МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус
войск национальной гвардии Российской Федерации"
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей НШ
СОГЛАСОВАНО
2023 г.
____________Кутырёв В.А.
Приказ
№13 от «31» 08
_____________Быкова Н.Н.
2023 г.
Приказ №13 от «31» 08
2023 г.
Зам. директора по
учебной работе ГБОУ
руководитель МО ЕНЦ:
СО КШИ
___________ Л. В. Кривова "Екатеринбургский
Протокол №1 от «29» 08
кадетский корпус"
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ СО
КШИ
"Екатеринбургский
кадетский корпус"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Секреты финансовой грамоты»
для обучающихся 2-4 классов
Составитель:
Кривова Л. В., учитель начальных классов
Екатеринбург, 2023
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................................................ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР). СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТЫ» ........................................................................................................................................... 5
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР). СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ................................................... 7
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ С УЧЕТОМ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ............................................. 7
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР). СЕКРЕТЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ» ............................................................................................................ 9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР). СЕКРЕТЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
................................................................................................................................................................. 10
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................................................................................................................... 10
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ......................................................................................................... 12
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ..................................................................................................................... 15
2 КЛАСС....................................................................................................................................................................... 15
3 КЛАСС....................................................................................................................................................................... 16
4 КЛАСС....................................................................................................................................................................... 17
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
(ОКРУЖАЮЩИЙ МИР). СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ» .................................... 20
2 КЛАСС .......................................................................................................................................................... 20
3 КЛАСС .......................................................................................................................................................... 21
4 КЛАСС .......................................................................................................................................................... 22
ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................................................................................................ 24
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ......................................................................................... 25
2 КЛАСС .......................................................................................................................................................... 25
3 КЛАСС .......................................................................................................................................................... 29
4 КЛАСС .......................................................................................................................................................... 33
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................................................................. 37
2 КЛАСС .......................................................................................................................................................... 37
3 КЛАСС .......................................................................................................................................................... 40
4 КЛАСС .......................................................................................................................................................... 43
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ....................................................................................................... 46
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ............................... 47
Основная учебная литература ........................................................................................................................ 47
Дополнительная литература и интернет - источники .................................................................................. 47
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Обществознание и естествознание (окружающий
мир). Секреты финансовой грамоты» на уровне начального общего образования подготовлена
на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
учитывает целевые ориентиры Программы воспитания, а также структуру и содержание Единой
рамки компетенций по финансовой грамотности.
Изучение учебного курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир).
Секреты финансовой грамоты», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей
младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
—
осознание роли труда, денег и отношений людей, опосредованных деньгами, на
основе целостного взгляда на окружающий мир; освоение финансовых, математических,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного
учебного курса;
—
развитие
осведомлённости,
знаний,
умений
и
поведенческих
моделей,
необходимых для принятия успешных финансовых решений в реальной учебной и жизненной
практике;
—
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России,
понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов России; освоение младшими
школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов
и правил построения финансовых отношений в социуме; духовное обогащение обучающихся;
—
развитие
способности
ребёнка
к
социализации
на
основе
принятия
гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально - положительного отношения
к природным ресурсам и их бережливому потреблению в соответствии с экологическими
нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Содержание учебного курса сформировано на основе выделения тех областей
финансовой грамотности, в которых младшие школьники уже осуществляют элементарные
финансовые действия в своей повседневной жизни и которые обеспечивают освоение
грамотных способов действий в решении финансовых задач, социально и личностно значимых
для кадет 8–12 лет, которым интересно открывать способы бережливого отношения к деньгам и
3
их накопления на определенные цели, распознавать финансовую информацию, выяснять, для
чего и как создается семейный бюджет, а также учиться грамотно решать повседневные
финансовые задачи.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Секреты
финансовой
грамоты»
обеспечивает единство цели и содержания, видов деятельности младших школьников, форм и
методов обучения, контроля, самооценки и оценки достижения образовательных результатов в
освоении азов финансовой грамотности.
4
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР). СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ»
Программа направлена на реализацию стратегических целевых ориентиров в области
повышения финансовой грамотности на уровне начального общего образования.
Нормативную правовую основу Программы составляют следующие документы:
—
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
—
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
—
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. №
286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100)
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования».
—
Единая рамка компетенций по финансовой грамотности.
—
Примерная программа воспитания (Одобрена решением федерального учебно-
методического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 г. № 2/20).
—
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(в редакции протокола № 3/15 от 28 октября 2015 г. федерального учебно-методического
объединения по общему образованию).
—
Проект
Минфина
России
«Содействие
повышению
уровня
финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
—
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Феде- рации на
2017–2023 годы // Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября
2017 г. № 2039-р.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования Программа направлена на обеспечение условий для
развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает
учебная деятельность, организуемая с учебным материалом, который ориентирован на
формирование финансовой грамотности младших школьников в тесной взаимосвязи с
формированием умения учить самих себя, начальных основ личностной и познавательной
рефлексии, умения организовывать свою деятельность, сотрудничать с учителем и
одноклассниками.
Методологической основой Программы является системно - деятельностный подход,
включающий систему концепций: теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория поэтапного
5
формирования умственных действий П. Я. Гальперина,
возрастная периодизация Д. Б.
Эльконина, теория учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, теория
содержательного обобщения В. В. Давыдова, теория содержательного общения Г. А. Цукерман,
современные
подходы
к
формированию
функциональной
грамотности
школьников,
представленные в работах Н. Ф. Виноградовой, Г. В. Ковалёвой, О. Б. Логиновой, Е. Л.
Рутковской и др.
Для реализации Программы необходимо соблюдение следующих дидактических
принципов:
—
реализация
межпредметных
связей
и
интеграция
содержания
курса
«Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» с
учебными предметами, в том числе: математикой, технологией, окружающим миром,
литературным чтением;
—
организация вовлечённости младших школьников в повышение личной
финансовой грамотности через перенос финансовых знаний и умений на ситуации, максимально
приближенные к реальной жизни, понятные и близкие младшим школьникам в соответствии с
их психолого-возрастными особенностями;
—
включение в образовательный процесс «живой» финансовой информации в
разнообразных форматах (видео-, аудио-, тексты, фотографии, рисунки, в том числе
представленные в электронном (цифровом) виде), работа с которыми предусматривает
наблюдение, поисковую активность детей, понимание и преобразование информации,
проведение элементарных мини- исследований, подготовку учебных проектов, вызывающую их
личную заинтересованность, желание обмениваться своими знаниями, вопросами и открытиями
в учебных диалогах и дискуссиях;
—
обеспечение максимальной самостоятельности и субъектной позиции младших
школьников в овладении системой действий с учебным материалом курса по финансовой
грамотности;
—
стимулирование становления самостоятельной оценки и самооценки младших
школьников, в том числе в области личных финансовых действий, привычек и поведения;
—
принципиальная открытость и преемственность процесса повышения финансовой
грамотности, его продолжение в рамках самообразования и семейного
воспитания,
а
также
на
следующих
6
уровнях
финансового
общего
образования через постепенное усложнение финансовых задач и расширение жизненных
контекстов применения освоенных финансовых знаний и действий.
