Проектировочная деятельность на уроках английского языка как средство развития творческого потенциала учащихся
21.09.2023
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
К. Хаббард
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говориться, что «главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Учитель, педагог, один из немногих деятелей, которые принимают самое непосредственное участие в развитии личности, ее становлении. Он формирует свою систему знаний, которая воспринимается учениками в ее изложении. Учитель должен также способствовать развитию личности во взаимодействии с коллективом, для чего создать атмосферу полного взаимопонимания, взаимовыручки и тесного сотрудничества, как своего с каждым учеником, так и между самими учениками. Развитие и становление личности невозможно без развития его творческого потенциала.
Поэтому, одним из средств развития и формирования личности является проектировочная деятельность. Проектированную деятельность можно рассмотреть как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, как способ реализации личностно ориентированного подхода к образованию.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая и игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая:
- общую цель,
- согласованные методы,
- способы деятельности,направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проектов.
Прежде всего, проект для ученика – это средство самореализации.
Проект для учителя – это средство решения задач обучения и воспитания.
Главной задачей проекта является:
1.заинтересовать учащегося своим предметом, обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
2.развить его творческий потенциал и познавательные способности;
3.помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Эпиграфом к проектному обучению могут быть слова:
«Скажи мне – и я забуду,
Вовлеки меня – и я научусь»
Эти слова приблизительно характеризуют занятие, построенное по проектной технологии: в центре ребенок с его интересами, а учитель выступает в роли помощника, консультанта. Это созвучно с принципами современной школы:
- симулировать интересы ребят, развивать их творческие способности, воображение;
- учащиеся должны умет применять свои знания на практике, интерпретировать информацию, а не просто ее заучивать.
Главная идея заключается в том, что ученик с большим увлечением выполняет только то, что выбрано им самим свободно, а не навязано учителем, то, что для него нужно, имеет значимость.
Как показывает практика, очевидно:
- повышение общей мотивации. Проекты – лично – ориентированный вид работы, т.к. учащиеся пишут и говорят о себе, о своей семье, доме, увлечениях.
- повышение значимости английского языка, как средства общения. Учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения.
- образованная и воспитательная ценность. Межпредметные связи способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыки совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу.
Итогом проектной деятельности учащиеся могут явиться следующие работы, например в 9 классе учащиеся начинают писать свою книгу года по разделам учебника. Таким образом, прохождение каждого последующего раздела заканчивается оформлением отдельной страницы.
В соответствии с требованиями стандарта в старших классах большое место в новых УМК уделяется социокультурной компетенции. Учащиеся готовят такие учебные проекты «Место, где бы я хотел жить», «Субкультуры», «Здоровый образ жизни», «Подростковые проблемы», «Звуки музыки», «Город и его архитектура». Кроме того, в УМК предлагаются на изучение и обсуждение проблемы, имеющие универсальную значимость. К таковым относятся проекты эстетического и философского характера «Чудеса света», в которых учащиеся стараются показать, что они вкладывают в понятие «чудо», и меняется ли наша точка зрения с годами. «Человек, как величайшее создание света», где акценты смещены с объектов человеческой деятельности на самого человека – его чувства, дела, мотивы, поступки. Деятельность человека рассматривается не только с положительной стороны, но и с отрицательной. Идет ли человечество по пути самосовершенствования или по пути саморазрушения.
При этом важным аспектом в проектной деятельности является использование ИКТ. Для создания мультимедийных презентаций учащиеся активно используют Интернет-ресурсы. Это развивает интерес к самостоятельной творческой и исследовательской работе.
Ж.А. Жакупова, учитель английского языка