МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус войск национальной гвардии Российской Федерации "
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей ГЦ
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ СО КШИ
"Екатеринбургский кадетский корпус"
руководитель МО ГЦ:
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по учебной работе ГБОУ
СО КШИ "Екатеринбургский
кадетский корпус"
____________ Коршунова Л.Г.
____________Видергольд Н.Н.
____________Удинцев И.Н.
Протокол №1 от «29» 08. 2024 г.
Приказ №09/у от «02» 09. 2024 г.
Приказ №09/у от «02» 09. 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мировая Художественная Культура»
для обучающихся 10-11 классов
Составитель:
Михальченко О.Ю.,
учитель музыки
первой квалификационной категории
Екатеринбург, 2024
Оглавление
Пояснительная записка .................................................................................................................................................................................. 3
Раздел I. Планируемые результаты освоения предмета ............................................................................................................................. 5
Раздел II. Содержание учебного
предмета……………………………………………………………………………………………………………………………………. 8
Раздел III. Тематическое планирование с учетом программы воспитания ............................................................................................. 9
2
Пояснительная записка
В связи с переходом на ФООП СОО с 1 сентября 2023 года и в соответствии с ФГОС СОО – 2012 в рабочую программу по
предмету «Мировая Художественная Культура» внесены коррективы в раздел «Планируемые результаты освоения предмета».
Рабочая программа ориентирована на серию учебников Л.Г. Емохоновой. Мировая художественная культура. Учебник для 10 и
11 класса (базовый уровень). – М.: ИЦ «Академия, 2017.
Согласно Учебному плану ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус», на изучение данного предмета отводится
следующее количество часов:
10 класс – 33 часа (1 час в неделю)
11 класс – 32 часа (1 час в неделю)
Итого 65 часов в год.
Программа по мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного)
образования (базовый уровень) с учетом рекомендаций примерной программы.
В соответствии с Концепцией преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, учебный предмет «Мировая
художественная культура» раскрывает общие закономерности становления, развития и взаимодействия художественных
культур как целостной системы, разных сфер духовной деятельности человечества, а также особенности национального и
регионального искусства на основе изучения отечественного и мирового искусства (музыка, изобразительное искусство, театр,
кино- и фото искусство).
В преподавании мировой художественной культуры особое значение имеет:
воспитание человека, умеющего понимать искусство и задающего высокую планку развитию отечественной
художественной культуры;
интегрированная основа обучения, которая позволит овладеть разными способами анализа художественного наследия,
систематизировать знания о видах искусства;
освоение обучающимися алгоритмов анализа разных видов искусства, выработка основ критического мышления и
определение обучающимися собственной позиции в отношении как культурного наследия, так и современного искусства;
3
создание учебно-методических материалов, обеспечивающих достижение необходимых личностных, метапредметных и
предметных требований к результатам обучения;
использование информационно-коммуникационных технологий и ресурсов в формировании знаний, умений и навыков
восприятия и практической творческой деятельности в процессе подготовки компетентного зрителя, слушателя, постоянного
посетителя музеев, выставочных залов, театров;
сочетание наряду с художественно-творческой деятельностью различных форм проектной деятельности.
4
Раздел I. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты изучения данного учебного предмета:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и
способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и
творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
Метапредметные результаты изучения данного учебного предмета:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД): регулятивными, познавательными и коммуникативными универсальными учебными
действиями
Регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
5
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный
поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а
также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно
относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников
и ресурсные ограничения
Коммуникативные универсальные учебные действия:
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор
идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных)
языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
6
Предметные результаты изучения данного предмета:
Понимать понятия: культура, художественная культура, мировая художественная культура, искусство, виды искусства;
знать периоды развития художественной культуры; основные исторические события каждого из периодов развития
художественной культуры, их влияния на общественное сознание, на духовную жизнь общества, на развитие
художественной культуры (взаимосвязь с курсом истории);
различать основные виды искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства – друг от друга, знание основных
жанров каждого вида искусства (связь с курсом литературы, музыки, изобразительного искусства);
знать основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания искусства: идея, тема, сюжет,
композиция, изобразительные средства, художественный образ, метафора и др.;
знать шедевры мировой художественной культуры (названия и авторов) в архитектуре, скульптуре, изобразительном
искусстве, музыке;
анализировать произведения, сравнивать и обобщать, вырабатывать собственную эстетическую оценку;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной
творческой деятельности; обогащения опыта восприятия произведений искусства;
осознавать многообразие художественной культуры какого-либо исторического периода;
видеть и осознавать в произведениях искусства разных эпох, разных стран, разных видов «вечные» ценности жизни,
касающиеся отношения человека к человеку, к природе, миру.