Изучение курса «Обществознание и естествознание
(окружающий мир). Секреты
финансовой грамоты» позволяет младшему школьнику: проживать ситуации выбора,
постановки целей учебного занятия, выполнения задания, возможности сформулировать свой
вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те финансовые задачи, которые ребёнку
важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым извне нормам
сотрудничества со взрослым и сверстниками, правилам участия в учебном диалоге и дискуссии,
способу решения финансовой задачи; приобретать опыт волевого напряжения при достижении
целей, рефлексии, самовыражения и самореализации; осуществлять нравственный выбор
финансового решения (на примере решения моральных дилемм); аргументированно изменять
свою точку зрения; оценивать события учебного занятия.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
И
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
(ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР).
СЕКРЕТЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 3 года, общее количество учебных часов, запланированных на
весь период обучения во 2–4 классах, составляет 102 ч, по 34 ч в каждом классе, включая
резервные часы.
Программа может быть реализована как в рамках учебной, внеурочной деятельности, так
и в системе дополнительного образования детей. Темы курса могут быть использованы как
дополнительный материал для интеграции, углубления содержания учебных предметов,
например, при изучении курса «Математика», «Окружающий мир», «Технология», программы
воспитания школьников.
Основные формы и виды деятельности обучающихся: учебная, проектная, игровая
(ролевые,
дидактические,
ситуационные,
деловые
игры),
рефлексивно
-
оценочная,
регулятивная, коммуникативная (проблемно - ценностные дискуссии со сверстниками и
взрослыми), моделирование, анализ ситуаций, наблюдение и др.
Курс «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой
грамоты» ориентирован на формирование и развитие универсальных учебных действий,
применение полученных знаний в повседневной жизни детей младшего школьного возраста.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ
7
С
УЧЕТОМ
ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
1.
Определяет и помогает принять четкие правила поведения обучающимися в
соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка
образовательной организации
2.
Устанавливает доверительные отношения между учителем и обучающимися,
помогает принимать, признавать, защищать достоинство и интересы обучающихся, помогает
детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
3.
Привлекает внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициирует их обсуждение, выработку собственного отношения
4.
Применяет
на
уроке
интерактивные
форм
работы
с
обучающимися,
стимулирующих их познавательную мотивацию (дидактический театр, дискуссия, театральная
постановка, диалог, групповая работа или в парах, игры)
5.
Развивает самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует
гражданскую позицию, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуру
здорового и безопасного образа жизни
6.
Инициирует и поддерживает исследовательскую деятельность обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов
7.
Способствует
формированию
толерантности
и
навыков
поведения
в
изменяющейся поликультурной среде
8.
Проектирует ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу
ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка.
8
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР). СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ»
Основные ценностно-смысловые ориентиры, которые младшие школьники открывают
на занятиях курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой
грамоты» и с помощью которых осваивают модели грамотного финансового поведения,
связаны с постепенным осознанием того, что:
—
благосостояние человека, семьи, общества и российского государства достигается
благодаря труду, усилиям людей;
—
человек по-настоящему богат не деньгами, а своими знаниями, способностями,
умением учиться и постоянно изменяться;
—
главное богатство человека – это его Родина, семья, родители, дети, родные и
близкие;
—
в финансовых отношениях с людьми важно быть честным и справедливым;
—
финансовые решения в повседневной жизни — это выбор, человека, за
последствия которого он несет ответственность.
В процессе изучения курса финансовой грамоты дети постигают уникальность истории,
культуры и природы России через историю происхождения и развития российских денег, поиск
и обсуждение фактов, связанных с функциями денег в современной жизни людей. Финансовая
грамота помогает детям осознать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, в
том числе взаимозависимость здорового образа жизни человека, экономного и бережного
потребления имеющихся ресурсов с минимальным ущербом для окружающей среды, защиты
экологии, сохранения природы.
Обсуждение жизненных ситуаций, кейсов, связанных с финансовыми поступками и
решениями, помогает детям выстроить модели безопасного финансового поведения, научиться
понимать мотивы финансовых поступков людей и оценивать их возможные последствия, шире
— приобретать
взаимодействия в социуме, открывать возможности для личной полезной
созидательной активности в современном мире.
9
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
(ОКРУЖАЮЩИЙ МИР). СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ» НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир).
Секреты финансовой грамоты» в начальной школе у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение фактов из истории появления российских денег, развития между людьми обмена,
торговых и финансовых отношений, осознания материальных и нематериальных богатств
России;
—
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
—
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, проявление интереса к истории и традициям своей многонациональной страны, уважения
к своему и другим народам;
—
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно- этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе правилах финансовых
отношений между людьми;
—
мотивация на достижение личных финансовых целей и общих финансовых целей
—
мотивация на исполнение своих обязанностей дома и в школе;
семьи;
духовно-нравственное воспитание:
—
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный опыт, в том числе опыт повседневных финансовых решений и поступков;
—
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе к
нуждающимся людям;
—
применение
правил
совместной
деятельности,
проявление
способности
договариваться;
—
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям, в том числе обмана в финансовых отношениях,
10
преследования личной корысти и игнорирования интересов других людей;
—
осознание необходимости ограничивать свои желания;
—
проявление ответственности за потребление общих ресурсов семьи;
эстетическое воспитание:
—
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своегои других народов;
—
использование
полученных
знаний
в
продуктивной
и
преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности;
—
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде, в том числе информационной безопасности;
—
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов самовыражения;
трудовое воспитание:
—
осознание ценности труда в жизни человека и общества, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различнымпрофессиям;
экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, ответственное потребление ресурсов;
—
неприятие действий, приносящих вред экологии, природе;
ценности научного познания:
—
первоначальные представления о научной картине мира (в
том числе
первоначальные представления об обмене, зарождении денег и финансовых отношений как
одной из составляющих целостной научной картины мира);
—
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению финансовой
грамоты, развитию умений принимать успешные финансовые решения, активность и
самостоятельность в познавательной деятельности;
—
осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей изменения
этих привычек при формировании финансово грамотного поведения;
—
проявление уверенности при оплате простых покупок;
—
мотивация на сравнение цен при покупке повседневных товаров, мотивация на их
покупку по приемлемой для себя цене;
—
готовность обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых товаров и услуг;
11
—
мотивация к учету и планированию своих доходов (то есть карманных денег,
которые ребенок получает от взрослых) и расходов, распределению доходов по направлениям
расходов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир).
Секреты финансовой грамоты» в начальной школе у обучающегося будут сформированы
следующие познавательные универсальные учебные действия.
1) Базовые логические действия:
—
сравнивать финансовые объекты (цены на товары и услуги, доходы, расходы и
др.), устанавливать основания для сравнения (дешевле, дороже, выгоднее, экономнее и др.),
устанавливать аналогии между учебными и реальными финансовыми действиями;
—
объединять части финансового объекта (объекты) по определенному
признаку (самый подходящий товар для обмена, полезная покупка, необходимые расходы и
др.);
—
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные финансовые объекты при выборе товара, составлении семейного и личного
бюджета и др.;
—
находить закономерности и противоречия в финансовых ситуациях, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогом алгоритма покупки необходимого товара,
составления личного бюджета, накоплений и др.;
—
выявлять
недостаток
информации
для
решения
учебно-
практической
финансовой задачи на основе предложенного алгоритма;
—
устанавливать
причинно-следственные
связи
в
финансовых
ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
—
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для
решения финансовых задач.
