МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей ГЦ
руководитель МО ГЦ:________ Коршунова Л.Г.
Зам. директора по учебной работе ГБОУ СО
КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус"
Директор ГБОУ СО КШИ
"Екатеринбургский кадетский корпус"
руководитель МО ЕНЦ: ______ Немтинова И.Д.
_____________________Видергольд Н.Н.
____________________ Удинцев И.Н.
Протокол №1 от «29» 08. 2024 г.
Приказ №09/у от «02» 09. 2024 г.
Приказ №09/у от «02» 09. 2024 г.
Рабочая программа
по предмету Индивидуальный проект
для среднего общего образования (базовый уровень)
Срок освоения программы 1 год (10класс)
Составитель: Немтинова И.Д., учитель химии
учитель химии высшей квалификационной
категории
Екатеринбург, 2024 г.
Оглавление
Пояснительная записка ..............................................................................................................................................................3
Раздел I. Планируемые результаты освоения данного курса ..............................................................................................7
Раздел II. Содержание курса «Проектная деятельность» .................................................................................................11
Раздел III. Тематическое планирование с учетом программы воспитания ..................................................................12
2
Пояснительная записка
Настоящая программа
предназначена для кадет среднего
общего образования (10 класс)
ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский
кадетский корпус войск национальной гвардии Российской Федерации» г. Екатеринбурга в рамках осуществления курса «Индивидуальный
проект».
Рабочая программа составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования,
утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413;
Примерными программами, созданными на основе Федерального государственного образовательного стандарта, входящими в
государственный реестр примерных программ. (Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия:
1.
Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Половникова, А.В. Носов,
Т.В. Половникова, М.В. Майсак – М.: Просвещение, 2020. – 159 с.
2.
Огоновская И.С. Проекты гражданско-патриотической направленности в системе воспитательной работы образовательного
учреждения. Проектная деятельность обучающихся: метод. Пособие для педагогов. – Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. – 224 с.
Цель программы: обеспечение организационно-методические условия для реализации системно-деятельностного подхода таким образом,
чтобы приобретенные компетенции могли самостоятельно использоваться обучающимися в разных видах деятельности за пределами данной
образовательной организации, в том числе в профессиональных и социальных пробах.
В соответствии с указанной целью программа определяет следующие задачи:
–
организацию взаимодействия педагогов, обучающихся и, в случае необходимости, их родителей по совершенствованию навыков
проектной и исследовательской деятельности, сформированных на предыдущих этапах обучения, таким образом, чтобы стало возможным
максимально широкое и разнообразное применение универсальных учебных действий в новых для обучающихся ситуациях;
3
–
обеспечение взаимосвязи способов организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся по совершенствованию владения
УУД, в том числе на материале содержания учебных предметов;
–
включение развивающих задач, способствующих совершенствованию универсальных учебных действий, как в урочную, так и во
внеурочную деятельность обучающихся;
–
обеспечение преемственности программы исследовательской и проектной деятельности при переходе от основного общего к
среднему общему образованию.
Особенности учебно-исследовательской деятельности и проектной работы старшеклассников обусловлены, в первую очередь, открытостью
образовательной организации на уровне среднего общего образования.
Исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для
освоения социальной жизни и культуры.
Проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят
цели, описывают необходимые ресурсы и пр. Начинают использоваться элементы математического моделирования и анализа как инструмента
интерпретации результатов исследования. Обучающийся сам определяет параметры и критерии успешности реализации проекта. Кроме того, он
формирует навык принятия параметров и критериев успешности проекта, предлагаемых другими, внешними по отношению к школе социальными
и культурными сообществами.
Презентация результатов проектной работы проводится в Корпусе с приглашением экспертов из
заинтересованных общественных
организаций (ДОСААФ, Совет ветеранов, благотворительный фонд, волонтерские организации), представителей средних и высших учебных
заведений Свердловской области, культурных и просветительских организаций, производственной сферы.
Приоритетными направлениями проектной деятельности являются:
–
социальное;
–
бизнес-проектирование;
–
исследовательское;
–
инженерное;
–
информационное.
Исследовательское направление работы старшеклассников носит выраженный научный характер.
4
Исследовательские проекты имеют следующие направления:
–
естественно-научные исследования;
–
исследования в гуманитарных областях (в том числе в психологии, социологии);
–
экономические исследования;
–
социальные исследования;
–
научно-технические исследования.
Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов
исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов.
Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях возможно использование элементов
математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе).
Проектная работа осуществляется при помощи педагога – руководителя проектной работы. В функции руководителя проекта входит:
обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и
экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь.
Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий
Проект публично представляют два раза в течение учебного года:
предзащита проекта;
итоговая защита проекта.
На предзащите проекта с обучающимся обсуждаются:
актуальность проекта;
положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;
ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;
риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта;
В результате предзащиты проекта происходит такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся
предпринять реальное проектное действие.