7
Раздел II. Содержание учебного предмета 10 класс
№№
1.
2.
3.
4.
Название раздела
Художественная культура первобытного мира
Художественная культура Древнего мира
Художественная культура Средних веков
Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века
Общее количество часов
Количество часов
3
13
13
4
33
Содержание учебного предмета 11 класс
№№
1.
2.
3.
4.
5.
Название раздела
Художественная культура эпохи Возрождения
Художественная культура XVII века
Художественная культура XVIII - первой половины XIX века
Художественная культура второй половины XIX – начала XX века
Художественная культура XX века
Общее количество часов
Количество часов
8
6
6
7
5
32
8
Раздел III. Тематическое планирование 10 класс с учетом программы воспитания
№
1.
2.
3.
4.
5.
Наименование
темы
Кл.
Час
Содержательные единицы
Художественная культура первобытного мира – 3 ч.
Художественная культура – духовная жизнь людей,
Миф – основа
которая включает в себя разные виды искусства
ранних
(архитектуру, живопись, скульптуру) и литературу.
1
представлений о
Космогонические мифы. Древние образы. Магия и
мире.
обряд.
Славянские
земледельческие
обряды.
Обряды и ритуал - единство слова, музыки, танца,
изображения, пантомимы, костюма (татуировки),
1
архитектурного окружения и предметной среды.
Символика геометрического орнамента. Архаические
Зарождение
основы фольклора. Миф и современность.
1
искусства
Художественные комплексы Альтамиры и
Стоунхенджа.
Художественная культура Древнего мира – 13 ч.
Месопотамия.
Особенности художественной культуры
Месопотамский
Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей
1
зиккурат –
Вавилона.
жилище бога.
Древний Египет.
Воплощение
Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной
идеи вечной
жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды
1
жизни в
Гизы, храмы Карнака и Луксора.
архитектуре
некрополей.
Деятельность учителя с учетом
воспитания
Определяет и помогает принять
четкие правила поведения
обучающимися в соответствии с
уставом образовательной
организации и правилами
внутреннего распорядка
образовательной организации;
o Привлекает внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их
обсуждений, выработку
собственного отношения;
o Применяет на уроке
интерактивные форм работы с
обучающимися, стимулирующих
их познавательную мотивацию
(дидактический театр, дискуссия,
театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах,
игры);
o Развивает самостоятельность,
инициативу, творческие
способности, формировать
9
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Магия. Декор
гробниц.
Древняя Индия.
Индуистский
храм –
мистический
аналог телажертвы и
священной горы.
Буддийские
культовые
сооружения –
символ космоса
и божественного
присутствия.
Древняя
Америка.
Храмовая
архитектура
индейцев
Месамерики.
Критомикенская
культура.
1
1
Канон изображения фигуры на плоскости. Гробница
Рамсеса в Долине царей IX.
Роль скульптурного декора. Храм Кандарья
Махадева в Кхаджурахо.
1
Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в
Кхаджурахо – модель Вселенной Древней Индии.
1
Отражение Мифологических представлений Майя и
Ацтеков в архитектуре и рельефе (паленке,
теночтитлан).
1
Крито-микенская архитектура и декор как отражение
мифа. Кносский дворец-лабиринт царя Миноса на
Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.
Древняя Греция.
Греческий храм
– архитектурный 1
образ союза
людей и богов.