2) Базовые исследовательские действия:
—
определять разрыв между реальным и желательным состоянием финансовой
ситуации на основе предложенных педагогом вопросов;
—
с помощью педагога формулировать цель, планировать изменения объекта,
финансовой ситуации;
—
сравнивать несколько вариантов решения финансовой задачи, выбирать наиболее
подходящее решение (на основе предложенныхкритериев);
12
—
проводить по предложенному плану, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между финансовым объектами (часть — целое,
причина — следствие);
—
формулировать
выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения (измерения, классификации, сравнения, исследования);
—
прогнозировать возможное развитие финансовых процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
3) Работа с информацией:
—
выбирать источник получения информации для решения финансовых задач;
—
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике финансовую
информацию, представленную в явном виде;
—
распознавать
достоверную
и
недостоверную
финансовую
информацию
самостоятельно или на основании предложенного педагогомспособа ее проверки;
—
соблюдать
с
помощью
взрослых
(педагогов,
родителей
(законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности
при поиске финансовой информации в сети Интернет;
—
анализировать
и
создавать
текстовую,
видео,
графическую,
звуковую,
информацию в соответствии с учебно-практической финансовой задачей;
—
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления финансовой
информации, в том числе с помощью средств ИКТ.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
у
обучающегося
формируются
коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
—
воспринимать и формулировать суждения по финансовой проблематике,
выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
—
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии на финансовые темы;
—
признавать возможность существования разных точек зрения по финансовым
вопросам;
—
корректно и аргументированно высказывать свое мнение по финансовой
проблеме;
—
строить речевое высказывание в соответствии с поставленнойзадачей;
—
создавать устные и письменные тексты на финансовые темы;
13
—
готовить небольшие публичные выступления на финансовые темы;
—
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия.
1) Самоорганизация:
—
планировать действия самостоятельно или с небольшой помощью взрослого
действия по решению учебно-практической финансовой задачи;
—
проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых
знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
—
выполнять
правила
безопасного
использования
электронных
средств,
предлагаемых в процессе обучения.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
—
выбирать и при необходимости корректировать способы финансовых и учебных
действий;
—
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей
преодоления ошибок при решении финансовых задач;
3) Самооценка
— объективно
оценивать
процесс
и
результаты
своей
деятельности
по
предложенным критериям, соотносить свою оценку с оценкой педагога.
Совместная деятельность:
—
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) изучения финансовой грамоты в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
—
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы при выполнении учебного проекта, мини-исследования и в учебной игре по финансовой
проблематике;
—
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться общим
правилам при выполнении учебного проекта, мини - исследования и в учебной игре по
финансовой проблематике;
14
—
ответственно выполнять свою часть работы при выполнении учебного проекта,
мини-исследования и в учебной игре по финансовой проблематике;
—
оценивать свой вклад в общий результат;
—
выполнять совместные проектные задания по финансовой грамоте с опорой на
предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
—
правильно использовать термины: обмен, бартер, товар, услуга, продажа,
покупка, деньги;
—
объяснять, как честно осуществлять обмен, и какие проблемы могут возникнуть
при обмене;
—
вести элементарные финансовые расчёты;
—
решать текстовые финансовые задачи в одно-два действия: представлять задачу
(краткая запись, рисунок, таблица или другая модель; планировать ход решения финансовой
задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия/действий, записывать
ответ, проверять правильность вычислений;
—
объяснять, что деньги появляются в семьях за счёт труда взрослых;
—
объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
—
называть основные признаки подлинности денег;
—
приводить примеры валют;
—
объяснять, что одни и те же товары или услуги могут иметь разную цену в разных
местах, в разное время и у разных продавцов;
—
объяснять, что деньги необходимо хранить в безопасном месте;
—
объяснять, как грамотно и безопасно делать покупки;
—
подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;
—
проявлять осведомленность о полезной информации в рекламе;
—
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; проводить
одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы;
—
формулировать простые выводы по вопросам финансовой грамотности на основе
15
прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);
—
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к
ситуациям обмена, использования денег и осуществления покупок;
—
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником
и электронными ресурсами школы;
—
проявлять осведомленность о трудовой деятельности жителей родного края;
—
безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого
доступа в Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с
помощью учителя в случае необходимости.
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
—
различать расходы и доходы семьи;
—
называть основные источники доходов семьи;
—
называть основные направления (категории) расходов семьи;
—
приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
—
приводить примеры сокращения расходов и увеличения сбереженийсемьи;
—
различать виды источников дохода: регулярные и нерегулярные;
—
распределять расходы по основным направлениям (категориям);
—
считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде;
—
использовать различные источники информации о семейном и личном бюджете
для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
—
приводить
примеры
обязательных
16
и
необходимых
расходов
семьи;
—
проявлять осведомленность о роли банков, назначения вкладов и кредитов;
—
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о
семейном и личном бюджете, рисках денежного долга, бережливого расходования денег;
грамотного накопления денег для финансовых целей;
—
соблюдать правила безопасного и нравственного поведения в области
денежных отношений, потребления ресурсов:
—
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого
доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении
в мессенджерах;
—
использовать умения выполнять арифметические действия (в пределах 1000)
при расчете доходов, расходов, бюджета;
—
использовать при выполнении практических заданий и решении задач
единицы: стоимости (копейки, рубли), преобразовывать одни единицы данной величины в
другие;
—
решать финансовые задачи в одно-два действия, анализировать решение
(искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность,
проверять вычисления);
—
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со
словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение
(вывод), строить логические рассуждения (одно - двухшаговые), в том числе с
использованием изученных связок;
—
извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах, в
предметах повседневной жизни (ценник, этикетка, описание состава);
—
структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы бюджета
семьи по образцу;
—
—
выполнять действия по алгоритму (грамотное накопление денег);
соблюдать правила безопасного поведения при использовании лич- ных
финансов.
4 КЛАСС
К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:
17
—
объяснять, что такое семейный бюджет, зачем его нужно вести;
—
составлять семейный бюджет в игровых ситуациях;
—
проявлять осведомленность в способах ведения учета семейных и личных
—
проявлять осведомленность в том, для каких целей люди открывают вклад в
трат;
банке, какие виды вкладов бывают;
—
проявлять осведомленность в том, для каких целей люди получают кредиты в
банках, какие виды кредитов бывают;
—
объяснять, что такое личный бюджет, зачем его нужно вести;
—
вести учет личных трат; определять приоритетные траты;
—
оценивать свои ежемесячные расходы с точки зрения их необходимости;
—
находить возможности сокращения расходов;
—
называть способы формирования сбережений;
—
проявлять осведомленность в том, что такое «финансовая подушка
безопасности» и для чего она предназначена;
—
проявлять
осведомленность
о
благотворительности
и
возможности
участвовать в ней детям и взрослым;
—
проявлять осведомленность о безналичном расчёте и пластиковой банковской
карте, алгоритме безналичного платежа с помощью платёжного терминала;
—
приводить примеры жизненных ситуаций, в которых людям необходима
благотворительная помощь;
—
использовать различные источники для поиска и безопасного извлечения
достоверной финансовой информации, ответов на вопросы;
—
соблюдать правила нравственного поведения в финансовых отношениях с
людьми;
—
свойства,
решать финансовые задачи, выполняя арифметические действия и их
используя,
при
необходимости,
вычислительные
устройства,
оценивать
полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию;
—
извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач
финансовую информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах,
в предметах повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление);
—
заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;
18
—
проявлять осведомленность в том, что такое интернет-платежи и как они
осуществляются;
— распознавать распространенные мошеннические схемы, с которыми можно
столкнуться в цифровой среде, в том числе признаки мошеннических сайтов.
