МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей ЕНЦ
Зам. директора по учебной работе ГБОУ СО
КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус"
Директор ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский
кадетский корпус"
___________Видергольд Н.Н.
____________ Удинцев И.Н.
Приказ №09/у
Приказ №09/у
от «02» 09 2024 г.
от «02» 09 2024 г.
____________
руководитель МО ЕНЦ: Немтинова И.Д.
Протокол №1
от «29» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Тактика специальной подготовки»
для обучающихся 9 класса
Составители:
Понамарев Ю.П., учитель ОБЖ
Екатеринбург, 2024
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................................................................................................................................. 3
РАЗДЕЛ I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ТАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ» - 9 КЛАСС ............................. 4
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ » - 9 КЛАСС ................................................. 5
РАЗДЕЛ III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»................. 5
РАЗДЕЛ IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ТАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ», 9 КЛАСС............................................. 7
РАЗДЕЛ V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «ТАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»....................................... 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по тактике специальной подготовки разработана на основе требований к результатам освоения программы основного
общего образования, представленных в ФГОС ООО, федеральной рабочей программе воспитания, и предусматривает непосредственное
применение при реализации ОП ООО.
Программа включает комплекс занятий по развитию и совершенствованию системы военно-патриотического воспитания
несовершеннолетних граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной
позиции.
Содержание программы в целом отражает государственную образовательную политику в вопросах подготовки к самостоятельной
жизнедеятельности и военной службе и позволяет формировать у воспитанников сознательное и ответственное отношение к вопросам личной,
общественной и национальной безопасности страны, желание активно совершенствовать свою физическую и военно-прикладную подготовку.
Изучение тактика специальной подготовке на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
оказание влияния на все стороны жизни и деятельности кадетов.
закалять их волю,
способствовать соблюдению воинского порядка и укреплению служебной дисциплины, совершенствует умение кадетов владеть своим
телом, развивает наблюдательность, чувство коллективизма и исполнительность.
воспитание в кадетах чувства ответственности, дисциплины, органичное сочетание физического воспитания, морально-волевой
подготовки и культуры общения с людьми и природой, с навыками и умениями действий в экстремальных ситуациях, развитие чувства
товарищества и взаимопомощи.
Деятельность учителя с учетом программы воспитания
1. Определяет и помогает принять четкие правила поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и
правилами внутреннего распорядка образовательной организации
2. Устанавливает доверительные отношения между учителем и обучающимися, помогает принимать, признавать, защищать достоинство и
интересы обучающихся, помогает детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
3. Привлекает внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, инициирует их обсуждение, выработку
собственного отношения
4. Применяет на уроке интерактивные формы работы с обучающимися, стимулирующих их познавательную мотивацию (дидактический
театр, дискуссия, театральная постановка, диалог, групповая работа или в парах, игры)
5. Развивает самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни
6. Инициирует и поддерживает исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов,
7. Способствует формированию толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
8. Проектирует ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные
ориентации ребенка)
РАЗДЕЛ I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ТАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ» - 9 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Тема
Вводный урок
Понятие военной топографии. Способы и средства
изучения местности. Типовые формы рельефа и
разновидности местности.
Топографические карты их чтение. Географические и
прямоугольные координаты.
Топографические знаки и ориентирование по карте.
Составление схем местности и карточек
Оказание первой медицинской помощи при
кровотечениях и переломах.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах и
обморожениях.
Первая медицинская помощь при внезапном прекращении
сердечной деятельности и остановке дыхания , при
солнечном и тепловом ударе.
Первая медицинская помощь при утоплении и укусах
ядовитыми змеями и насекомыми.
Оказание первой медицинской помощи (практическое)
Сдача нормативов
Оказание первой медицинской помощи при
кровотечениях и переломах.
Телефонная связь и правила её ведения. Порядок
приведения к работе телефона. Организация телефонной
сети. Телефонный коммутатор
Назначение и тактико- технические характеристики
радиостанций Р- 105 и Р-159.