гражданскую позицию,
способности к труду и жизни в
условиях современного мира,
формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного
образа жизни;
o Применяет на уроке
интерактивные форм работы с
обучающимися, стимулирующих
их познавательную мотивацию
(дидактический театр, дискуссия,
театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах,
игры);
o Способствует формированию
толерантности и навыков
поведения в изменяющейся
поликультурной среде;
Проектирует ситуации и события,
развивающие эмоциональноценностную сферу ребенка
(культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле
афинского Акрополя. Парфенон – образец высокой
классики.
10
12.
13.
14.
15.
16.
Эволюция
греческого
рельефа.
Скульптура
Древней Греции.
Слияние
восточных и
античных
традиций в
эллинизме
Древний Рим.
Особенности
римского
градостроительс
тва.
Планировка
римского дома.
Раннехристианск
ое искусство
1
Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии.
Метопы и ионический фриз Парфенона. Куросы и
коры. Поликлет. Дорифор.Фидий. Торс богини.
Скопас. Менада.
1
Спящий гермафродит. Венера Милосская.
Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и
натурализм скульптурного декора. АлтарьЗевса в
Пергаме.
1
Общественные здания периодов республики и
империи. Символы римского величия: Римский
форум, Колизей, Пантеон.
1
1
Фреска и мозаика – основные средства декора.
Скульптурный портрет.
Типы христианских храмов. Ротонда, и базилика
мавзолей.
Художественная культура Средних веков – 13 ч.
17.
Византийский
центральнокупольный храм
как обиталище
бога на Земле.
1
Космическая символика. Живописная декорация
крестово-купольного храма. Базилика София
Константинопольская - воплощение идеала
божественного мироздания в восточном
христианстве.
Определяет и помогает принять
четкие правила поведения
обучающимися в соответствии с
уставом образовательной
организации и правилами
11
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Многообразие
крестовокупольных
храмов Древней
Руси
Византийский
стиль в
иконописи.
Формирование
Московской
школы
иконописи.
Русский
иконостас.
Московская
архитектурная
школа.
Раннемосковское
зодчество.
Западная
Европа.
Дороманская
культура.
Романская
культура.
1
1
1
Древнерусский крестово-купольный храм (киевская,
владимиро-суздальская, новгородская, московская
школа). Космическая, топографическая, временная
символика храма.
Мозаика и иконопись. Декоративные средства
украшения храма, приемы линейной стилизации.
Византийский стиль в иконописи. Феофан Грек.
Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона
«Троица» - символ национального единения русских
земель. Московская архитектурная школа. Ансамбль
московского Кремля. Дионисий и его Богородица.
Знаменный распев.
2
Соборы монастырей. Успенский собор.
Архангельский собор. Шатровый храм. Церковь
Вознесения в Коломенском. Фресковый цикл
церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово.
Знаменный распев.
2
Монастырская базилика как средоточие культурной
жизни романской эпохи. Отображение жизни
человека средних веков в архитектуре
монастырских базилик, барельефах, фресках,
витражах.
Готика.
Готический храм 2
– образ мира.
Архитектура и скульптурный декор готического
храма. Внутренний декор храма: витражи,
скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже.
Григорианский хорал .
внутреннего распорядка
образовательной организации;
o Привлекает внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их
обсуждений, выработку
собственного отношения;
o Применяет на уроке
интерактивные форм работы с
обучающимися, стимулирующих
их познавательную мотивацию
(дидактический театр, дискуссия,
театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах,
игры);
o Развивает самостоятельность,
инициативу, творческие
способности, формировать
гражданскую позицию,
способности к труду и жизни в
условиях современного мира,
формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного
образа жизни;
o Применяет на уроке
интерактивные форм работы с
обучающимися, стимулирующих
их познавательную мотивацию
12
24.
25.
26.
Новое искусство
– Арс нова.
Аллегорические
циклы и
музыкальные
течения Арс
нова.
Специфика Арс
Нова на Севере.
27.
Китай
28.
Япония
1
Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс-Нова в
литературе. Античный принцип «подражать
природе» в живописи.
1
Андреа да Бонайути «триумф покаяния». Испанская
капелла церкви.
1
Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви
Св.Бавона в Генте
(дидактический театр, дискуссия,
театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах,
игры);
o Способствует формированию
толерантности и навыков
поведения в изменяющейся
поликультурной среде;
Проектирует ситуации и события,
развивающие эмоциональноценностную сферу ребенка
(культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).
Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века
Взаимодействие инь и ян – основа китайской
Определяет и помогает принять
культуры. Архитектура как воплощение
четкие правила поведения
мифологических и религиозно-нравственных
обучающимися в соответствии с
1
представлений Древнего Китая. Храм Неба в
уставом образовательной
Пекине.
организации и правилами
внутреннего распорядка
Японские сады как квинтэссенция мифологии
образовательной организации;
синтоизмаи философско-религиознгых воззрений
o
Привлекает внимание
буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи.
1
обучающихся к ценностному
Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный
аспекту изучаемых на уроках
сад «Сосны и лютни! Виллы Кацура близ Киото.
13
29.
Ближний Восток
1
Образ рая в архитектуре мечетей. Мечеть Омейядов
в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле.
Площадь Регистан в Самарканде.
30.
Архитектура
мусульманских
дворцов.
1
Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов.
Альгамбра в Гранаде.
ИТОГО: 33 часа
явлений, инициировать их
обсуждений, выработку
собственного отношения;
o
Применяет на уроке
интерактивные форм работы с
обучающимися, стимулирующих
их познавательную мотивацию
(дидактический театр, дискуссия,
театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах,
игры).
Раздел III. Тематическое планирование с учетом программы воспитания 11 класс
№
№
1.
Название темы
Кол Содержательные единицы
.час
Художественная культура эпохи Возрождения – 8 часов
Возрождение в
1
Гуманизм — основа мировоззрения эпохи
Италии.
Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция как
воплощение ренессансной идеи «идеального» города.
Научные трактаты. Леон Баттиста Альберти. "Десять
книг о зодчестве».Ордер в архитектуре. Филиппо
Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре.
Приют невинных. Площадь Сантиссимы Аннунциаты.
Церковь Сан-Спирито.
Деятельность учителя с учетом
Программы воспитания
o
определяет и помогает
принять четкие правила поведения
обучающимися в соответствии с
уставом образовательной
организации и правилами
внутреннего распорядка
образовательной организации;
14
2.
3.
4.
5.
6.
Воплощение
идеалов
Ренессанса в
архитектуре
Флоренции.
Титаны
Возрождения
(Леонардо да
Винчи, Рафаэль,
Микеланджело,
Тициан.
1
Роль полифонии в
развитии светских
и культовых
музыкальных
жанров.
Особенности
Северного
Возрождения.
1
Комплекс
Фонтенбло
1
1
1
Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо.
«Воскрешение Тавифы и исцеление расслабленного»,
«Раздача милостыни», «Исцеление тенью».
Ренессансны й реализм в скульптуре. Донателло.
Рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида.
Высокое Возрождение. Качественные изменения в
живописи. Леонардо да Винчи. Алтарный образ
«Мадонна с цветком». «Мона Лиза». Рафаэль Санти.
Станцы в Ватикане. Фреска «Парнас». Эстетика
Высокого Возрождения в скульптуре. Микеланджело
Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо
во Флоренции. Венецианская школа живописи.
Эстетика позднего
Возрождения. Тициан. «Любовь земная и Любовь
небесная», «Пьета».
Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни
да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло
Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».
Гротескно-карнавальный характер Возрождения в
Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий).
«Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл
«Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический
характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер.
Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника»,
«Трубный глас». Диптих «Четыре апостола»
Светский характер Возрождения во Франции. Школа
Фонтенбло в архитектуре и изобразительном
искусстве. Жюль Лебретон. Замок Фонтенбло. Россо
o
привлекает внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их
обсуждений, выработку
собственного отношения;
o
применяет на уроке
интерактивные форм работы с
обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию
(дидактический театр, дискуссия,
театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах,
игры);
o
развивает самостоятельность,
инициативу, творческие
способности, формировать
гражданскую позицию, способности
к труду и жизни в условиях
современного мира, формирование
у обучающихся культуры здорового
и безопасного образа жизни;
o
применяет на уроке
интерактивные форм работы с
обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию
(дидактический театр, дискуссия,
театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах,
игры);
15
Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон.