19
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
(ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР).
СЕКРЕТЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЫ»
Содержание курса разработано в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утв.
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 и с учетом
структуры и содержания Единой рамки компетенций по финансовой грамотности для детей
и взрослых, которая включает четыре предметных области финансовой грамотности:
-
Деньги и операции с ними;
-
- Планирование и управление финансами;
-
- Риск и доходность;
-
- Финансовая среда.
Последовательность разделов и тем отражает содержательные взаимосвязи между
изучаемыми явлениями и возрастные закономерности освоения детьми 8–12 лет умений
грамотно и уверенно обращаться с деньгами.
Основу содержания курса составляют первоначальные представления младших
школьников об обмене, происхождении денег и их функциях, покупке товаров и услуг,
доходах и расходах, семейном и личном бюджетах, способах накопления, сбережения и
экономии, целях благотворительности.
Содержание курса обеспечивает начальную подготовку обучающихся к участию в
международных исследованиях по оценке образовательных достижений по финансовой
грамотности (PISA).
2 КЛАСС
Раздел 1. Обмен
Когда и почему появился обмен?
Труд как условие удовлетворения потребностей человека. Разделение труда. Обмен
результатами труда.
Правила справедливого обмена
К чему приводит обман при обмене? Этические правила и нормы обмена.
Трудности обмена
В чём трудности обмена? Как сравнить ценность предметов для обмена?
Раздел 2. Деньги
Для чего люди придумали деньги?
Когда и почему появились деньги? Товарные деньги. Функции денег.
20
Какими были самые первые деньги?
История денег. Металлические монеты. Бумажные банкноты.
Какими деньгами люди пользуются сейчас?
Современные российские деньги. Что такое национальная валюта? Покупательная
способность денег. Безналичные деньги. Банковская карта. Электронные деньги.
Раздел 3. Как грамотно делать покупки. Что можно купить за деньги?
Что можно купить за деньги? Что такое товар и услуга? Товар как вещь, которая
создана трудом человека и предназначена для продажи. Услуга как деятельность, которая
направлена на удовлетворение потребностей людей. Покупка как процесс обмена денег на
товары и услуги. Продажа как процесс обмена товаров и услуг на деньги. Составляющие
цены товара или услуги (затраты на производство, доставку, рекламу и продажу товара,
торговые надбавки).
Какие бывают покупки?
Для чего составлять список покупок перед походом в магазин? Какую важную
информацию о качестве товара сообщают упаковка и ценник товара?
Как выбрать нужные товары и услуги?
Как определять цель покупки? Как составить список покупок?
Промежуточная диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов её
выполнения).
Учимся читать рекламу
Какая реклама нас окружает в жизни? Какую информацию нам сообщает реклама?
Чем полезна реклама для покупателей?
Учимся покупать
Как выбрать товар нужного качества? Как выбрать товар в пределах имеющейся
суммы? Как выбрать товар в интернет-магазине? Как защитить личную информацию в
интернете?
Итоговая диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов её
выполнения).
3 КЛАСС
Раздел 4. Доходы Что такое доходы?
Доходы как денежные поступления в семью. Труд как основной источник доходов
семьи.
Откуда в семью приходят доходы?
Источники дохода: заработная плата, премия, наследство, выигрыш в лотерею,
стипендия, пенсия, пособие по уходу за ребёнком, доход от аренды имущества, доход от
банковского вклада.
21
Какими бывают доходы?
Регулярные и нерегулярные доходы. Способы увеличения доходов. Чем полезны
умения создавать новое, постоянно учиться, договариваться с людьми? Могут ли деньги
быть мерилом успеха человека?
Раздел 5. Расходы. Что такое расходы?
Расходы как деньги, которые тратятся на удовлетворение необходимыхпотребностей
и желаний человека. Направления расходов: обязательные, прочие; ежемесячные, сезонные,
ежегодные, переменные. Расходы планируемые и непредвиденные.
Куда уходят деньги в семье?
Может ли человек обойтись без расходов? Могут ли доходы удовлетворить все
желания и потребности человека? Почему по-настоящему богат тот человек, которому
хватает того, что он имеет?
Какими бывают расходы?
Без каких расходов человек не может прожить? Какие расходы в семье являются
обязательными, регулярными, повседневными? Какова доля расходов различных видов в
бюджете средней российской семьи? Как сокращать необязательные расходы?
Ловушки денежных долгов
Долг как взятые взаймы деньги, которые необходимо вернуть. От чего зависит
финансовое благосостояние современного человека? Почему во всех финансовых
отношениях важно соблюдать установленные сроки, правила, договорённости?
Промежуточная диагностическая работа (с коллективным обсуждением
результатов её выполнения).
Раздел 6. Экономия, сбережения и накопления
Как стать бережливым и экономным человеком? Бережливое отношение к деньгам
как проявление уважения к труду людей. Экономное расходование средств и бережливое
отношение к деньгам как способы сокращения расходов. Экономное расходование денег на
покупки. Экономное расходование воды, электроэнергии, тепла в помещении и сокращение
платы за коммунальные услуги
Как грамотно копить деньги?
Накопления как часть денежных доходов, которая откладывается для удовлетворения
будущих потребностей. Определение финансовой целинакопления денег. Условия и правила
накопления денег.
Итоговая диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов её
выполнения).
4 КЛАСС
Раздел 7. Семейный бюджет. Что такое семейный бюджет?
22
Семейный бюджет как запись учёта доходов и расходов семьи на определённый
период времени. Нужно ли вести бюджет семье с высокими доходами? Нужно ли вести
бюджет семье с низкими доходами?
Как грамотно вести семейный бюджет?
Какие разделы в семейном бюджете надо предусмотреть? Для чего и как учитывать
отклонения от плана расходов? Какие финансовые знания и умения нужны для составления и
ведения семейного бюджета?
К каким последствиям приводит отсутствие контроля за расходами? Почему
накопления на определённую цель надо планировать и контролировать выполнение этого
плана?
Зачем люди открывают вклад в банке?
Роль банка в увеличении доходов семьи. Сбережения как способ увеличения доходов
семьи. Виды вкладов в банке.
Как выбрать вид вклада?
Как определить цель открытия вклада в банке? Как сравнить условия банков по
открытию вкладов? Как выбрать надёжный банк для открытия вклада?
Зачем люди берут кредит в банке?
Роль банка в финансовой поддержке семьи. Банковский кредит как деньги, которые
человек берёт у банка на время в долг.
Как выбрать вид кредита?
Потребительский кредит, ипотека, автокредит. Кредитная карта. Риски пользования
кредитом.
Раздел 8. Личный бюджет. Что такое личный бюджет?
Личный бюджет ребёнка как часть общего бюджета семьи. Какие расходы в личном
бюджете отнести к обязательным, а какие — к желательным. Как личный бюджет помогает
учитывать интересы других членов семьи.
