Рабочая программа по учебному предмету "Экономика" (универсальный профиль)

Приложение № 16 к основной образовательной программе среднего
общего образования, реализующей ФГОС
ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей__________________________________________
протокол от 29.08.2022
№__________________

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по учебной работе
______________________________ Н.Н. Быкова
29.08.2022

Рабочая программа
по экономике
для учащихся ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус»
(10-11 классы базовый уровень)
Срок освоения программы 2 года

Разработала: Н.Н. Быкова,
учитель обществознания, ВКК

Екатеринбург, 2022 г.

Содержание
Пояснительная записка .................................................................................................................................................................. 3
Раздел I. Планируемые результаты освоения данного курса экономики ............................................................................ 5
Раздел II. Содержание учебного курса ....................................................................................................................................... 11
Раздел III. Тематическое планирование с учетом программы воспитания....................................................................... 12
10 класс .......................................................................................................................................................................................... 12
11 класс .......................................................................................................................................................................................... 13

2

Пояснительная записка
Учебный предмет «Экономика» знакомит обучающихся с экономическими понятиями, с комплексом знаний по экономике, минимально
необходимых современному человеку России. Учебный предмет «Экономика» является интегрированным, включает достижения различных
наук (обществознания, математики, истории, правоведения, социологии), что позволяет обучающимся освоить ключевые компетенции,
необходимые для социализации в экономической сфере.
Рабочая программа по курсу «Экономика» составлена на основе:
•

Федеральных образовательных стандартов среднего общего образования
Рабочая программа ориентирована на использование единой линии учебников:Экономика 10 – 11 классы: базовый
уровень/учебник/ Г.Э.Королёва, Т.В. Бурмистрова – 10-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2022. – 223 с.

Согласно Учебному плану ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус», на изучение данного курса отводится следующее
количество часов:


общее количество часов – 67 часов;



по годам обучения:



10 класс- 34 часа



11 класс- 33 часа
Задачами реализации учебного предмета «Экономика» на базовом уровне среднего общего образования являются:
– понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения
этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; формирование
уважительного отношения к чужой собственности;
– формирование системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется
экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

3

– формирование экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности
доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в
целом;
– овладение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать
факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения
практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
– формирование навыков проектной деятельности: умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и
междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
– умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социальноэкономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя,
налогоплательщика);
– способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области
предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
– понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в
России и мире.

4

Раздел I. Планируемые результаты освоения данного курса экономики
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как
путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные Познавательные
универсальные Коммуникативные
универсальные
действия
учебные действия
учебные действия
Выпускник научится:
Выпускник научится:
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, – искать и находить обобщенные способы
– осуществлять деловую коммуникацию
5

задавать параметры и критерии, по решения задач, в том числе, осуществлять
которым можно определить, что цель развернутый информационный поиск и
достигнута;
ставить на его основе новые (учебные и
– оценивать возможные последствия познавательные) задачи;
достижения
поставленной
цели
в –
критически
оценивать
и
деятельности, собственной жизни и жизни интерпретировать информацию с разных
окружающих людей, основываясь на позиций, распознавать и фиксировать
соображениях этики и морали;
противоречия
в
информационных
– ставить и формулировать собственные источниках;
задачи в образовательной деятельности и – использовать различные модельножизненных ситуациях;
схематические
средства
для
– оценивать ресурсы, в том числе время и представления существенных связей и
другие
нематериальные
ресурсы, отношений, а также противоречий,
необходимые
для
достижения выявленных
в
информационных
поставленной цели;
источниках;
– выбирать путь достижения цели, – находить и приводить критические
планировать решение поставленных задач, аргументы в отношении действий и
оптимизируя
материальные
и суждений другого; спокойно и разумно
нематериальные затраты;
относиться к критическим замечаниям в
– организовывать эффективный поиск отношении
собственного
суждения,
ресурсов, необходимых для достижения рассматривать их как ресурс собственного
поставленной цели;
развития;
– сопоставлять полученный результат – выходить за рамки учебного предмета и
деятельности с поставленной заранее осуществлять целенаправленный поиск
целью.
возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;
–
выстраивать
индивидуальную
образовательную траекторию, учитывая
ограничения
со
стороны
других
участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в
познавательной деятельности.

