ЗАЧЕМ НУЖНО УЧАСТВОВАТЬ В КОНКУРСАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

21.09.2023

(заметки по итогам Всероссийского и областного конкурсов)

В конце учебного года, в майские праздники (с 9 по 15 мая 2016 г.) мне посчастливилось побывать в качестве сопровождающей детской группы на Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество». Была сформирована группа школьников из 6 человек. Все ребята из Свердловской области, являются победителями и призерами областного конкурса «Каменный пояс». Именно они представляли нашу область в Москве. В их числе и 2 наших кадета: Егор Хворов и Алена Звездина.

Попытаюсь обобщить свои впечатления. Что дают такие конкурсы детям?

  • Те, кто занимается исследовательскими проектами, являются лучшими представителями ученической молодежи. Они активные, любознательные, хорошо учатся сами, позитивно мыслят, способны на творческие проявления и озарения. Как правило, умеют держаться на публике,  могут выступать в незнакомой аудитории,  вступают в диалог и поддерживают его.
  • Ребята, занимающиеся проектной и исследовательской деятельностью, осваивают структуру научной работы.  Знание этой структуры является необходимым универсальным учебным действием выпускника средней школы.
  • Участие в подобных конкурсах конкурсы положительно влияет на развитие ребенка. Здесь, в атмосфере здоровой конкуренции, ему дают возможность не только проявить себя, но и увидеть и услышать другие выступления, познакомиться со своими ровесниками из разных областей России, в том числе национальных, таких, как Горный Алтай или Калмыкия.

Что же такие конкурсы дают учителям?

  • Наша учительская копилка пополняется новыми знаниями о структуре школьной исследовательской работы.
  • Видим плюсы и минусы работ и их защиты.
  • Узнаем новые темы, что может стать «подсказкой» для новых исследовательских работ.
  • Общаемся с учеными, преподавателями высшей школы, которые передают свой ценный опыт научной работы, актуализированный для средней школы.

Я хотела бы обобщить новые знания, полученные на мастер-классе и в процессе работы конкурса.

  • Первый этап работы на проектом или исследованием - это выбор темы. Чтобы начать это делать, нужно определиться с интересами ребенка, которому вы хотите предложить работу. Возможно, у него уже есть какие-то конкретные предложения (недаром, ваш выбор пал на него). Наверняка, у вас есть свои соображения по теме или проблеме исследования.
  • Далее – нужно найти какое-либо противоречие в выбранной теме, другими словами найти проблему, которую вы будете вместе с ребенком решать. Старайтесь найти «узкую» тему, а не обобщайте. Также не стремитесь к красивым литературным общим формулировках тем.

Плохо выглядят такие темы: «Никто не забыт, ничто не забыто» или «Военная техника в период (название) войны». Они слишком общие, большие. Ребенок не может знать все по этой теме, и когда на защите ему начинают задавать вопросы – он с ней не справляется.

Таким образом, первый вывод: тему работу надо делать узкой!

  • Так как наш Кадетский корпус является площадкой 2 тура «Каменного пояса», а это конкурс краеведческий, надо внимательно читать условия конкурса, выбирать номинации, чтобы работа была, что называется, «в тему» и была по уральскому краеведческому материалу.
  • Каждый год объявляется годом чего-то или кого-то. Например, 2016 год в России объявлен годом кино. Это поможет выбрать направление для вашей работы, которое будет актуальных. Так, на конкурсе в этом году были представлены небольшие фильмы и ролики, которые успешно и интересно презентовали работы.
  • Вернемся к плану работу: выбрали тему, смогли найти противоречие и проблему. Начинайте работать над планом работы. Определите объект и предмет исследования. Объект – это  то, на что направлено будет исследование. Это широкое понятие: явление, социальные группы, проблемные ситуации или процессы. 

Предмет – это более узкое понятие, на которое направлено ваше конкретное исследование. Предмет выявляет новые отношения, свойства объекта.

Например, объект исследования – военные страницы истории. Предмет исследования -  биография  конкретного человека в конкретный исторический период.

  • Необходимо определить одну (!) цель и несколько задач исследования. Цель – это конкретный результат, научный и практический.

Определение задач поможет представить все последовательные этапы исследования с начала до конца.

  • Гипотеза! На конкурсе «Отечество» председатель жюри нам сказал, что гипотезу не нужно определять. Ведь школьник  - не ученый, не пишет настоящую научную работу и не может найти научно обоснованного знания. Так что можно обойтись без гипотезы! Хотя я сталкивалась и с противоположным мнением, поэтому гипотеза как может быть, так её может и не быть.
  • В работе должны быть следующие пункты: введение, методика исследования, результаты исследований и их обсуждение, выводы, заключение, список источников и использованной литературы.

Во введении обосновывается выбор темы, определяется цель работы и пути ее достижение, хронологические рамки исследования. Здесь также можно кратко рассказать о литературе, которая использовалась при изучении темы (это может быть «Обзор литературы» или «Исторический обзор»).

Основная часть исследования, как правило, состоит из 2-3 глав, раскрывающих тему. Важно раскрыть тему, восстановить, реконструировать историю объекта исследования, показать то новое, что вы внесли в тему.

В конце каждой главы стоит делать краткие выводы, которые являются краткими ответами на вопросы, поставленные в задачах. А в заключении подводят итоги и показывают историко-культурную ценность приведенных данных, делают выводы о роли изучаемого события, памятника для истории города, края и т.д.

Приложения нужны и даже обязательны для всякой исследовательской работы. Это могут быть копии архивных документов, фотографии, карты и т.п.

Работу завершает список используемой литературы. Здесь всегда много неточностей и ошибок. Мне точный план дал историк: в алфавитном порядке даются автор(-ы), названия книг, издательство, дата выпуска, количество страниц.

В тексте работы должны быть ссылки на источники и литературу.

Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть внесены в конец работы - в приложения.Хочу такой сайт

Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.

  • Проектные и исследовательские работы являются внеучебной деятельностью для учителя и ученика. Это требует всяческих затрат: временных, личностных, но и окупается сторицей. Необходимо объяснять и учащимся, что занятия исследовательской деятельностью – это путь к саморазвитию, который дает очень многое участникам процесса.
 

В конце своей работы хочу поделиться идеями наиболее понравившихся работ, которые мы с детьми почерпнули на конкурсе «Отечество»:

- «Два лагеря – два детства» (сравнение пионерского лагеря и современного лагеря);

- История одной ошибки (судьба человека во время Великой Отечественной войны)

- Первый спецназ в Мытищах

- ХХ съезд КПСС как переломный момент в истории города Ухта

- История эвакогоспиталя

- работа, посвященная выпечке хлеба в поселке в Челябинской области

- Последний полет (работа поискового отряда по исследованию погибшего во время войны самолета и летчика)

- история школы (за полвека, в лицах и т.д.) (г. Ревда)

- калмыцкий золотой узор

- марийский детский праздник

- история моего деда в (такой-то) период войны

- этнография русского дома: «Старину мы помним, старину мы чтим».

 

(В статье использовались материалы конференции, презентации к.п.н. Н.А.Чеснокова «Методика подготовки работы на Всероссийский конкурс исследовательских работ «Отечество»).

Т.В. КАРПОВА, учитель русского языка и литературы

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».