Приложение № 4 к основной образовательной программе
среднего общего образования, реализующей ФГОС
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по учебной работе
______________________________ Н.Н. Быкова
31.08.2023
ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей_ГЦ_______________________________________
протокол от 28.08.2023
№__________________
Рабочая программа
учебного предмета «Родной язык (русский)»
для среднего общего образования
Срок освоения программы 2 года (10-11 классы)
Составитель:
Шунько А.Н., учитель высшей квалификационной
категории,
Екатеринбург, 2023 г.
Оглавление
Пояснительная записка....................................................................................................................................................................................3
Раздел I. Планируемые результаты освоения предмета ..............................................................................................................................5
Раздел II.Содержание учебного предмета .................................................................................................................................................. 13
Раздел III. Тематическое планирование ........................................................................................... Ошибка! Закладка не определена.
Тематическое планирование 10 класс ..................................................................................................................................................... 15
Тематическое планирование 11 класс ........................................................................................... Ошибка! Закладка не определена.
2
Пояснительная записка
В связи с переходом на ФООП СОО с 1 сентября 2023 года и в соответствии с ФГОС СОО – 2012 в рабочую программу по предмету «Родной
язык (русский)» внесены коррективы в раздел «Планируемые результаты освоения предмета».
Рабочая программа составлена на основе:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №
185-ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №
1577);
Рабочая программа ориентирована на учебник:
•
Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Власенков А. И. Рыбченкова Л.
М. – 7-е изд. –М: Просвещение. 2019 г.
Согласно Учебному плану ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус», на изучение данного предмета отводится следующее
количество часов:
общее– 32 часа
по годам обучения:
10 класс – 16 часов
11 класс – 16 часов
Реализация кадетского (казачьего) компонента в рамках изучения курса родного языка ( русского) на базовом уровне
1) Организацию образовательного и воспитательного процесса, выбор форм, способов и средств исследовательской, проектной и творческопознавательной деятельности, способствующих дальнейшему развитию гражданско-патриотических ценностей качеств личности у
учащихся КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус войск национальной гвардии Российской Федерации».
2) Внедрение казачьего кадетского компонента требует более внимательного рассмотрения темы кадетства и казачества в произведениях
русской литературы (творчество М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.Шолохова и др.) и использования фрагментов, текстов произведений для
лингвистического анализа, для наблюдений над стилистическими особенностями текстов.
Перечень тем проектных, исследовательских работ:
10 класс:
1. Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
2. Нарушение речевых и стилистических норм в рекламной продукции.
3. Искусственные языки.
3
4. Источники и причины засорения речи.
5. Как влияют социальные сети на язык.
6. Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»...
7. Зачем нужны псевдонимы?
8. Лингвистическая география. Сколько языков в мире?
9. Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
10. Сетевой знак @ в разных языках.
11. Слоганы в языке современной рекламы.
12. Являются ли жесты универсальным языком человечества?
13. Роль "ников" в интернете.
14. Языковой портрет ученика нашей школы.
11 класс:
1. Основные законы орфоэпии русского языка для выпускника школы.
2.Причины заимствования в современном русском языке.
3.Роль фразеологизмов в современном русском языке.
4. Роль эвфемизмов в современном русском языке.
5. Синтаксические и лексические средства выразительности.
6. Структурные особенности русских метафор.
7. Этимология фразеологизмов и крылатых выражений.
8. Язык как способ существования культуры.
