Рабочая программа по предмету "Основы строевой подготовки"7-9 класс 2024-2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО учителей ЕНЦ

Зам. директора по учебной работе ГБОУ СО
КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус"

Директор ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский
кадетский корпус"

___________Видергольд Н.Н.

____________ Удинцев И.Н.

Приказ №09/у

Приказ №09/у

от «02» 09 2024 г.

от «02» 09 2024 г.

____________
руководитель МО ЕНЦ: Немтинова И.Д.
Протокол №1
от «29» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Основы строевой подготовки»
для обучающихся 7-9 классов

Составители:
Понамарев Ю.П., учитель ОБЖ

Екатеринбург, 2024

Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................................................................................................. 3
РАЗДЕЛ I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО «ОСНОВАМ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ» - 7-9 КЛАСС ....................... 5
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ» ................................................. 7
РАЗДЕЛ III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СТРОЕВОЙ
ПОДГОТОВКИ» ........................................................................................................................................................................................... 7
РАЗДЕЛ IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ», 7-9 КЛАСС ................... 9
РАЗДЕЛ V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ» ................ 9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам строевой подготовки разработана на основе требований к результатам освоения программы основного
общего образования, представленных в ФГОС ООО, федеральной рабочей программе воспитания, и предусматривает непосредственное
применение при реализации ОП ООО.
Программа включает комплекс занятий по развитию и совершенствованию системы военно-патриотического воспитания
несовершеннолетних граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной
жизненной позиции.
Программа разработана на основе Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Предусматривает обучение строевым
приемам и движению без оружия и с оружием, обучение строям подразделений и воинских частей в пешем порядке, обучение порядку
выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра, положению Боевого Знамени в строю, порядку его выноса и относа.
Содержание программы в целом отражает государственную образовательную политику в вопросах подготовки к самостоятельной
жизнедеятельности и военной службе и позволяет формировать у воспитанников сознательное и ответственное отношение к вопросам личной,
общественной и национальной безопасности страны, желание активно совершенствовать свою физическую и военно-прикладную подготовку.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Апакидзе В.В., Дуков Р.Г. Методика строевой подготовки. М., 1988.
2. Общевоинские Уставы ВС РФ «Строевой Устав», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.
3. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, введенный в действие приказом МО РФ № 600 от 15 декабря 1993 года.
4. «Учебно-методическое пособие по начальной военной подготовке» (под общей редакцией Ф.Е. Штыкало, А.И. Аверина) М.: «Просвещение».
1981г.
Изучение ОСНОВ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ на базовом уровне основного общего образования (7-9 классы) направлено на достижение
следующих целей:
 оказывать влияние на все стороны жизни и деятельности кадетов.
 закалять их волю,
 способствовать соблюдению воинского порядка и укреплению служебной дисциплины,
 совершенствовать умение кадетов владеть своим телом,
 развивать наблюдательность, чувство коллективизма и исполнительность.
Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий кадетов в различных условиях. Основой подготовки
личного состава подразделения к совместным действиям был, и остается строй. Он вырабатывает у кадетов способность быстро и точно
исполнять волю командира. Строевая подготовка основана на понимании обучаемыми необходимости четких, быстрых и сноровистых действий
при выполнении приемов в составе подразделения.
Последовательность изучения тем рабочей программы раскрывается в тематическом планировании для 7-9 класса.
Деятельность учителя с учетом программы воспитания
1. Определяет и помогает принять четкие правила поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и
правилами внутреннего распорядка образовательной организации
2. Устанавливает доверительные отношения между учителем и обучающимися, помогает принимать, признавать, защищать достоинство
и интересы обучающихся, помогает детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
3. Привлекает внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, инициирует их обсуждение, выработку

4.
5.
6.
7.
8.

собственного отношения
Применяет на уроке интерактивные формы работы с обучающимися, стимулирующих их познавательную мотивацию (дидактический
театр, дискуссия, театральная постановка, диалог, групповая работа или в парах, игры)
Развивает самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни
Инициирует и поддерживает исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов,
Способствует формированию толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
Проектирует ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные
ориентации ребенка)

РАЗДЕЛ I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО «ОСНОВАМ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ» - 7-9 класс
№ п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.

8.
9.

