Л.Ю. Матушкина, учитель
русского языка и литературы
Чтение – это не просто процесс извлечения информации, но и критическое осмысление прочитанного. Снижение интереса к чтению, которое наблюдается в последние годы, вызывает у учителей тревогу. Среди множества средств решения данной проблемы довольно эффективным является ведение читательского дневника.
Читательский дневник – это сборник отзывов о произведении, записи о
прочитанных книгах по определенному плану (автор, название, главные
герои и их краткое описание, тема, сюжет, краткий отзыв).
Ведение читательского дневника – это цельное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие УУД учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями, оно позволяет кадетам 6 класса:
- Осуществлять анализ, выделение, постановку учебных задач;
- Выделять этапы самостоятельной работы
- Выполнять поиск необходимой информации, ее систематизацию, сжатие;
- Развивать умение отвечать на вопросы лаконично, аргументированно.
Деятельность кадет по чтению художественных произведений и обобщению прочитанного в читательский дневник способствует достижению следующих результатов:
Личностные :
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства и мира в целом
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты :
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание русской литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- выделения важной роли русской литературы в мировом литературном процессе
- осознания средств языка как главного средства для индивидуальной творческой работы
Правильно оформленный читательский дневник открывает широкие возможности для своего использования. Он может рассматриваться в качестве исторического источника,
как средство самовоспитания, самосовершенствования, повышения культуры чтения, как справочное пособие, как средство общения и раскрытия себя перед другими.