4
Раздел I. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
5
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты изучения данного учебного предмета:
1. Регулятивные универсальные учебные действия
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся научится:
● анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
● определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
● идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
● выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
● ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих
возможностей;
● обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся научится:
● определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
● обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
● выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
● составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
● описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
● планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся научится:
● различать результаты и способы действий при достижении результатов;
● определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
6
● систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
● оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
● находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
● работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик/показателей результата;
● устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
● соотносить свои действия с целью обучения.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
● анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
● оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
● обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
● фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности. Обучающийся научится:
● анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее
успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
● принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
● определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
● демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся научится:
● подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
● выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
● выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
7
● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
● различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
● выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или
событий;
● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
● выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
● создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
● создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения
способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
● переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое и наоборот;
● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте,
к которому применяется алгоритм;
● строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
● анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки
зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся научится:
● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
● устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
● резюмировать главную идею текста;
8
● преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
● критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся научится:
● определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
● анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
● проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
● прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
● распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и
электронных поисковых систем. Обучающийся научится:
● определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
● осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
● формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
● соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся научится:
● определять возможные роли в совместной деятельности;
● играть определенную роль в совместной деятельности;
● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
● строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
● критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
● выделять общую точку зрения в дискуссии;
● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
● организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
● устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы
или содержания диалога.
9
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся научится:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
● представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
● принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
● создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
● использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
● использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
● оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Обучающийся научится:
● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
● использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
● оперировать данными при решении задачи;
● выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для:
вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
● использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты изучения данного предмета:
Язык и культура
Осознавать и объяснять роль родного языка в жизни человека, общества, государства; смысл понятия «традиционные российские духовнонравственные ценности»; объяснять роль русского языка в сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Осознавать и аргументировать необходимость ответственного отношения к использованию родного русского языка во всех сферах жизни; иметь
представление о языковом многообразии Российской Федерации; проявлять уважительное отношение к национальным культурам и языкам народов
России.
Осознавать взаимосвязь родного языка и родной культуры, иметь представление о ключевых словах русской культуры и их основных разрядах;
анализировать и комментировать текст с точки зрения употребления в нём ключевых слов русской культуры (в рамках изученного).
10
Иметь представление о языке как развивающемся явлении; характеризовать процессы актуализации и пассивизации различных разрядов слов
и устойчивых словосочетаний в процессе исторического развития общества и культуры народа, приводить соответствующие примеры.
Извлекать из словарей различных типов и комментировать информацию об истории и традиционной культуре, особенностях русского быта
и мировоззрения русского народа.
Культура речи
Осознавать и комментировать основные причины изменения языковых норм, приводить примеры, иллюстрирующие динамику языковой нормы (в
рамках изученного).
Иметь представление об основных типах речевой культуры, комментировать основные типы речевой культуры человека.
Иметь представление об изменениях орфоэпических норм современного русского литературного языка, актуальных вариантах орфоэпической
и акцентологической норм современного русского литературного языка; анализировать примеры вариантов произношения и ударения в отдельных
грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного) с опорой на словарные пометы в орфоэпических словарях ХХI в.
Иметь представление об изменениях лексических норм современного русского литературного языка, осознавать и объяснять причины их изменений;
понимать значение словарных помет в толковых словарях ХХI в. (в рамках изученного).
Иметь представление об изменениях морфологических норм современного русского литературного языка; анализировать и сопоставлять варианты
форм имени существительного, глагола.
Иметь представление об орфографической вариативности в современном русском языке, орфографическом варианте; анализировать
орфографические варианты (на отдельных примерах).
Анализировать и оценивать с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка. Использовать современные толковые словари,
словари синонимов, антонимов, паронимов; орфоэпические словари, грамматические словари и справочники русского языка; использовать
орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Иметь представление о тексте как средстве передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа; как памятнике культуры.
Иметь представление о новых форматах текстов, функционирующих в цифровой среде; об их отличиях от традиционных текстов; о возможностях
использования в текстах различных знаковых систем; об отражении в этих текстах современных тенденций к визуализации и диалогизации
общения.
Владеть основными стратегиями, приёмами оптимизации процессов чтения и понимания текста. Осуществлять информационную переработку
линейных текстов и гипертекстов
Использовать графику как средство упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста при создании вторичных текстов
Иметь представление о специфике устной речи. Осознавать и использовать свой речевой опыт в процессе коммуникации.