Зачем ребёнку вести личный бюджет? Личный бюджет как средство управления
личными (карманными) деньгами. Какие качества развивает ведение личного бюджета?
Как грамотно вести личный бюджет?
Какие разделы в личном бюджете надо предусмотреть? Для чего и как учитывать
отклонения от плана расходов? Какие финансовые знания и умения нужны для составления и
ведения личного бюджета?
Промежуточная диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов
её выполнения).
Раздел 9. Благотворительность
Что такое благотворительность? Почему люди готовы бескорыстно отдавать своё
другим, делиться с теми, кто попал в беду, терпит лишения. Как люди творят благо?
Благотворительные фонды, гранты на поддержку добрых дел. Как помогать нуждающимся
людям? Кто такие волонтеры, и чем они занимаются?
Итоговая диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов её
выполнения)
23
ДИАГНОСТИКА
ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уровень
достижения
образовательных
результатов
младшими
школьниками
выявляется в ходе:
— промежуточного оценивания (диагностическая работа проводится один раз в
середине каждого учебного года);
— итогового оценивания (диагностическая работа проводится в конце учебного курса
ежегодно).
Текущее формирующее оценивание ориентировано на поэтапное выявление динамики
продвижения детей в освоении планируемых результатов на занятиях. Личностные действия
и установки оцениваются неперсонифицированно, путем включенного наблюдения учителя
за динамикой развития универсальных учебных действий младших школьников.
Диагностические работы для промежуточного оценивания представлены в учебных
пособиях «Секреты финансовой грамоты»:
- занятие «Секрет №15. Умные покупки» (2 класс);
- занятие «Секрет №15. Секреты разумных расходов» (3 класс);
- занятия «Секрет №10. Формула успеха!» (4 класс).
Решения с ответами представлены в методических рекомендациях к занятиям
промежуточного оценивания в каждом классе.
Дети выполняют задания индивидуально, затем осуществляют с помощью учителя
самоконтроль и самооценку результатов своей работы. Учитель организует коллективное
обсуждение самых трудных (по восприятию детей) заданий, разбор действий, которые
привели к ошибке, «перестройку» детьми способов действий, которые привели к ошибке.
Диагностические работы для итогового оценивания, а также система их оценивания и
решения с ответами представлены в методических рекомендациях к итоговым занятиям в
каждом классе.
Оценивание результатов освоения курса «Секреты финансовой грамоты» проводится
на безотметочной основе в соответствии с критериями, выработанными совместно учителем
с учащимися.
24
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Тема, программное
Кол-во
Методы и формы организации обучения, виды
содержание
часов
деятельности обучающихся
1
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
Раздел 1. Обмен – 4 ч
Когда
и
почему
достижения.
появилсяобмен?
Труд
как
условие
Игровое моделирование в малых группах ситуаций обмена
удовлетворения
потребностей
(бартера) в условиях разделения тру- да людей.
человека.
Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
Разделение труда.
Обмен
результатами
труда.
Правила справедливого
1
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
обмена
достижения.
К чему приводит обман
Открытие
при обмене? Этические
справедливого обмена. Решение финансовых задач на обмен, в
правилаи нормы обмена.
том числе морально-этических дилемм.
в
игровых
ситуациях
правил
и
признаков
Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
Трудности обмена
2
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
В чём трудности обмена?
достижения.
Как сравнить ценность
Поиск и обсуждение примеров обмена из повседневной жизни
предметов для обмена?
детей. Открытие трудности в определении равноценности
предметов для обмена.
Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
Раздел 2. Деньги – 4 ч
Для
чего
люди
1
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
придумали деньги?
достижения.
Когда
почему
Игровое моделирование в малых группах ситуаций обмена при
появились
деньги?
помощи товаров-посредников (товарных денег). Сравнение
Товарные
деньги.
бартерного обмена и обмена при помощи товарных денег.
и
25
Функции денег.
Какими
Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
были
самые
2
Определение учебной цели и согласование критерия оценки
первые деньги?
ее достижения.
История денег.
Мини-исследование в командах: почему люди
Металлические
монеты.
заменили товарные деньги на металлические монеты и
Бумажные банкноты.
бумажные
банкноты?
Построение
ленты
времени,
отражающей изменение денег. Решение задач по финансовой
арифметике;
самоконтроль
и
контроль
правильности
выполнения финансовых подсчётов.
Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
Какими деньгами люди
1
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
пользуются сейчас?
достижения.
Современные российские
Мини-исследование в командах: Как изменяются цены на
деньги.
такое
товары повседневного спроса? (Сравнение цен текущего года
валюта?
и цен на подобные товары 20 лет назад). Решение задач по
Что
национальная
Покупательная
финансовой
способность
денег.
Безналичные
деньги.
Банковская
арифметике;
правильности
самоконтроль
выполнения
и
контроль
финансовых
подсчётов.
Самооценка и оценка достижения результатов
карта.
обучающимися.
Электронные деньги.
Раздел 3. Как грамотно делать покупки – 18 ч
Что можно купить за
2
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
деньги?
достижения.
Что такое товар и услуга?
Игровое
Покупка
Выявление сущностных признаков процессов купли-продажи.
как
процесс
моделирование
процессов
купли
-
продажи.
обмена денег на товары и
Мини-исследование в командах: Из чего складывается цена
услуги.
товара?
Продажа
как
процесс обмена товаров и
Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
услуг на деньги.
Какие
покупки?
бывают
Для
нужен список
Какую
чего
покупок?
информацию
2
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
достижения.
Анализ и оценка действий детей как покупателей товаров по
критериям:
26
обдуманные
/
необдуманные
покупки,
сообщают
упаковка
и
обязательные / необязательные покупки. Поиск нужной
ценник товара?
информации на упаковке и ценнике товара.
Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
Как выбрать нужные
4
достижения.
то- вары и услуги?
Как
определять
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
цель
Игровое моделирование ситуации выбора необходимого и
покупки? Как составить
полезного (прежде всего для здоровья) товара или услуги на
списокпокупок?
основе соотношения
цены
и
качества
(характеристик);
обоснование выбора товара или услуги, обоснование покупки
или отказа от неё; оценка условных покупок по критериям её
необходимости и полезности.
Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
Промежуточная
2
Индивидуальная
обсуждение
диагностическая работа
самостоятельная
достижений
и
работа,
выявление
типичных
и
затруднений
обучающихся. Планирование корректирующих действий (при
необходимости).
Учимся
читать
4
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
рекламу! Какая реклама
достижения. Оценка рекламного текста (в СМИ, буклетах,
нас окружает в жизни?
листовках, на рекламных щитах, в интернете) по критерию
Какую информацию нам
наличия в ней информации о товаре или услуге, полезной для
сообщает реклама? Чем
покупателя; выявление средств воздействия рекламы на
полезна
покупателя.
реклама
для
покупателей?
Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
Учимся покупать!
Как
выбрать
4
товар
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
достижения.
нужного качества? Как
Игровое моделирование в малых группах ситуаций купли-
выбрать товар в пределах
продажи. Решение финансовых задач по выбору товаров и
имеющейся суммы? Как
услуг на основе сравнения их цены и качества; подсчёт суммы,
выбрать
товар
в
необходимой для планируемой покупки; подсчёт расходов на
интернет-магазине?