как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации,
так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей,
критик,
исполнитель,
выступающий,
эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать
свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных)
языковых средств;
–
распознавать
конфликтогенные
ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений

6

Предметные результаты изучения данного учебного предмета (курса):
Класс
10

Ученик научится
Основные концепции экономики
– Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к
потребностям;
– различать свободное и экономическое благо;
–
характеризовать
в
виде
графика
кривую
производственных возможностей; – выявлять факторы
производства;
– различать типы экономических систем.
Микроэкономика
– Анализировать и планировать структуру семейного
бюджета собственной семьи;
– принимать рациональные решения в условиях
относительной ограниченности доступных ресурсов;
– выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и
предложения;
–различать
организационно-правовые
формы
предпринимательской деятельности;
– приводить примеры российских предприятий разных
организационно-правовых форм;
– выявлять виды ценных бумаг;
– определять разницу между постоянными и переменными
издержками;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов
дохода;
–приводить
примеры
факторов,
влияющих
на
производительность труда;
– объяснять социально-экономическую роль и функции
предпринимательства;
– решать познавательные и практические задачи,
отражающие
типичные
экономические
задачи
по
микроэкономике.

Десятиклассник получит возможность научиться
Основные концепции экономики
– Проводить анализ достоинств и недостатков типов
экономических систем;
– анализировать события общественной и политической
жизни с экономической точки зрения, используя различные
источники информации;
– применять теоретические знания по экономике для
практической деятельности и повседневной жизни;
– использовать приобретенные знания для выполнения
практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
– использовать приобретенные ключевые компетенции при
выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных
на решение основных экономических проблем;
– находить информацию по предмету экономической теории
из источников различного типа;
– отделять основную информацию от второстепенной,
критически
оценивать
достоверность
полученной
информации
из
неадаптированных
источников
по
экономической теории.
Микроэкономика
– Применять полученные теоретические и практические
знания для определения экономически рационального
поведения;
– использовать приобретенные знания для экономически
грамотного поведения в современном мире;
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально
распределять свои материальные и трудовые ресурсы,
составлять семейный бюджет;
– грамотно применять полученные знания для оценки
собственных
экономических
действий
в
качестве
потребителя, члена семьи и гражданина;
7

– объективно оценивать эффективность деятельности
предприятия;
– проводить анализ организационно-правовых форм крупного
и малого бизнеса;
– объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы
его применения;
– выявлять и сопоставлять различия между менеджментом и
предпринимательством;
– определять практическое назначение основных функций
менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– определять эффективность рекламы на основе ключевых
принципов ее создания;
– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной
конкуренцией;
– понимать необходимость соблюдения предписаний,
предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке и в трудовых
договорах;
– использовать приобретенные знания для выполнения
практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
– использовать знания о формах предпринимательства в
реальной жизни;
– выявлять предпринимательские способности;
–
анализировать
и
извлекать
информацию
по
микроэкономике из источников различного типа и
источников, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и
др.);
– объективно оценивать и критически относиться к
недобросовестной
рекламе
в
средствах
массовой
информации;
– применять полученные экономические знания для
эффективного
исполнения
основных
социальноэкономических ролей заемщика и акционера.
8

11

Макроэкономика
– Приводить примеры влияния государства на экономику;
– выявлять общественно-полезные блага в собственном
окружении;
–
приводить
примеры
факторов,
влияющих
на
производительность труда;
– определять назначение различных видов налогов;
– анализировать результаты и действия монетарной и
фискальной политики государства;
– выявлять сферы применения показателя ВВП;
– приводить примеры сфер расходования (статей)
государственного бюджета России;
– приводить примеры макроэкономических последствий
инфляции;
– различать факторы, влияющие на экономический рост;
– приводить примеры экономической функции денег в
реальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег; –
определять практическое назначение основных элементов
банковской системы;
– различать виды кредитов и сферу их использования;
– решать прикладные задачи на расчет процентной ставки
по кредиту;
– объяснять причины неравенства доходов;
– различать меры государственной политики по снижению
безработицы;
–
приводить
примеры
социальных
последствий
безработицы.
Международная экономика
– Приводить примеры глобальных проблем в современных
международных экономических отношениях;
– объяснять назначение международной торговли;
– обосновывать выбор использования видов валют в
различных условиях;