5
На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:
1. Тема и краткое описание сути проекта.
2. Актуальность проекта.
3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
5. Ход реализации проекта.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.
Регламент проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности известны
обучающимся заранее.
Общая характеристика данной программы:
Особенностью курса «Индивидуальный проект» является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения
учиться на протяжении всей жизни – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Логика построения курса обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской и
проектной деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности
на основе создания конкретного коллективного или индивидуального проекта.
Важной составляющей данного курса является побуждение к активной мыслительной деятельности, развитию творческого мышления,
креативности, освоению различных технологий, формированию позитивного ценностного отношения к себе, другим и окружающему миру в
целом.
Результатом реализации данной программы будет индивидуальный итоговый проект или учебно-исследовательская работа.
Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе
освоения междисциплинарных учебных программ.
На изучение данного курса отводится 33 часа.
6
Раздел I. Планируемые результаты освоения данного курса
В
–
результате проектной деятельности обучающиеся получат представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и
проектной деятельности;
–
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа
данных;
–
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
–
об истории науки;
–
о новейших разработках в области науки и технологий;
–
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности
(патентное право, защита авторского права и др.);
Обучающийся сможет:
–
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
–
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
–
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих
в культурной и социальной жизни;
–
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
–
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской
работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной
деятельностей обучающиеся научатся:
–
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и
сообразуясь с представлениями об общем благе;
7
–
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или
проекта в общем культурном пространстве;
–
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных,
учитывать их при постановке собственных целей;
–
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
–
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований
и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
–
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные
результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
–
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и
продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
–
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
–
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
–
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Показатели:
владение навыками формулирования и разрешения проблем;
самостоятельный поиск методов решения практических задач, проблемных ситуаций;
умение пользоваться различными способами доказательства, склонность к процессуальной деятельности.
Уровень
Критерии
Высокий
- Применение анализа объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) и синтеза,
самостоятельный выбор оснований и критериев для сравнения, обобщения, умение выдвигать гипотезы.
- Владение методикой выполнения исследования и проекта, наличие теоретических и практических знаний,
активное применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, умение
8
самостоятельно формулировать проблемы и находить способы их решения.
- Установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности
утверждений.
- Склонность к процессуальной деятельности с ориентацией на результат.
Средний
Формулировка темы, цели, задач, проблем и гипотез с помощью учителя, стремление разобраться в сущности
различных явлений, трудности в поиске фактов и доказательств.
- Выполнение исследования и проекта только на основе алгоритмов и с помощью учителя-предметника,
трудности в рассмотрении проблемы с разных точек зрения.
- Использование репродуктивных способов учебной деятельности, трудности в структурировании материала,
неумение логично структурировать информацию.
- Решение проблем в процессе практической деятельности, слабая теоретическая база.
Низкий
- Планирование работы вызывает трудности, много ошибок в определении цели, задач, постановке проблемы и
методов исследования.
- Решение проблемных ситуаций на основе алгоритма, отсутствие творческой инициативы.
- Использование репродуктивных способов учебной деятельности, недостаточное развитие мыслительных
операций.
- Решение проблем только с помощью взрослых, преобразование информации только по образцу.
Метапредметные результаты:
- научатся самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности; планировать пути достижения целей;
- научаться соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свою
деятельность с учетом меняющейся ситуации;
- овладеют основами самоконтроля, самооценки; разовьют навыки самоорганизации и саморегулирования собственной деятельности;
- разовьют умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, работать индивидуально и в группе;
- усовершенствуют навыки поиска информации в источниках разного типа
и публикации, материальные артефакты, ресурсы Интернет);
9
(материальных, текстовых, изобразительных и других - книги
- овладеют культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
- усовершенствуют навыки работы с учебной информацией (анализ и обобщение фактов; самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и умозаключения, делать выводы);
- научатся решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
минипроект);
- разовьют навыки монологической речи (устной и письменной), используя ее для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
10
Раздел II. Содержание курса «Индивидуальный проект»
10 класс
№
1.
Название раздела
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
2.
3.
Модуль 2. Замысел проекта
Модуль 3. Условия реализации проекта
9
3
4.
5.
Модуль 4. Трудности реализации проекта
Модуль 5. Дополнительные возможности улучшения проекта
3
8
6.
7.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка работ
Модуль 7. Презентация и защита проекта
2
3
Общее количество часов
Количество часов
5
33
11
Раздел III. Тематическое планирование с учетом программы воспитания
№ п/п
1.
Название темы
Деятельность учителя с учетом программы
воспитания
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5 часов)
Что такое проект
2.
Техническое проектирование
конструирование
3.
Социальное проектирование
4.
Волонтерские проекты
5.
Исследование
Основные элементы содержания
Понятие проекта. Классификация
проектов по масштабам реализации и
направленности.