Иметь представление о коммуникации в Рунете как одной из сфер общения, отражающей современное состояние русского языка и тенденции его
развития; владеть культурой электронного общения.
Использовать Обучающий корпус Национального корпуса русского языка (НКРЯ) как информационно-справочный ресурс.
11
11 класс
Язык и культура
Иметь представление о динамических процессах и новых тенденциях в развитии русского языка новейшего периода и комментировать их (в рамках
изученного); приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции в развитии русского языка.
Иметь представление о цифровой (виртуальной, электронно-опосредованной) коммуникации и её формах, комментировать её основные
особенности; характеризовать основные отличия устно-письменной разновидности электронной речи от традиционной письменной речи (в рамках
изученного); анализировать фрагменты устно-письменной речи разных жанров (блог, форум, чат и др.).
Комментировать активные процессы в развитии лексики русского языка в XXI в., характеризовать особенности процесса заимствования иноязычной
лексики и основные способы её освоения русским языком в новейший период его развития (в рамках изученного).
Определять значения новейших иноязычных лексических заимствований (с использованием словарей иностранных слов), оценивать
целесообразность их употребления; целесообразно употреблять иноязычные слова.
Иметь представление об актуальных способах создания морфологических и семантических неологизмов в русском языке новейшего периода;
определять значения и способы словообразования морфологических неологизмов, характеризовать пути образования сематических неологизмов (в
рамках изученного), приводить соответствующие примеры.
Объяснять причины появления новых фразеологизмов, характеризовать основные тенденции в развитии фразеологии русского языка новейшего
периода; определять значения новых фразеологизмов, характеризовать их с точки зрения происхождения (на отдельных примерах, в рамках
изученного), принадлежности к определённому тематическому разряду, особенностей употребления.
Культура речи
Иметь представление об изменениях синтаксических норм современного русского литературного языка, современных вариантах синтаксической
нормы; анализировать и сопоставлять варианты форм, связанные с управлением, согласованием сказуемого с подлежащим; анализировать колебания
в употреблении предлогов.
Иметь представление о факультативных, альтернативных знаках препинания; анализировать примеры использования факультативных знаков
препинания в текстах.
Иметь представление о специфике устной и письменной речи в сфере профессионально-делового общения; характеризовать основные виды делового
общения (в рамках изученного); анализировать речевое поведение человека, участвующего в деловой беседе, телефонных деловых разговорах с
учётом речевой ситуации, с позиции требований к речевому этикету делового общения; делать выводы об особенностях эффективного делового
речевого взаимодействия.
Характеризовать языковые особенности, функции, виды делового письма (в рамках изученного); анализировать деловое письмо как текст
официально-делового стиля; создавать текст делового письма в соответствии с целью, речевой ситуацией и стилистическими нормами официальноделового стиля (в рамках изученного).
12
Характеризовать особенности учебно-научного общения; анализировать речевое поведение человека, участвующего в учебно-научном общении, с
учётом речевой ситуации, норм научного стиля, требований к речевому этикету учебно-научного общения.
Анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместного использования языковых средств в соответствии с условиями и
сферой общения; создавать монологические и диалогические высказывания с учётом особенностей делового и учебно-научного общения.
Осознавать и характеризовать речевую агрессию как нарушение экологии языка; анализировать речевое поведение человека в ситуации
противостояния речевой агрессии.
Использовать современные толковые словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; орфоэпические словари, грамматические словари и
справочники русского языка; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Иметь представление о прецедентных текстах как средстве культурной связи поколений.
Распознавать прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена; характеризовать их место в культурном наследии.
Характеризовать различия в представлении информации в сплошных и несплошных текстах.
Выявлять роль иллюстративного материала в содержательном наполнении несплошных текстов разных видов.