Тема
Общие положения. Строи и управление ими.
Обязанности кадетов перед построением и в строю.
Строевая стойка. Повороты на месте. Порядок
выполнения команд: «Становись» или «Смирно».
Действия по команде «Вольно», «Заправиться»,
«Головные уборы снять (надеть)». Повороты на месте:
« Напра – ВО», «НалеВО», «Кру – ГОМ».
Строевой шаг. Повороты в движении. Движение
шагом. Движение бегом. Строевой шаг, Походный
шаг. Повороты в движении: : « Напра – ВО», «НалеВО», «Кругом – МАРШ»
Выполнение воинского приветствия на месте и в
движении. Выполнение воинского приветствия на
месте вне строя, без головного убора и с надетым
головным убором. Выполнение воинского
приветствия в движении вне строя.
Выполнение приемов с оружием «К оружию», «В
ружье», «Ремень - ОТПУСТИТЬ (подтянуть)»
«Оружие положить». Порядок выполнения приемов с
оружием по разделениям. Выполнение приемов в
целом. Тренировка выполнения приемов с оружием.
Выполнение приемов с оружием «Автомат на ГРУДЬ», «На РЕМЕНЬ», «Оружие - ЗА СПИНУ».
Порядок выполнения приема «Автомат на – ГРУДЬ» в
три приема; в положение «На ре – МЕНЬ» в три
приема; в положение «Оружие – ЗА СПИНУ» в два
приема. Тренировка выполнения приемов
Выполнение воинского приветствия с оружием на
месте и в движении. Строевые приёмы с оружием.
Порядок выполнения воинского приветствия с
оружием вне строя. Порядок выполнения воинского
приветствия с оружием в составе подразделения на
месте и в движении. Движение строевым шагом с

Количество
часов
1

1

1

1

1

2

2

Основные виды деятельности учащегося
Знать общие положения. Строи и управление ими.
Обязанности кадетов перед построением и в строю.
Изучить строевую стойку. Повороты на месте. Порядок
выполнения команд: «Становись» или «Смирно». Действия
по команде «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы
снять (надеть)». Повороты на месте: « Напра – ВО»,
«НалеВО», «Кру – ГОМ».
Знать строевой шаг. Повороты в движении. Движение шагом.
Движение бегом. Строевой шаг, Походный шаг. Повороты в
движении: : « Напра – ВО», «Нале- ВО», «Кругом – МАРШ»
3нать выполнение воинского приветствия на месте и в
движении. Выполнение воинского приветствия на месте вне
строя, без головного убора и с надетым головным убором.
Выполнение воинского приветствия в движении вне строя.
Знать и уметь выполнять приемы с оружием «К оружию», «В
ружье», «Ремень - ОТПУСТИТЬ (подтянуть)» «Оружие
положить». Порядок выполнения приемов с оружием по
разделениям. Выполнение приемов в целом. Тренировка
выполнения приемов с оружием.
Знать и уметь выполненять приемыс оружием «Автомат на ГРУДЬ», «На РЕМЕНЬ», «Оружие - ЗА СПИНУ». Порядок
выполнения приема «Автомат на – ГРУДЬ» в три приема; в
положение «На ре – МЕНЬ» в три приема; в положение
«Оружие – ЗА СПИНУ» в два приема. Тренировка
выполнения приемов
Выполнять воинское приветствие с оружием на месте и в
движении. Строевые приёмы с оружием. Порядок
выполнения воинского приветствия с оружием вне строя.
Порядок выполнения воинского приветствия с оружием в
составе подразделения на месте и в движении. Движение
строевым шагом с оружием. Повороты в движении с

№ п/п

10.
11.

12.
13.

14.
15.

16.

Тема
оружием. Повороты в движении с оружием. Повороты
кругом с оружием. Отдание воинской чести с оружием
Выполнение приемов с оружием «К оружию», «В
ружье», «Ремень - ОТПУСТИТЬ (подтянуть)»
«Оружие положить». Порядок выполнения приемов с
оружием по разделениям. Выполнение приемов в
целом. Тренировка выполнения приемов с оружием.
Выполнение приемов с оружием «Автомат на ГРУДЬ», «На РЕМЕНЬ», «Оружие - ЗА СПИНУ».
Порядок выполнения приема «Автомат на – ГРУДЬ» в
три приема; в положение «На ре – МЕНЬ» в три
приема; в положение «Оружие – ЗА СПИНУ» в два
приема. Тренировка выполнения приемов
Выполнение воинского приветствия с оружием на
месте и в движении. Строевые приѐмы с оружием.
Порядок выполнения воинского приветствия с
оружием вне строя. Порядок выполнения воинского
приветствия с оружием в составе подразделения на
месте и в движении. Движение строевым шагом с
оружием. Повороты в движении с оружием. Повороты
кругом с оружием. Отдание воинской чести с
оружием.
Итоговая контрольно- проверочная работа

Количество
часов

2

2

2

1

Основные виды деятельности учащегося
оружием. Повороты кругом с оружием. Отдание воинской
чести с оружием
Знать и уметь выполнять приемы с оружием «К оружию», «В
ружье», «Ремень - ОТПУСТИТЬ (подтянуть)» «Оружие
положить». Порядок выполнения приемов с оружием по
разделениям. Выполнение приемов в целом. Тренировка
выполнения приемов с оружием.
3нать и уметь выполнять приемы с оружием «Автомат на ГРУДЬ», «На РЕМЕНЬ», «Оружие - ЗА СПИНУ». Порядок
выполнения приема «Автомат на – ГРУДЬ» в три приема; в
положение «На ре – МЕНЬ» в три приема; в положение
«Оружие – ЗА СПИНУ» в два приема. Тренировка
выполнения приемов
Знать и уметь выполнять воинское приветствие с оружием на
месте и в движении. Строевые приёмы с оружием. Порядок
выполнения воинского приветствия с оружием вне строя.
Порядок выполнения воинского приветствия с оружием в
составе подразделения на месте и в движении. Движение
строевым шагом с оружием. Повороты в движении с
оружием. Повороты кругом с оружием. Отдание воинской
чести с оружием.