Как
покупки; подсчёт сдачи; поиск и анализ информации о
личную
качестве товара (информация на упаковке и ценниках о
защитить
информацию
интернете?
в
составе,
производителе
товара).
действий грамотного покупателя.
27
Составление
алгоритма
Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
Учебные проекты
4
Работа в малых группах: выбор темы, определение цели,
планирование этапов выполнения проекта, реализация плана,
определение критериев оценки проекта, презентация и оценка
проекта.
Итоговая
2
Индивидуальная
самостоятельная
работа,
выявление
обсуждение достижения результатовобучающихся.
диагностическаяработа
Резервные часы:
2
Всего:
34
Учитель распределяет часы самостоятельно.
28
и
3 КЛАСС
Тема, программное
Кол-во
Методы и формы организации обучения, виды
содержание
часов
деятельности обучающихся
2
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
Раздел 4. Доходы – 8 ч
Что такое доходы?
Доходы
как
поступления
Труд
денежные
в
как
достижения.
семью.
Решение финансовых задач на подсчёт общей суммы доходов
основной
условной семьи, карманных денег, доли личных расходов
источник доходовсемьи.
(карманных денег) в общем доходе семьи.
Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
Откуда
в
семью
2
достижения.
приходят доходы?
Источники
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
дохода
Мини-исследование в командах: подготовка и проведение
российской семьи.
опроса среди взрослых и детей об источниках доходов. Поиск
детьми примеров финансовых задач на планирование, учёт и
подсчёт доходов в повседневной жизни.
Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
Какими
бывают
4
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
достижения.
доходы?
Регулярные
и
Решение задач на распознавание доходов и рас- ходов; поиск
доходы
информации из нескольких источников о доходах людей
семьи.
Способы
различных профессий, коллективное обсуждение причин
увеличения
доходов.
различной величины доходов людей и источников их
нерегулярные
Могут ли деньги быть
увеличения.
мерилом успехачеловека?
Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
Раздел 5. Расходы – 10 ч
Что
такое
Расходы
Категории
расходы?
семьи.
2
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
достижения.
(направления
Решение финансовых задач на подсчёт общей суммы расходов
расходов): обязательные,
условной семьи, доли личных расходов (карманных денег)
прочие;
ребёнка в общей сумме расходов семьи.
сезонные,
ежемесячные,
ежегодные,
Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
29
переменные.
Расходы
планируемые
и
непредвиденные.
Куда уходят деньги в
2
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
семье?
достижения. Мини-исследование в командах: подготовка и
Почему люди не могут
проведение опроса среди взрослых и детей об основных
обойтись без расходов?
направлениях расходов условной семьи. Поиск детьми
Могут
доходы
примеров финансовых задач на планирование, учёт и подсчёт
все
повседневных расходов условной семьи. Самооценка и оценка
ли
удовлетворить
желания и потребности
человека?
Почему
по-
богат
тот
настоящему
человек,
хватает
достижения результатов обучающимися.
которому
того,
что
он
имеет?
Какими
бывают
расходы?
Без
каких
расходов
человек
2
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
достижения. Решение задач на распознавание необходимых
не
расходов условной семьи, запланированных и непредвиденных
может прожить? Какие
расходов, регулярных и нерегулярных расходов; различение
расходы
семье
обязательных и необязательных рас- ходов. Определение
являются обязательными,
целей расходования денег, в том числе личных (карманных
регулярными,
денег). Способы контроля
в
повседневными?
расходов.
Анализ
ситуаций
Какова
расходования денег. Распознавание обязательных и прочих (в
доля расходов различных
том числе необдуманных) расходов. Объяснение последствий
видов в бюджете средней
необдуманных расходов. Самооценка и оценка достижения
российской семьи? Как
результатов обучающимися.
сокращать
необязательные
расходы?
30
Ловушки
денежных
2
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
долгов Долг как взятые
достижения.
взаймы деньги, которые
Оценка финансовых рисков денежного долга. Обоснование
необходимовернуть.
необходимости или возможности взять деньги в долг, дать
От
деньги в долг в условных жизненных ситуациях. Решение
чего
зависит
финансовое
финансовых задач на подсчёт суммы долга и составление
благосостояние
графика его возврата. Самооценка и оценка достижения
современного
Почему
в
человека?
результатов обучающимися.
финансовых
отношениях
важно
соблюдать
установленные
сроки,
правила,
договорённости?
Промежуточная
2
диагностическая работа
Индивидуальная
самостоятельная
достижений
типичных
и
Планирование
работа,
затруднений
корректирующих
обсуждение
обучающихся.
действий
(при
необходимости).
Раздел 6. Экономия, сбережения и накопления – 4 ч
Как стать бережливым
и
экономным
2
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
достижения.
человеком?
Поиск информации из нескольких источников, обсуждение
Бережливое отношение к
примеров
деньгам как проявление
бережливого потребления ресурсов (воды, электроэнергии,
уважения к труду людей.
тепла) в жизненных условных ситуациях.
Экономное расходование
Решение финансовых задач на выбор оптимальных тарифов
средств
бережливое
оплаты за услуги мобильной связи, интернета. Поиск детьми
отношение к деньгам как
примеров финансовых задач на экономию ресурсов в
способы
повседневной жизни.
расходов.
и
сокращения
бережливого
расходования денег
детьми
и
Самооценка и оценка достижения результатов обучающимися.
31
Как грамотно копить
2
достижения. Составление алгоритма действий грамотного
деньги?
Накопления
как
денежных
которая
для
будущих
Определение учебной цели и согласование критерия оценки ее
часть
накопления денег «Моя копилка». Самооценка и оценка
доходов,
достижения результатов обучающимися.
откладывается
удовлетворения
потребностей.
Определение финансовой
цели накопления денег.
Условия
и
правила
накопления денег.
Учебные проекты
8
Работа в малых группах: выбор темы, определение цели,
планирование этапов выполнения проекта, реализация плана,
определение критериев оценки проекта, презентация и оценка
проекта.
Итоговая
2
Индивидуальная
самостоятельная
работа,
выявление
обсуждение достижения результатов обучающихся.
диагностическая
работа
Резервные часы:
2
Всего:
34
Учитель распределяет часы самостоятельно.
32
и
4 КЛАСС
Тема, программное
Кол-во
Методы и формы организации обучения, виды
содержание
часов
деятельности обучающихся
Раздел 7. Семейный бюджет – 10 ч
Что
такое
семейный
2
Определение учебной цели и согласование критерия
бюджет?
оценки ее достижения.
Семейный бюджет как
Игровое моделирование в малых группах составления
запись учёта доходов и
семейного бюджета по заданному алгоритму. Оценка
расходов
соотношения доходов и расходов в условном семейном
семьи
определённый
на
период
бюджете.
времени. Нужно ли вести
Самооценка
бюджет
обучающимися.
семье
высокими
с
и
оценка
достижения
результатов
доходами?
Нужно ли вести бюджет
семье
с
низкими
доходами?
Как
грамотно
вести
2
оценки ее достижения.
семейный бюджет?
Какие
Определение учебной цели и согласование критерия
разделы
в
Составление семейного бюджета в игровых ситуациях.
семейном бюджете надо
Решение финансовых задач на составление условного
предусмотреть? Для чего
семейного бюджета.