Распознавать тексты инструктивного типа, характеризовать их с точки зрения назначения. Осуществлять информационную переработку вербальных
и невербальных инструкций.
Владеть приёмами работы с текстами публицистического стиля; характеризовать способы выражения оценочности, диалогичности в текстах
публицистического стиля. Распознавать информационные ловушки.
Различать основные жанры интернет-коммуникации. Иметь представление о блогосфере.
Владеть средствами создания коммуникативного комфорта. Характеризовать традиции и новаторство в художественных текстах.
Иметь представление о стилизации.
Раздел II.Содержание учебного предмета
10 класс
№
Название раздела
1
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
2
Речь. Речевое общение
3
Культура речи
4
Резерв
Общее количество часов
13
Количество часов
4
7
5
16
11 класс
№
Название раздела
1
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
2
Культура речи
3
Речевая деятельность. Текст.
4
Резерв
Общее количество часов
14
Количество часов
3
8
5
16
Раздел III. Тематическое планирование с учетом Рабочей программы воспитания
10 класс
№
Название темы
1
Русский язык в Российской Федерации и в
современном мире
Система русского языка, его единицы и
уровни.
2
Система русского языка, его единицы и
уровни.
3
КолСодержательные единицы
во
(из Стандарта)
часов
Язык и культура
1
Язык и общество. Родной язык, литература
и культура. Язык и история народа.
Русский язык в Российской Федерации и в
современном мире – в
международном и межнациональном
общении.
Русский язык как развивающееся явление
Понятие о системе языка, его единицах и
1
уровнях, взаимосвязях и отношениях
единиц разных уровней языка.
Развитие языка как объективный процесс.
Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых
изменений, об активных процессах в
современном русском языке (основные
тенденции, отдельные примеры).
1
Основные тенденции активных процессов в
современном русском языке. «Неологический
бум» русского языка в 21 веке, его причины.
Стремительный рост словарного состава
языка, «неологический бум» –рождение
новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в
языке слов, их стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии, активизация
процесса заимствования иноязычных слов.
Изменение значений и переосмысление
имеющихся в русском языке слов, их
15
Деятельность учителя с учетом
Программы воспитания
• Определяет и помогает
принять
четкие
правила
поведения обучающимися в
соответствии
с
уставом
образовательной организации
и
правилами
внутреннего
распорядка
образовательной
организации
• Устанавливает
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
помогает
принимать,
признавать,
защищать
достоинство
и
интересы
обучающихся,
помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях
• Привлекает
внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их
обсуждений,
выработку
собственного отношения
• Применяет
на
уроке
интерактивные форм работы с
обучающимися,
стимулирующих
их
познавательную
мотивацию
4
1
стилистическая переоценка
Стремительный рост словарного состава
языка, «неологический бум» –рождение
новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в
языке слов, их стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии, активизация
процесса заимствования иноязычных слов.
Урочный проект ««Неологизмы в жизни
современного общества»»
«Неологизмы в жизни современного общества»
(дидактический
театр,
дискуссия,
театральная
постановка, диалог, групповая
работа или в парах, игры)
• Развивает
самостоятельность,
инициативу,
творческие
способности,
формировать
гражданскую
позицию,
способности к труду и жизни в
условиях современного мира,
формирование у обучающихся
культуры
здорового
и
безопасного образа жизни
• Способствует
формированию толерантности
и
навыков
поведения
в
изменяющейся
поликультурной среде
• Проектирует ситуации и
события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу
ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка)
Культура речи
5
Основные орфоэпические
нормы современного русского
литературного языка. Активные процессы
в области произношения и ударения.
Типичные акцентологические ошибки в
современной речи. Отражение
произносительных вариантов в
современных орфоэпических словарях.
1
Основные орфоэпические нормы современного
русского языка.
6
Основные лексические нормы современного
1
Лексическая сочетаемость слова и
16
. • Определяет и помогает
принять
четкие
правила
поведения обучающимися в
соответствии
с
уставом
образовательной организации
и
правилами
внутреннего
распорядка
образовательной
организации
• Устанавливает
доверительные
отношения
между
учителем
и
русского литературного языка.