Макроэкономика
– Преобразовывать и использовать экономическую
информацию по макроэкономике для решения практических
вопросов в учебной деятельности;
– применять полученные теоретические и практические
знания для эффективного использования основных
социально-экономических ролей наемного работника и
налогоплательщика в конкретных ситуациях;
– объективно оценивать экономическую информацию,
критически относиться к псевдонаучной информации по
макроэкономическим вопросам;
– анализировать события общественной и политической
мировой жизни с экономической точки зрения, используя
различные источники информации;
– определять на основе различных параметров возможные
уровни оплаты труда;
– на примерах объяснять разницу между основными
формами заработной платы и стимулирования труда;
– применять теоретические знания по макроэкономике для
практической деятельности и повседневной жизни;
– оценивать влияние инфляции и безработицы на
экономическое развитие государства;
– анализировать и извлекать информацию по заданной теме
из источников различного типа и источников, созданных в
различных знаковых системах;
– грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
– решать с опорой на полученные знания познавательные и
практические задачи, отражающие типичные экономические
задачи по макроэкономике
– отделять основную информацию от второстепенной,
критически
оценивать
достоверность
полученной
информации
из
неадаптированных
источников
по
макроэкономике;
– использовать экономические понятия по макроэкономике в
9

– приводить примеры глобализации мировой экономики;
– анализировать информацию об экономической жизни
общества из адаптированных источников различного типа;
анализировать
несложные
статистические
данные,
отражающие экономические явления и процессы;
– определять формы и последствия существующих
экономических институтов на социально-экономическом
развитии общества.

проектной деятельности; – разрабатывать и реализовывать
проекты
экономической
и
междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических
знаний и ценностных ориентиров. Международная
экономика
– Объективно оценивать экономическую информацию,
критически относиться к псевдонаучной информации по
международной торговле;
– применять теоретические знания по международной
экономике для практической деятельности и повседневной
жизни;
– использовать приобретенные знания для выполнения
практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с
покупкой и продажей валюты;
– отделять основную информацию от второстепенной,
критически
оценивать
достоверность
полученной
информации
из
неадаптированных
источников
по
глобальным экономическим проблемам;
– использовать экономические понятия в проектной
деятельности;
– определять влияние факторов, влияющих на валютный
курс;
– приводить примеры использования различных форм
международных расчетов;
– разрабатывать и реализовывать проекты экономической и
междисциплинарной направленности на основе полученных
экономических знаний и ценностных ориентиров, связанных
с описанием состояния российской экономики в современном
мире;
– анализировать текст экономического содержания по
международной экономике.

10

Раздел II. Содержание учебного курса
Класс/№п/п
10 класс
1.
2.
3
11 класс
1.
2.
ИТОГО за 2 года

Наименование раздела
Основные концепции экономики
Экономика и человек
Микроэкономика
Макроэкономика
Международная экономика

количество часов
12
6
14
28
4
67 часов

11

Раздел III. Тематическое планирование с учетом программы воспитания
10 класс
№

Название темы

Кол-во
часов

Содержательные единицы

Виды деятельности учителя с учетом
программы воспитания

Глава 1. Основные концепции экономики
Вводный урок

1

2-3

Что изучает
экономика?

2

4-5

Проблема выбора.
Альтернативная
стоимость

2

6-7

Экономическая
система
Спрос. Предложение.
Рыночное равновесие

2

11
1214
1517

Контрольная работа
Конкуренция и ее виды

1
3

Формы организации
бизнеса

3

1820

Экономика фирмы.
Основные
экономические
показатели
Виды издержек.

3

21-

Источники

2

1

8-10

3

Экономика как наука и сфера деятельности
человека. Свободные и экономические блага.
Ограниченность ресурсов.
Ограниченность
ресурсов.
Альтернативная
стоимость.
Кривая
производственных
возможностей. Факторы производства. Главные
вопросы экономики.
Типы экономических систем. Собственность.
Рыночный
спрос.
Рыночное
предложение.
Рыночное равновесие. Последствия введения
фиксированных
цен.
Равновесная
цена.
Эластичность
спроса.
Эластичность
предложения.
Конкуренция. Рынки с интенсивной конкуренцией.
Рынки с ослабленной конкуренцией.
Фирма и ее цели. Экономические цели фирмы.
Организационно-правовые формы предприятий.
Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Фондовый рынок. Франчайзинг.
Предпринимательство. Факторы производства.
Издержки, выручка, прибыль. Производство,
производительность труда. Факторы, влияющие на
производительность труда.

Источники финансирования бизнеса.

