https://fmc.hse.ru/ — сайт Федерального методического центра Национального исследовательского университета «Высшая
школа экономики». Представлены видеолекции для учителей по финансовой грамотности, а также банк методических разработок
учителей.
4. URL: http://edu.pacc.ru — образовательные проекты по финансовой грамотности компании ПАКК. Особенно интересны материалы
проектов «Финансы в кино», «Финансы и литература», «Финансы и математика».