и
Самооценка
как
учитывать
отклонения
от
расходов?
оценка
достижения
результатов
обучающимися.
Какие
финансовые
умения
плана
и
знания
нужны
и
для
составления и ведения
семейного бюджета?
Зачем люди открывают
1
Определение учебной цели и согласование критерия
вклад в банке?
оценки ее достижения.
Роль банка в увеличении
Учебная экскурсия в местное отделение банка. Подготовка
доходов
репортажа о самых интересных событиях на учебной
семьи.
33
Сбережения как способ
экскурсии.
увеличения
Самооценка
доходов
семьи. Виды вкладов в
и
оценка
достижения
результатов
обучающимися.
банке.
Как
выбрать
вид
2
Определение учебной цели и согласование критерия
вклада? Как определить
оценки ее достижения.
цель открытия
вклада
Игровое моделирование в малых группах ситуации
банке? Как сравнить
открытия вклада в банке: сравнение предложений 2–3
в
условия
банков
по
банков с учётом жизненной ситуации и цели вкладчика.
открытию вкладов? Как
Решение финансовых задач.
выбрать надёжный банк
Самооценка
для открытия вклада?
обучающимися.
Зачем
люди
берут
2
и
оценка
достижения
результатов
Определение учебной цели и согласование критерия
кредит в банке?
оценки ее достижения. Учебная экскурсия в отделение
Роль банка в финансовой
банка. Подготовка репортажа о самых
поддержке
событиях на учебной экскурсии.
семьи.
Банковский кредит как
Самооценка
и
деньги, которые человек
обучающимися.
оценка
достижения
интересных
результатов
берёт у банка на время в
долг.
Как
выбрать
вид
1
Определение учебной цели и согласование критерия
кредита?
оценки ее достижения.
Потребительский кредит,
Игровое моделирование ситуации получения кредита в
ипотека,
банке: сравнение предложений 2–3 банков с учётом
автокредит.
Кредитная карта. Риски
жизненной
пользования кредитом.
финансовых задач.
Самооценка
ситуации
и
и
оценка
цели
заемщика.
достижения
Решение
результатов
обучающимися.
Раздел 8. Личный бюджет – 6 ч
Что
такое
личный
2
Определение учебной цели и согласование критерия
бюджет?
оценки ее достижения.
Личный бюджет ребёнка
Игровое моделирование в малых группах (игровых
как часть общего бюджета
семьях) ситуации составления личного бюджета ребёнка с
34
семьи. Какие расходы в
учётом интересов всех членов игровой семьи. Решение
личном бюджете отнести
финансовых задач.
к обязательным, а какие
Самооценка
— к желательным. Как
обучающимися.
и
оценка
достижения
результатов
учесть в личном бюджете
интересы
других членов семьи?
Как
грамотно
вести
2
оценки ее достижения.
личный бюджет?
Личный
Определение учебной цели и согласование критерия
бюджет
как
Составление алгоритма действий по ведению личного
средство
управления
бюджета. Решение финансовых задач на составление
личными
(карманными)
бюджета детского праздника, подсчёта расходов на
деньгами. Какие качества
подготовку ребёнка к школе, подсчёта сроков и правил
человека
накопления на исполнение своих желаний.
развивает
ведение
личного
Решение финансовых задач на составление условного
бюджета? Какие разделы
личного бюджета школьника на неделю, месяц, полгода.
в личном бюджете надо
Самооценка
предусмотреть? Для чего
обучающимися.
и
как
оценка
достижения
результатов
учитывать
отклонения
от
плана
расходов?
Какие
финансовые
умения
и
знания
нужны
и
для
составления и
ведения
личного
бюджета?
Промежуточная
диагностическая работа
2
Индивидуальная самостоятельная работа, выявление и
обсуждение
достижений
и
типичных
затруднений
обучающихся. Планирование корректирующих действий
(при необходимости).
Раздел 9. Благотворительность – 6 ч
35
Что
такое
2
Определение учебной цели и согласование критерия
благотворительность?
оценки ее достижения.
Почему
Решение
люди
готовы
бескорыстно
отдавать
морально-этических
дилемм,
обоснование
своего выбора в заданной ситуации.
своё другим, делиться с
Самооценка
и
теми, кто попал в беду,
обучающимися.
оценка
достижения
результатов
терпит лишения.
Как люди творят благо?
2
Благотворительные
фонды,
гранты
Определение учебной цели и согласование критерия
оценки ее достижения.
на
Поиск примеров благотворительной помощи в своём
поддержку добрых дел.
населённом пункте, регионе, России. Самооценка и
оценка достижения результатов
обучающимися.
Как
помогать
2
Выполнение учебного проекта
нуждающимся людям?
в командах «Наши добрые дела» в своём населённом
Кто такие волонтеры, и
пункте.
чем они занимаются?
Учебные проекты
7
Работа в малых группах: выбор темы, определение цели,
планирование этапов выполнения проекта, реализация
плана,
определение
критериев
оценки
проекта,
презентация и оценка проекта.
Итоговая
2
Индивидуальная самостоятельная работа, выявление и
обсуждение достижения результатов
диагностическаяработа
обучающихся.
Резервные часы:
3
Всего:
34
Учитель распределяет часы самостоятельно.
36
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п
Кол во
часов
Тема урока
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Введение в предмет
1
Раздел Обмен – 4 ч
Когда и почему появился обмен?
2
1
Правила справедливого обмена
3
1
Трудности обмена
4-5
2
Раздел Деньги – 4 ч
Для чего люди придумали деньги?
6
1
Какими были самые первые деньги?
История денег.
7
1
Металлические
банкноты.
монеты.
Бумажные
8
1
Какими
сейчас?
деньгами
люди
пользуются
9
1
Раздел Как грамотно делать покупки – 18 ч
37
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Что можно купить за деньги? Что такое
товар и услуга?
1
Покупка как процесс обмена денег на
товары и услуги.
1
Продажа как процесс обмена товаров и
услуг на деньги.
1
Какие бывают покупки?
1
Для чего нужен список покупок?
1
Какую информацию сообщают упаковка
и ценник товара?
1
Как выбрать нужные товары и услуги?
1
Как определять цель покупки?
составить список покупок?
1
10
11
12
13
14
15
16
Как
17
18
Промежуточная диагностическая работа
1
19
Анализ диагностической работы
1
20
Учимся читать рекламу!
1
Какая реклама нас окружает в жизни?
1
21
38
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
Какую информацию
реклама?
нам
сообщает
1
22
Чем полезна реклама для покупателей?
1
Учимся покупать! Как выбрать товар
нужного качества?
1
Как
выбрать
товар
имеющейся суммы?
1
23
24
в
пределах
25
Как выбрать товар в интернет-магазине?
1
Как защитить личную информацию в
интернете?
1
28 - 31
Учебные проекты
4
32
Итоговая диагностическаяработа
1
33
Анализ диагностической работы
1
34
Итоговый урок. Чему мы научились?
1
26
27
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
39
34
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.
рф/courses.php
3 КЛАСС
№ п/п
Колво
часов
Тема урока
1
Введение в предмет
Раздел Доходы – 8 ч
Доходы как денежные поступления в
семью.
2
1
Труд как основной источник доходов
семьи.
1
Откуда в семью приходятдоходы?
1
Источники дохода российской семьи.