7
точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные
ошибки‚ связанные с нарушением
лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность.
Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари.
Отражение вариантов лексической нормы
в современных словарях. Словарные
пометы.
1
Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов грамматической
нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные
пометы.
Основные грамматические нормы
современного русского литературного языка.
17
обучающимися,
помогает
принимать,
признавать,
защищать
достоинство
и
интересы
обучающихся,
помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях
• Привлекает
внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их
обсуждений,
выработку
собственного отношения
• Применяет
на
уроке
интерактивные форм работы с
обучающимися,
стимулирующих
их
познавательную
мотивацию
(дидактический
театр,
дискуссия,
театральная
постановка, диалог, групповая
работа или в парах, игры)
• Развивает
самостоятельность,
инициативу,
творческие
способности,
формировать
гражданскую
позицию,
способности к труду и жизни в
условиях современного мира,
формирование у обучающихся
культуры
здорового
и
безопасного образа жизни
• Способствует
формированию толерантности
и
навыков
поведения
в
изменяющейся
поликультурной среде
• Проектирует ситуации и
события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу
ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка)
8
1
Основные синтаксические нормы
современного русского литературного языка.
9
1
Речевой этикет.
10
1
Контрольная работа в форме теста по теме
«Современные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы русского языка»
11
12
Основные синтаксические нормы
современного русского литературного
языка. Нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных
предложений.
Этика и этикет в электронной среде
общения. Понятие этикета. Интернетдискуссии, Интернет-полемики. Этикетное
речевое поведение в ситуациях делового
общения.
Основные виды языковых норм русского
литературного языка: орфоэпические
(произносительные и акцентологические),
лексические, грамматические
(морфологические и синтаксические),
стилистические.
• проводит
контроль
по
разделу;
• организует
участие
в
групповых консультациях по
преодолению
возникших
затруднений;
• организует деятельность по
самооцениванию.
Анализ контрольной работы
1
Речевая деятельность. Текст.
Понятие речевого (риторического) идеала,
1
эффективности речевого общения.
Понятие речевого (риторического) идеала,
Оратория: мастерство публичного
эффективности речевого общения.
выступления. Принципы подготовки к
публичной речи.
18
• Определяет и помогает
принять
четкие
правила
поведения обучающимися в
соответствии
с
уставом
образовательной организации
и
правилами
внутреннего
13
1
Монологическая и диалогическая речь.
Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и
письменных
монологических
и
диалогических высказываний различных
типов и жанров в научной, социальнокультурной и деловой сферах общения.
Техника импровизированной речи. Средства
речевой
выразительности:
«цветы
красноречия». Риторика остроумия
19
распорядка
образовательной
организации
• Устанавливает
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
помогает
принимать,
признавать,
защищать
достоинство
и
интересы
обучающихся,
помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях
• Привлекает
внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их
обсуждений,
выработку
собственного отношения
• Применяет
на
уроке
интерактивные форм работы с
обучающимися,
стимулирующих
их
познавательную
мотивацию
(дидактический
театр,
дискуссия,
театральная
постановка, диалог, групповая
работа или в парах, игры)
• Развивает
самостоятельность,
инициативу,
творческие
способности,
формировать
гражданскую
позицию,
способности к труду и жизни в
условиях современного мира,
формирование у обучающихся
культуры
здорового
и
безопасного образа жизни
• Способствует
формированию толерантности
и
навыков
поведения
в
изменяющейся
поликультурной среде
• Проектирует ситуации и
события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу
ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка)
14
1
Сфера употребления, типичные ситуации
речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для риторики
делового общения.
1
Функциональная стилистика как учение о
функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные
стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и
язык художественной литературы как
разновидности современного русского
языка.