РАЗДЕЛ II. Содержание учебного предмета «Основы строевой подготовки»
Общие положения. Строи и управление ими. Обязанности кадетов перед построением и в строю.
Строевая стойка. Повороты на месте. Порядок выполнения команд: «Становись» или «Смирно». Действия по команде «Вольно»,
«Заправиться», «Головные уборы снять (надеть)». Повороты на месте: «Напра – ВО», «Нале - ВО», «Кру – ГОМ».
Строевой шаг. Повороты в движении. Движение шагом. Движение бегом. Строевой шаг, Походный шаг. Повороты в движении: « Напра –
ВО», «Нале- ВО», «Кругом – МАРШ»
Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выполнение воинского приветствия на месте вне строя, без головного убора и
с надетым головным убором. Выполнение воинского приветствия в движении вне строя.
Выполнение приемов с оружием «К оружию», «В ружье», «Ремень - ОТПУСТИТЬ (подтянуть)» «Оружие положить». Порядок
выполнения приемов с оружием по разделениям. Выполнение приемов в целом. Тренировка выполнения приемов с оружием.
Выполнение приемов с оружием «Автомат на - ГРУДЬ», «На РЕМЕНЬ», «Оружие - ЗА СПИНУ». Порядок выполнения приема «Автомат
на – ГРУДЬ» в три приема; в положение «На ре – МЕНЬ» в три приема; в положение «Оружие – ЗА СПИНУ» в два приема. Тренировка
выполнения приемов
Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Строевые приёмы с оружием. Порядок выполнения воинского
приветствия с оружием вне строя. Порядок выполнения воинского приветствия с оружием в составе подразделения на месте и в движении.
Движение строевым шагом с оружием. Повороты в движении с оружием. Повороты кругом с оружием. Отдание воинской чести с оружием
Выполнение приемов с оружием «К оружию», «В ружье», «Ремень - ОТПУСТИТЬ (подтянуть)» «Оружие положить». Порядок
выполнения приемов с оружием по разделениям. Выполнение приемов в целом. Тренировка выполнения приемов с оружием.
Выполнение приемов с оружием «Автомат на - ГРУДЬ», «На РЕМЕНЬ», «Оружие - ЗА СПИНУ». Порядок выполнения приема «Автомат
на – ГРУДЬ» в три приема; в положение «На ре – МЕНЬ» в три приема; в положение «Оружие – ЗА СПИНУ» в два приема. Тренировка
выполнения приемов
Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Строевые приёмы с оружием. Порядок выполнения воинского
приветствия с оружием вне строя. Порядок выполнения воинского приветствия с оружием в составе подразделения на месте и в движении.
Движение строевым шагом с оружием. Повороты в движении с оружием. Повороты кругом с оружием. Отдание воинской чести с оружием.

РАЗДЕЛ III. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы строевой подготовки»
Личностные результаты:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 понимание и признание особой роли государства в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны, осмысление
роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
 знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному
распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с
другими людьми;








формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других
людей;
принятие и освоение социальной роли кадета, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:
 способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
 умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления;
 умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок,
проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
 умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
 умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач;
 способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
 умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих
действий.
Предметные результаты:
 знание и понимание основные положения строевого Устава;
 понимание роли Армии в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от внешних угроз, боевых традиций Вооруженных
Сил России;
 понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
 умение правильно толковать выполняемые строевые приказы о действиях солдата на поле боя.
 умение выполнять выполнение обязанностей командиров перед построением и в строю;
 умение уверенно выполнять строевые приёмы на месте и в движении, выполнять воинское приветствие, выходить из строя и становиться
в строй, подходить к начальнику и отходить от него;
 умение правильно управлять строем вербальными средствами;
 умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Раздел IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «Основы строевой подготовки», 7-9 класс
«отлично», если оценки, полученные по тактической и огневой подготовке – «отлично», а по строевой - не ниже
«хорошо» при примерном или удовлетворительном поведении;
«хорошо», если оценки, полученные по тактической и огневой подготовке не ниже – «хорошо», а по строевой - не ниже
«удовлетворительно» при примерном или удовлетворительном поведении;
«удовлетворительно», если не более чем по одному разделу военной программы получена оценка
«неудовлетворительно» при примерном или удовлетворительном поведении;
«неудовлетворительно», если
по
двум
и
более
разделам
военной
программы
получены
оценки
«неудовлетворительно».
Раздел V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ»
1. КОМПЛЕКТ ПЛАКАТОВ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ.
2. МАКЕТЫ УЧЕБНОГО ОРУЖИЯ.
3. ТИР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».