1
Какими бывают доходы?
1
7
Регулярные и нерегулярныедоходы
семьи.
1
8
Способы увеличения доходов.
1
1
3
4
5
6
9
Могут ли деньги быть мерилом успеха
человека?
40
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Раздел Расходы – 10 ч
Что такое расходы? Расходы семьи.
10
11
12
13
14
15
1
Категории
(направления
расходов):
обязательные, прочие; ежемесячные,
сезонные,
ежегодные,
переменные.
Расходы планируемые и непредвиденные.
Почему люди не могут обойтись без
расходов?
Могут
ли
доходы
удовлетворить
все
желания
и
потребности человека?
Почему по- настоящему богат тот
человек, которому хватает того, что он
имеет?
Без каких расходов человек не может
прожить? Какие расходы в семье
являются обязательными, регулярными,
повседневными?
Какова доля расходов различных видов в
бюджете средней российской семьи? Как
сокращать необязательные
расходы?
1
1
1
1
1
Долг как взятые взаймыденьги, которые
необходимовернуть.
От чего зависит финансовое
благосостояние современного человека?
1
1
17
Почему в финансовых отношениях важно
соблюдать установленные сроки, правила,
договорённости?
18
Промежуточная диагностическая работа
1
19
Анализ диагностической работы
1
16
Раздел Экономия, сбережения и накопления – 4 ч
Бережливое отношение к деньгам как
20
41
1
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
проявление уважения к труду людей.
1
21
Экономное расходование средств и
бережливое отношение к деньгам как
способы сокращения расходов.
1
22
Накопления как часть денежных доходов,
которая
откладывается
для
удовлетворения будущих потребностей.
1
23
Определение
финансовой
цели
накопления денег. Условия и правила
накопления денег.
24 - 31
Учебные проекты
8
32
Итоговая диагностическая работа
1
33
Анализ диагностической работы
1
34
Итоговый урок. Чему мы научились?
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
42
34
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
4 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
1
Введение в предмет
Раздел Семейный бюджет – 10 ч
Семейный бюджет как запись учёта
доходов
и
расходов
семьи
на
2
определённый период времени.
Колво
часов
1
1
1
3
Нужно ли вести бюджет семье с
высокими доходами? Нужно ли вести
бюджет семье с низкими доходами?
1
4
Как грамотно вести семейный бюджет?
Какие разделы в семейном бюджете надо
предусмотреть?
Для чего и как учитывать отклонения от
планарасходов?
Какие финансовые знания и умения
нужны для составления и ведения
семейного бюджета?
Зачем люди открываютвклад в банке?
1
Как выбрать вид вклада? Как определить
цель открытия вклада в банке?
1
Как
сравнить условия банков по
открытию
вкладов?
Как
выбрать
надёжный банк для открытия вклада?
1
Роль банка в финансовой поддержке
семьи.
1
5
1
6
7
8
9
43
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Банковский кредит как деньги, которые
человек берёт у банка на время в долг.
1
10
Как выбрать вид кредита?
11
1
Раздел Личный бюджет – 6 ч
Личный бюджет ребёнка как часть общего
бюджета семьи. Какие расходы в личном
12
бюджете отнести к обязательным, а какие
— к желательным.
1
Как учесть в личном бюджете интересы
других членов семьи?
13
1
Личный бюджет как средство управления
личными (карманными) деньгами.
14
1
Какие качества человека
ведение личного бюджета?
развивает
15
1
Какие разделы в личном бюджете надо
предусмотреть?
16
1
Для чего и как учитывать отклонения от
плана расходов?
17
18
1
Какие финансовые знания и умения
нужны для составления и
ведения личного бюджета?
Раздел Благотворительность – 6 ч
44
1
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Что такое благотворительность?
19
20
1
Почему люди готовы бескорыстно
отдавать своё другим, делиться с теми,
кто попал в беду, терпит лишения.
1
Как люди творят благо?
21
1
Благотворительные фонды, гранты
поддержку добрых дел.
на
22
1
Как помогать нуждающимся людям?
23
1
Кто такие волонтеры,
занимаются?
и
чем
они
1
24
25 -31
Учебные проекты
7
32
Итоговая диагностическаяработа
1
33
Анализ диагностической работы
1
34
Итоговый урок. Чему мы научились?
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
45
34
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
Библиотека ЦОК
https://моифинансы.рф/
https://fincult.info/
https://школа.вашифинансы.р
ф/courses.php
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое
обеспечение
Программы
курса
«Обществознание
и
естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой грамоты» предусматривает:
-
наличие учебного кабинета для проведения уроков и занятий по внеурочной
деятельности, дополнительному образованию детей по финансовой грамоте;
-
технические средства обучения (интерактивная доска, компьютер с выходом в
интернет, цифровые фото- и видеокамеры, принтер) для поиска или создания электронных
цифровых ресурсов в рамках решения финансовых задач;
-
учебные пособия и справочная литература, в том числе удалённый доступ в
школьную библиотеку и медиатеку для поиска нужной информации из нескольких источников;
-
мебель, обеспечивающая детям возможность комфортно работать в малых группах
(командах) или индивидуально;
-
флип-чарт, расходный материал (фломастеры, цветная бумага), позволяющие детям
оформлять свои творческие и проектные работы и презентовать их классу и школе;
-
рабочую программу и методические рекомендации для учителя, включающие
диагностические работы учащихся.
При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены
возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся
учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и
задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания
младших школьников, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.
46
ЛИТЕРАТУРА
РЕСУРСЫ
И
ЭЛЕКТРОННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
Основная учебная литература
1. Калашникова Н. Г., Белорукова Е. М., Жаркова Е. Н. Секреты финансовой грамоты.
Рабочая программа с методическими рекомендациями. 2—4 классы. Москва: Просвещение.
2021. 210 с.
2. Калашникова Н. Г., Белорукова Е. М., Жаркова Е. Н. Секреты финансовой грамоты. 2
класс. Учебное пособие. Москва: Просвещение. 2021. 96 с.
3. Калашникова Н. Г., Белорукова Е. М., Жаркова Е. Н. Секреты финансовой грамоты. 3
класс. Учебное пособие. Москва: Просвещение. 2021. 96 с.
4. Калашникова Н. Г., Белорукова Е. М., Жаркова Е. Н. Секреты финансовой грамоты. 4
класс. Учебное пособие. Москва: Просвещение. 2021. 96 с.
Дополнительная литература и интернет - источники
1.
Белорукова Е. М. Использование инновационной образовательной технологии
«Учебная фирма» для формирования компетентностных образовательных результатов
школьников. Барнаул, 2012. 94 с.
2. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. — М.: Манн,
Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.
3. Ковалева Г. С.
Финансовая грамотность как составляющая функциональной
грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1,
№ 2 (37). С. 31—43.
4. Рутковская Е. Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников //
Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С.44—54.
5. Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в
современном социуме: цели, содержание и первые результаты меж- дународного исследования
// Преподавание истории и обществознания в школе. — 2014. — № 4. — С. 36–45.
6. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под
ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 472
c.
7. Сайт https://моифинансы.рф/— Минфин России, НИФИ МинфинаРоссии.
8. Сайт https://fincult.info/ — информационно-просветительский ресурс, созданный
Центральным банком Российской Федерации.
47