Сфера употребления, типичные ситуации
речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для
публицистического, официально-делового
стилей.
Основные жанры научного (доклад,
аннотация, статья, тезисы, конспект,
рецензия, выписки, реферат и др.),
публицистического (выступление, статья,
интервью, очерк, отзыв и др.),
официально-делового (резюме,
Категория монолога и диалога как формы
речевого
общения.
Риторика
делового
общения. Спор, дискуссия, полемика.
15
Функциональные разновидности языка.
20
характеристика, расписка, доверенность и
др.) стилей, разговорной речи (рассказ,
беседа, спор).
16
1
Содержание проектов, содержание курса.
Защита проекта по выбранной теме
21
• проводит
контроль
по
разделу;
• организует
участие
в
групповых консультациях по
преодолению
возникших
затруднений;
• организует деятельность по
самооцениванию.
Тематическое планирование с учетом Рабочей программы воспитания
11 класс
№
1
Название темы
Кол-во
часов
Содержательные единицы
(из Стандарта)
Язык и культура
Язык и речь. Язык и
художественная литература.
1
Тексты художественной литературы
как единство формы и содержания
1
Тексты художественной литературы
как единство формы и содержания
2
Практическая
работа
с
текстами русских писателей
(А.
Пушкин
«Скупой
рыцарь»)
3
Практическая работа с текстами
русских писателей (А. Пушкин
«Скупой рыцарь»)
1
Н. Г. Помяловский о разнообразии
языка.
Н.Г. Помяловский о
разнообразии языка.
22
Деятельность учителя с учетом Программы
воспитания
. • Определяет и помогает принять четкие правила
поведения обучающимися в соответствии с уставом
образовательной
организации
и
правилами
внутреннего
распорядка
образовательной
организации
• Устанавливает
доверительные
отношения
между учителем и обучающимися, помогает
принимать, признавать, защищать достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать
детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях
• Привлекает
внимание
обучающихся
к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
инициировать
их
обсуждений,
выработку
собственного отношения
• Применяет на уроке интерактивные форм
работы с обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию (дидактический театр,
дискуссия, театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах, игры)
• Развивает
самостоятельность,
инициативу,
творческие
способности,
формировать
гражданскую позицию, способности к труду и
жизни
в
условиях
современного
мира,
формирование у обучающихся культуры здорового
и безопасного образа жизни
• Способствует формированию толерантности и
навыков
поведения
в
изменяющейся
поликультурной среде
• Проектирует ситуации и события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные ориентации ребенка)
4
1
Акцентологические нормы.
5
1
Принципы русской
орфографии.
6
Русская лексика с точки
зрения ее происхождения и
употребления. Русская
фразеология. Роль
фразеологизмов в
произведениях А.
Грибоедова, А. Пушкина,
Н. Гоголя и других русских
писателей
7
1
1
Словари русского языка.
8
1
Морфологические нормы
Культура речи
Основные нормы современного
литературного
произношения и ударения в русском
языке.
Написания, подчиняющиеся
морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской
орфографии
Русская лексика с точки зрения ее
происхождения и употребления.
Русская фразеология. Роль
фразеологизмов в
произведениях А. Грибоедова, А.
Пушкина,
Н. Гоголя и других русских
писателей Урочный проект.