Негативные
последствия проектов.
и Конструирование и проектирование:
сходство
и
отличия.
Этапы
конструирования.
Предмет
социального
проектирования, цели и задачи.
Виды волонтерских проектов
Основные понятия исследования:
задачи, цель, объект, предмет,
гипотеза,
методы исследования.
Виды
исследований,
этапы
исследования.
12
Определяет и помогает принять четкие правила
поведения обучающимися в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами внутреннего
распорядка образовательной организации, техники
безопасности при проведении опытов;
Устанавливает доверительные отношения между
учителем и обучающимися, помогает принимать,
признавать, защищать достоинство и интересы
обучающихся, помогает детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и неблагоприятных условиях;
Привлекает внимание обучающихся к ценностному
аспекту теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека, инициирует их
обсуждение, выработку собственного отношения;
Применяет на уроке интерактивные формы работы с
обучающимися, стимулирующих их познавательную
мотивацию;
Развивает самостоятельность при работе с информацией,
инициативу, творческие способности, формирует
гражданскую позицию, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, культуру здорового и
безопасного образа жизни;
Инициирует и поддерживает исследовательскую
деятельность обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских
проектов;
Способствует формированию толерантности и навыков
поведения в изменяющейся поликультурной среде;
Проектирует ситуации и события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу ребенка;
6.
7.
Понятия «проблема» и «позиция»
8.
9.
Формулирование цели проекта
10.
11.
Целеполагание и постановка задач
12.
Ресурсы и бюджет проекта
13.
14.
Поиск недостающей информации
Модуль 2. Замысел проекта (9 часов)
Анализ существующей проблемной Определяет и помогает принять четкие правила
ситуации. Постановка проблемы. поведения обучающимися в соответствии с уставом
Профессиональные
позиции образовательной организации и правилами внутреннего
проблемы.
распорядка образовательной организации, техники
безопасности при проведении опытов;
Цель проекта, формулировка цели
Устанавливает доверительные отношения между
учителем
и обучающимися, помогает принимать,
Задачи проекта. Результат.
признавать, защищать достоинство и интересы
обучающихся, помогает детям, оказавшимся в
Виды
ресурсов:
финансовые, конфликтной ситуации и неблагоприятных условиях;
материальные,
технические, Привлекает внимание обучающихся к ценностному
информационные,
трудовые, аспекту теоретических знаний по химии для
административные, время.
практической деятельности человека, инициирует их
Информационные ресурсы, правила обсуждение, выработку собственного отношения;
работы с информацией
Применяет на уроке интерактивные формы работы с
обучающимися, стимулирующих их познавательную
мотивацию;
Развивает самостоятельность при работе с информацией,
инициативу, творческие способности, формирует
гражданскую позицию, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, культуру здорового и
безопасного образа жизни;
Инициирует и поддерживает исследовательскую
деятельность обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских
проектов;
Способствует формированию толерантности и навыков
поведения в изменяющейся поликультурной среде;
Проектирует ситуации и события, развивающие
13
15.
16.
17.
эмоционально-ценностную сферу ребенка;
Модуль 3. Условия реализации проекта (3 часа)
Планирование.
Прогнозирование. Определяет и помогает принять четкие правила
Планирование действий
Спонсор, инвестор, благотворитель.
поведения обучающимися в соответствии с уставом
бизнес-план, образовательной организации и правилами внутреннего
Источники
финансирования Кредитование,
венчурные фонды и компании, распорядка образовательной организации, техники
проектов
долговые и долевые ценные бумаги, безопасности при проведении опытов;
дивиденды,
фондовый
рынок, Устанавливает доверительные отношения между
учителем и обучающимися, помогает принимать,
краудфандинг
Контрольная точка, карта Ганта, признавать, защищать достоинство и интересы
Модели управления проектами
обучающихся, помогает детям, оказавшимся в
дорожная карта;
конфликтной ситуации и неблагоприятных условиях;
Привлекает внимание обучающихся к ценностному
аспекту теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека, инициирует их
обсуждение, выработку собственного отношения;
Применяет на уроке интерактивные формы работы с
обучающимися, стимулирующих их познавательную
мотивацию;
Развивает самостоятельность при работе с информацией,
инициативу, творческие способности, формирует
гражданскую позицию, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, культуру здорового и
безопасного образа жизни;
Инициирует и поддерживает исследовательскую
деятельность обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских
проектов;
Способствует формированию толерантности и навыков
поведения в изменяющейся поликультурной среде;
Проектирует ситуации и события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу ребенка;
14
Модуль 4. Трудности реализации проекта (3 часа)
18.
19.