–
Определяет и помогает принять
четкие правила поведения обучающимися
в соответствии с уставом образовательной
организации и правилами внутреннего
распорядка образовательной организации;
о образа жизни;
Определяет и помогает принять четкие
правила поведения обучающимися в
соответствии с уставом образовательной
организации и правилами внутреннего
распорядка образовательной организации;
Устанавливает доверительные отношения
между учителем и обучающимися,
помогает
принимать,
признавать,
защищать достоинство и интересы
обучающихся,
помогать
детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации
и/или неблагоприятных условиях;
Привлекает внимание обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их обсуждений,
выработку собственного отношения;
Применяет на уроке интерактивные форм
работы с обучающимися, стимулирующих
их
познавательную
мотивацию
(дидактический
театр,
дискуссия,
театральная постановка, диалог, групповая
работа или в парах, игры);
12

финансирования
фирмы
Контрольная работа
Менеджмент

1
2

Основные принципы менеджмента.

Маркетинг

2

Основные
Реклама.

Рынок труда

2

2930

Финансы семьи

2

Рынок труда. Заработная плата и стимулирование
труда. Прожиточный минимум. Занятость. Безработица.
Виды безработицы. Государственная политика в
области занятости. Профсоюзы.
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.
Семейный бюджет. Источники семейных доходов.
Реальные и номинальные доходы семьи. Основные
виды расходов семьи. Потребительский кредит.
Ипотечный кредит. Страхование

31

Закрепление
изученного за год
Контрольная работа
Резерв

1

22
23
2425
2627
2728

32
3334

элементы

маркетинга.

Бизнес-план.

Развивает самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать
гражданскую позицию, способности к
труду и жизни в условиях современного
мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного образа
жизни;
Инициирует
и
поддерживает
исследовательскую
деятельность
обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов;
Способствует
формированию
толерантности и навыков поведения в
изменяющейся поликультурной среде;
Проектирует
ситуации
и
события,
развивающие эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).

1
2

11 класс
№

Название темы

Кол-во
часов

Содержательные единицы

Виды деятельности учителя с учетом
программы воспитания

Глава 1. Государство и экономика
1
2-3

Предмет
макроэкономики

1

Основные макроэкономические проблемы

Валовый внутренний

2

. Валовой внутренний продукт.

–
Определяет и помогает принять
четкие правила поведения обучающимися
в соответствии с уставом образовательной
13

продукт
Экономический рост

2

Макроэкономическое равновесие. Экономический
рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы
экономического роста.

Экономический цикл
Диагностическая
работа
Денежное обращение
Контрольная работа
Инфляция
Банковская система

2
1

Экономические циклы.

3
1
3
3

Деньги. Функции денег.

19-21

Роль государства в
экономике
Налоги

3

Роль
государства
в
экономике.
Общественные
блага.
Необходимость
регулирования степени социального неравенства.
Государственный бюджет. Государственный долг.
Налоги. Виды налогов. Фискальная политика
государства.

22-23

Безработица

2

Занятость. Безработица. Виды безработицы.
Государственная политика в области занятости.
Профсоюзы.

24
25
26-28

Контрольная работа
Работа над ошибками
Международная
торговля

1
1
3

4-5

6-7
8
9-11
12
13-15
16-18

Инфляция. Социальные последствия инфляции.
Банки. Банковская система. Финансовые
институты.
Вклады.
Денежные
агрегаты.
Монетарная политика Банка России.

Международная торговля. Внешнеторговая
политика. Международное разделение руда.
Валютный рынок. Обменные курсы валют.
Международные.
расчеты.
Государственная
политика
в
области
международной
торговли.Международные
экономические
организации.
Глобальные
экономические
проблемы.

организации и правилами внутреннего
распорядка образовательной организации;
о образа жизни;
Определяет и помогает принять четкие
правила поведения обучающимися в
соответствии с уставом образовательной
организации и правилами внутреннего
распорядка образовательной организации;
Устанавливает доверительные отношения
между учителем и обучающимися,
помогает
принимать,
признавать,
защищать
достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать
детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации
и/или неблагоприятных условиях;
Привлекает внимание обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их обсуждений,
выработку собственного отношения;
Применяет на уроке интерактивные форм
работы с обучающимися, стимулирующих
их
познавательную
мотивацию
(дидактический
театр,
дискуссия,
театральная постановка, диалог, групповая
работа или в парах, игры);
Развивает самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать
гражданскую позицию, способности к
труду и жизни в условиях современного
мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного образа
жизни;
Инициирует
и
поддерживает
исследовательскую
деятельность
обучающихся в рамках реализации ими
14

29-30

31
32
33

Особенности
современной
экономики России
Обобщение изученного
за год
Контрольная работа

2

Проектная
деятельность

1

1
1

Особенности современной экономики России.

индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов;
Способствует
формированию
толерантности и навыков поведения в
изменяющейся поликультурной среде;
Проектирует
ситуации
и
события,
развивающие эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».