"Лингвистический ринг"

04.10.2023

Л.Ю. Матушкина, учитель русского языка и литературы


Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе  "Лингвистический ринг" проведена в рамках проведения декадника МО ГО.

Игра составлена для учащихся 6 классов. Для оценивания приглашены кадеты 2 курса (214 взвод)

Цель: создание условий для дальнейшего развития познавательного интереса к русскому языку и литературе, отработка учебных действий, совершенствование творческих способностей, коммуникативной культуры в ходе игры.

 

Ход игры

Вступительное слово ведущего:

«Язык есть самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…» (К.Д.Ушинский)

Люди мыслят, без этого они не могут существовать. Люди так же должны передавать свои мысли друг другу. Человек хочет говорить не только с современниками, но и с потомками. Для этого люди давно научились передавать свои мысли сначала в рисунках, а позже в письме. Если бы они этого не сделали, их мысли умерли бы вместе с ними. Мы очень мало бы узнали об их делах, многое пришлось открывать заново. Прогресс общества мог сильно затормозиться. В том, что этого не случилось, величайшая заслуга письменности и книги.

Наша сегодняшняя игра призвана не столько проверить ваши знания русского языка и литературы, сколько обратить внимание на необходимость их изучения, усвоение богатства и разнообразия форм и слов нашего языка, на осознание того, что русский язык и литература  дают нам всем колоссальные возможности быть успешными.

 

Игра состоит из 6 этапов

1 этап - защита домашнего задания: название и девиз команды (оценивается до 5 баллов, критерии – отражение тематики игры в названии и девизе, слаженность, творческий подход)

2 этап - «Узнайте, кто это?»

Задача: лаконично выделить самые важные моменты, связанные с личностью и деятельностью ученых и писателя, работа с Интернет ресурсами, время поиска – 5 минут

 (до 5 баллов, критерии – лаконичность и полнота, связность ответа, творческий подход):

1 группа - о роли Кирилла и Мефодия в создании русской письменности

2, 3, 4  группы  - представление ученых – лингвистов, составителей «Толкового русского словаря»: В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова

5 группа – представление русского писателя И. С. Тургенева и его стихотворения «Русский язык»

3 этап – защита стенгазеты (домашнее задание)- до 5 баллов:

(информационность и качество оформления)

4 этап – выполнение заданий на знание русского языка (по презентации выбирают игровое поле, выполняют задание, представляют ответы, сразу же выдается правильный ответ на слайде, члены жюри оценивают выполнение и поведение игроков во время игры, подводят итоги по каждому заданию)

5 этап – выполнение заданий по литературе – работа в группах по рабочим листам, афиширование выполненных заданий (члены жюри оценивают выполнение работы)

6 этап:  Фразеологические загадки.

Ведущий зачитывает фразеологические определения какого-либо понятия для каждой команды. За каждый правильный ответ дается 1 балл.Хочу такой сайт

1. Не белье, а можно вешать. Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а можно ломать. Она бывает горячей, дырявой, садовой. Лучше, если их две. Если вас что-то беспокоит, она болит. А если человек кого-то подвел, ее могут намылить или даже снять. (ГОЛОВА)

2. Ее выпрашивает дырявая обувь. Если школьник все перепутал, учитель утверждает, что она у него в голове; а если все выучил, но не внятно излагает мысли - она перемещается в рот. Ее заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлебывают после его выполнения. При этом ее никак нельзя испортить маслом. (КАША)

3.  М.Ю. Лермонтов точно подметил, что у наших они «на макушке»; а вообще-то они есть даже у стен. Их применение многофункционально: можно пришить завязочки, декоративно развесить, вешать лапшу, хлопать. Специалисты не рекомендуют ребенку учиться в музыкальной школе, если хотя бы на одно из них наступил медведь. (УШИ)

4. Они бывают разные: большие, сумасшедшие, шальные и даже бешеные. Возможно, поэтому некоторые утверждают, что когда их нет, меньше проблем. Другие умеют делать их из воздуха, несмотря на то, что они часто плачут и любят счет. А вот кура почему-то предпочитают их не клевать. (ДЕНЬГИ)

5. Умные люди советуют тратить его на дело. Оно само работает на нас и показывает, каким предстанет перед нами будущее. Иногда оно не ждет, а иногда терпит. Его можно хорошо провести, а можно выиграть. Некоторые измеряют его в денежном эквиваленте, а другие утверждают, что оно дороже золота. (ВРЕМЯ)

1. Не парашют, а опускаются; не дрова, а разгораются; не оружие, а стреляют. Они - главный атрибут детской игры «Мигалки». В них можно пустить пыль, перемещать с мокрого места на лоб. Их можно строить, если тебе кто-то понравился. Можно использовать вместо компаса. (ГЛАЗА)

2.  Его любимый праздник - масленица. Его тянут за хвост, если делают что-то очень медленно, а иногда под хвост ему бросают слова и деньги, которые не ценят. Иногда он сидит в мешке, а когда чего-то мало, говорят, что это он наплакал. (КОТ)

3. Его можно придержать и развязать, а можно прикусить и даже проглотить. В народе его считают путеводителем до столицы Украины. Если нужно хранить тайну, его держат за зубами, а если хочется кого-то подразнить, его достаточно показать. Его разновидности: змеиный, длинный, острый, без костей. (ЯЗЫК)

4. В них можно крепко держать все нити. Их можно нагреть, если их хозяин большой пройдоха или удачливый человек. Они опускаются, когда жизнь полна проблем. Если они чужие, то с их помощью удобно загребать жар. Одну из них предлагают в комплекте с сердцем. (РУКИ)

5. Зимой они бывают белыми. Если ее долго давить, под ней можно оказаться. Если становиться скучно, то они уходят из жизни. Только очень добрый человек их никогда не обидит. А если человек сердит, то окружающих интересует, какая из них его укусила. Кстати, ее можно использовать как материал для изготовления

слонов. (МУХА)

7 этап:

- подведение итогов игры: выявление победителей, угощение всех игроков сладкими призами (конфеты)

- рефлексия

Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Мы еще раз убедились в том, что наш язык труден, но красив, интересен и основателен, а сколько прекрасных произведений создано нашими русскими писателями на этом  красивейшем из языков, просто читай и наслаждайся слогом! А вот какие вдохновенные строки посвятил русскому языку балкарский поэт Максим Исмаилович Геттуев:

Спросят меня; что похоже на море?

Русский язык, - не замедлю с ответом.

Он, словно море, согреет зимою.

Свежесть подарит засушливым летом.

Русское слово я пил неотрывно,

Как родниковую, звонкую воду;

Сколько бы влаги живой не вбирал я -

Жажда сильнее была год от году.

Приложения 1, 2.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».