Правила ведения переговоров и порядок развёртывания
радиостанций.
Порядок развёртывания телефонной сети и радиостанции.
(практическое) (сдача нормативов)
Итоговая годовая контрольно-проверочная работа
Количество
часов
1
Основные виды деятельности учащегося
1
Способы и средства изучения местности.
1
Топографические карты их чтение.
1
1
Топографические знаки и ориентирование по карте.
Топографические знаки и ориентирование по карте.
1
Составление схем местности и карточек
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях
и переломах.
Первая медицинская помощь при внезапном прекращении
сердечной деятельности и остановке дыхания , при
солнечном и тепловом ударе.
Первая медицинская помощь при утоплении и укусах
ядовитыми змеями и насекомыми.
Оказание первой медицинской помощи (практическое)
Сдача нормативов
Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях
и переломах.
Телефонная связь и правила её ведения. Порядок
приведения к работе телефона. Организация телефонной
сети. Телефонный коммутатор
Назначение и тактико- технические характеристики
радиостанций Р- 105 и Р-159.
Правила ведения переговоров и порядок развёртывания
радиостанций.
Порядок развёртывания телефонной сети и радиостанции.
(практическое) (сдача нормативов)
РАЗДЕЛ II. Содержание учебного предмета «ТАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ » - 9 класс
- общие обязанности военнослужащего и обязанности солдата (матроса);
- порядок действий солдата-мотострелка во всех видах боевых действий;
- сигналы управления, оповещения и взаимодействия; организацию, вооружение, боевые возможности и тактику действий отделений и взводов
армий основных иностранных государств;
- порядок ведения разведки наблюдателем; табельные средства индивидуальной защиты, порядок их использования;
- способы ориентирования без карты, порядок измерения углов и определения расстояний на местности; основные положения общевоинских
уставов;
РАЗДЕЛ III. Планируемые результаты освоения учебного предмета «ТАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
понимание и признание особой роли государства в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны, осмысление
роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному
распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с
другими людьми;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей;
принятие и освоение социальной роли кадета, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок,
проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих
действий.
Предметные результаты:
знание и понимание основ современного общевойскового боя, организацию и ведение боя отделением (взводом);
знание и понимание организационно-штатной структуры, боевых возможностей мотострелковых, приданных и поддерживающих
подразделений, порядок и способы их боевого применения;
знание и понимание организации, вооружения и тактики действий подразделений армий вероятного противника;
знание и понимание основ организации защиты от оружия массового поражения в бою;
знание и понимание задач инженерного обеспечения мотострелковых подразделений в различных видах боя, необходимые силы и
средства для их выполнения, выполнение инженерных работ 1-й и 2-й очереди;
знание и понимание элементов огневых позиций (опорных пунктов) мотострелковых подразделений и объем их работ по инженерному
оборудованию;
знание и понимание сущности и значения скрытого управления войском;
понимание действий в бою в составе мотострелкового отделения;
умение эффективно использовать боевые возможности вооружения и боевой техники мотострелковых подразделений;
умение действовать в условиях применения противником ОМП и зажигательного оружия;
умение практически использовать средства индивидуальной и комплексной защиты;
умение организовывать инженерное обеспечение в различных видах боя.
Раздел IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ТАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ», 9 класс
«отлично», если оценки, полученные по тактической и огневой подготовке – «отлично», а по строевой - не ниже «хорошо» при примерном
или удовлетворительном поведении;
«хорошо», если оценки, полученные по тактической и огневой подготовке не ниже – «хорошо», а по строевой - не ниже «удовлетворительно»
при примерном или удовлетворительном поведении;
«удовлетворительно», если не более чем по одному разделу военной программы получена оценка «неудовлетворительно» при примерном
или удовлетворительном поведении;
«неудовлетворительно», если по двум и более разделам военной программы получены оценки «неудовлетворительно».
Раздел V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «ТАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»
1. Комплект плакатов по тактической подготовке.
2. Макеты учебного военного снаряжения.
3. Тир