Переход от замыслов к реализации Жизненный цикл проекта,
жизненный цикл изделия, рефлексия
проекта
Определяет и помогает принять четкие правила
поведения обучающимися в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами внутреннего
распорядка образовательной организации, техники
безопасности при проведении опытов;
Устанавливает доверительные отношения между
Риски проекта. Факторы риска
учителем и обучающимися, помогает принимать,
признавать, защищать достоинство и интересы
обучающихся, помогает детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и неблагоприятных условиях;
Привлекает внимание обучающихся к ценностному
аспекту теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека, инициирует их
обсуждение, выработку собственного отношения;
Применяет на уроке интерактивные формы работы с
обучающимися, стимулирующих их познавательную
мотивацию;
Развивает самостоятельность при работе с информацией,
инициативу, творческие способности, формирует
гражданскую позицию, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, культуру здорового и
безопасного образа жизни;
Инициирует и поддерживает исследовательскую
деятельность обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских
проектов;
Способствует формированию толерантности и навыков
поведения в изменяющейся поликультурной среде;
Проектирует ситуации и события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу ребенка;
Модуль 5. Дополнительные возможности улучшения проекта (8 часов)
20.
Риски проекта
21.
22.
Технологии проекта
Изобретения. Технология.
Технологические долины.
Агротехнология.
15
Определяет и помогает принять четкие правила
поведения обучающимися в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами внутреннего
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Опросы,
как
эффективный Социологический опрос. Генеральная
совокупность. Интервью.
инструмент проектирования
Анкетирование. Интернет-опрос.
Выборка респондентов. Ошибка
выборки. Анкета
Возможности социальных сетей Таргетированная реклама. Реклама
Использование видеоролика в по бартеру. Идея, замысел, тема,
сценарий, съемка, крупность планов,
продвижении проекта
панорама, монтаж
Оформление
результатов ГОСТ
проектной и исследовательской Презентация. Растровое
изображение. Векторная графика.
деятельности
Содержание презентации и
«защитного слова»
распорядка образовательной организации, техники
безопасности при проведении опытов;
Устанавливает доверительные отношения между
учителем и обучающимися, помогает принимать,
признавать, защищать достоинство и интересы
обучающихся, помогает детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и неблагоприятных условиях;
Привлекает внимание обучающихся к ценностному
аспекту теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека, инициирует их
обсуждение, выработку собственного отношения;
Применяет на уроке интерактивные формы работы с
обучающимися, стимулирующих их познавательную
мотивацию;
Развивает самостоятельность при работе с информацией,
инициативу, творческие способности, формирует
гражданскую позицию, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, культуру здорового и
безопасного образа жизни;
Инициирует и поддерживает исследовательскую
деятельность обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских
проектов;
Способствует формированию толерантности и навыков
поведения в изменяющейся поликультурной среде;
Проектирует ситуации и события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу ребенка;
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка работ (2 часа)
29.
Позиция эксперта
Предварительная защита. Эксперт.
30.
Критерии анализа и оценивания
Критерии анализа и оценивания
16
Определяет и помогает принять четкие правила
поведения обучающимися в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами внутреннего
распорядка образовательной организации, техники
безопасности при проведении опытов;
Устанавливает доверительные отношения между
учителем и обучающимися, помогает принимать,
признавать, защищать достоинство и интересы
обучающихся, помогает детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и неблагоприятных условиях;
Привлекает внимание обучающихся к ценностному
аспекту теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека, инициирует их
обсуждение, выработку собственного отношения;
Применяет на уроке интерактивные формы работы с
обучающимися, стимулирующих их познавательную
мотивацию;
Развивает самостоятельность при работе с информацией,
инициативу, творческие способности, формирует
гражданскую позицию, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, культуру здорового и
безопасного образа жизни;
Инициирует и поддерживает исследовательскую
деятельность обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских
проектов;
Способствует формированию толерантности и навыков
поведения в изменяющейся поликультурной среде;
Проектирует ситуации и события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу ребенка;
Модуль 8. Презентация и защита проекта (3 часа)
31.
32.
33.
Определяет и помогает принять четкие правила
поведения обучающимися в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами внутреннего
распорядка образовательной организации, техники
безопасности при проведении опытов;
Устанавливает доверительные отношения между
учителем и обучающимися, помогает принимать,
признавать, защищать достоинство и интересы
обучающихся, помогает детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и неблагоприятных условиях;
Привлекает внимание обучающихся к ценностному
аспекту теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека, инициирует их
Презентация и защита проекта
17
обсуждение, выработку собственного отношения;
Применяет на уроке интерактивные формы работы с
обучающимися, стимулирующих их познавательную
мотивацию;
Развивает самостоятельность при работе с информацией,
инициативу, творческие способности, формирует
гражданскую позицию, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, культуру здорового и
безопасного образа жизни;
Инициирует и поддерживает исследовательскую
деятельность обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских
проектов;
Способствует формированию толерантности и навыков
поведения в изменяющейся поликультурной среде;
Проектирует ситуации и события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу ребенка;
18