Презентация проекта
Словари русского языка. Словари
языка писателей. Лексический анализ
текста. Статья К. Бальмонта
«Русский язык как основа
творчества»
Морфологические нормы как выбор
вариантов
морфологической формы слова и ее
сочетаемости
с другими формами. Определение
рода аббревиатур. Нормы
23
• Определяет и помогает принять четкие правила
поведения обучающимися в соответствии с уставом
образовательной
организации
и
правилами
внутреннего
распорядка
образовательной
организации
• Устанавливает
доверительные
отношения
между учителем и обучающимися, помогает
принимать, признавать, защищать достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать
детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях
• Привлекает
внимание
обучающихся
к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
инициировать
их
обсуждений,
выработку
собственного отношения
• Применяет на уроке интерактивные форм
работы с обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию (дидактический театр,
дискуссия, театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах, игры)
• Развивает
самостоятельность,
инициативу,
творческие
способности,
формировать
гражданскую позицию, способности к труду и
жизни
в
условиях
современного
мира,
формирование у обучающихся культуры здорового
и безопасного образа жизни
• Способствует формированию толерантности и
навыков
поведения
в
изменяющейся
поликультурной среде
•
Проектирует ситуации и события,
развивающие эмоционально-ценностную сферу
ребенка (культуру переживаний и ценностные
ориентации ребенка)
употребления сложносоставных слов.
9
1
Синтаксические нормы
10
1
Синтаксические нормы как выбор
вариантов построения
словосочетаний, простых и сложных
предложений. Предложения, в
которых однородные члены связаны
двойными союзами. Способы
оформления чужой речи.
Цитирование.
Синтаксическая синонимия как
источник богатства и
выразительности русской речи
Урочный проект. Функции речевого
этикета в деловом общении.
Этапы делового общения. Протокол
делового общения. Телефонный
этикет в деловом общении.
Этика и этикет в деловом
общении.
.
24
• Определяет и помогает принять четкие правила
поведения обучающимися в соответствии с уставом
образовательной
организации
и
правилами
внутреннего
распорядка
образовательной
организации
• Устанавливает
доверительные
отношения
между учителем и обучающимися, помогает
принимать, признавать, защищать достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать
детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях
• Привлекает
внимание
обучающихся
к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
инициировать
их
обсуждений,
выработку
собственного отношения
• Применяет на уроке интерактивные форм
работы с обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию (дидактический театр,
дискуссия, театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах, игры)
• Развивает
самостоятельность,
инициативу,
творческие
способности,
формировать
гражданскую позицию, способности к труду и
11
Контрольная работа по теме
«Грамматические нормы
русского языка»
12
1
1
Речевые жанры
монологической и
диалогической речи
13
1
Текст.
14
Виды переработки текста.
1
Содержание уроков № 8-10
Речевая деятельность. Текст.
Речевые жанры монологической
речи: доклад,
поздравительная речь, презентация
Речевые жанры диалогической речи:
интервью,
научная дискуссия, политические
дебаты
Признаки текста. Виды связей
предложений в
Тексте.
Способы изложения и типы текстов.
Особенности
композиции и конструктивные
приемы текста.
Абзац. Виды преобразования текста.
Корректировка текста.
Тезисы. Выписки. Аннотация.
Конспект. Реферат
25
жизни
в
условиях
современного
мира,
формирование у обучающихся культуры здорового
и безопасного образа жизни
• Способствует формированию толерантности и
навыков
поведения
в
изменяющейся
поликультурной среде
• Проектирует ситуации и события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные ориентации ребенка)
• проводит контроль по разделу;
• организует участие в групповых консультациях
по преодолению возникших затруднений;
• организует деятельность по самооцениванию.
• Определяет и помогает принять четкие правила
поведения обучающимися в соответствии с уставом
образовательной
организации
и
правилами
внутреннего
распорядка
образовательной
организации
• Устанавливает
доверительные
отношения
между учителем и обучающимися, помогает
принимать, признавать, защищать достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать
детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях
• Привлекает
внимание
обучающихся
к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
инициировать
их
обсуждений,
выработку
собственного отношения
• Применяет на уроке интерактивные форм
работы с обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию (дидактический театр,
дискуссия, театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах, игры)
15
16
Виды планов.
Защита проекта по
выбранной теме
1
1
Составление сложного плана и
тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
Содержание проектов. Требования к
проектной деятельности и защите
проекта.
26
• проводит контроль по разделу;
• организует участие в групповых консультациях
по преодолению возникших затруднений;
• организует деятельность по самооцениванию.