Фонтан нимф в Париже Урок
Ренессанс в Англии. Драматургия. Уильям Шекспир.
Трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение
строптивой»
Самостоятельная обобщающая работа.
7.
Театр У.
Шекспира.
8.
Историческое
1
значение и
вневременная
художественная
ценность идей
Возрождения.
Художественная культура XVII века – 6 часов
Новое
1
Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо
мировосприятие в
Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост
эпоху барокко и
Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Лоренцо
его отражение в
Бернини. Шатер-киворий в соборе Св. Петра.
искусстве.
Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео
Растрелли. Зимний дворец в Санкт-Петербурге.
Екатерининский дворец в Царском Селе. Смольный
монастырь в Санкт-Петербурге.
Живопись
1
Джованни Баттиста Гаулли (Бачичча). «Поклонение
барокко.
имени Иисуса» в церкви ИльДжезу в Риме.
Плафонная
Взаимодействие тенденций барокко и реализма. Питер
живопись.
Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение
креста» и «Снятие с креста» в кафедральном соборе в
Антверпене. «Воспитание Марии Медичи».
Рембрандт Харменс Ван Рейн. «Отречение апостола
Петра».
Расцвет
1
Музыка барокко. Клаудио Монтеверди. Опера
«Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На
гомофонно-
9.
10.
11.
1
o
способствует формированию
толерантности и навыков поведения
в изменяющейся поликультурной
среде;
o
Проектирует ситуации и
события, развивающие
эмоционально-ценностную сферу
ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).
o
Определяет и помогает
принять четкие правила поведения
обучающимися в соответствии с
уставом образовательной
организации и правилами
внутреннего распорядка
образовательной организации;
o
Привлекает внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их
обсуждений, выработку
собственного отношения;
o
Применяет на уроке
интерактивные форм работы с
обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию
(дидактический театр, дискуссия,
16
гармонического
стиля в опере
Барокко. Высший
расцвет свободной
полифонии (И.С.
Бах).
12.
13.
14.
15.
рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах.
Пассион «Страсти по Матфею»: «Сжалься надо мной,
Господи».
театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах,
игры);
o
Развивает самостоятельность,
инициативу, творческие
способности, формировать
гражданскую позицию, способности
к труду и жизни в условиях
Искусство
1
«Большой королевский стиль» Людовика XIV.
современного мира, формирование
классицизма.
Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве
у обучающихся культуры здорового
Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей
и безопасного образа жизни;
и Эвридика».
o
Применяет на уроке
Классицизм и
1
Ансамбли ПАРИЖА, Версаля, Петербурга. От
интерактивные форм работы с
ампир в
классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен,
обучающимися, стимулирующих их
архитектуре.
Ж.Л. ДАВИД, К.П. Брюллов, А.А. ИВАНОВ).
познавательную мотивацию
Контрольная работа.
(дидактический театр, дискуссия,
Неоклассицизм,
1
Формирование классических жанров и принципов
театральная постановка, диалог,
ампир.
симфонизма в произведениях мастеров Венской
групповая работа или в парах,
классической школы (В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен). игры);
Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатноo
Способствует формированию
симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева».
толерантности и навыков поведения
Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан».
в изменяющейся поликультурной
«Реквием»: Dies irae, Lacrimosa. Людвиг ван Бетховен. среде;
Пятая симфония. «Лунная соната».
Проектирует ситуации и события,
развивающие эмоциональноценностную сферу ребенка
(культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка)
Художественная культура XVIII - первой половины XIX века – 5 часов
Истоки рококо в
1
«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров
17
16.
17.
18.
19.
20.
живописи.
Интерьер рококо.
Музыка рококо.
Романтический
идеал и его
отображение в
музыке.
Романтизм в
живописи.
Цитеры». Живописные пасторали Франсуа Буше.
Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.
1
1
Образ «идеального 1
города» в
классицистически
х ансамблях
Парижа и
Петербурга.
Имперский стиль
в архитектуре.
Неоклассицизм в
1
живописи.
Зарождение
русской
классической
1
o
Определяет и помогает
принять четкие правила поведения
обучающимися в соответствии с
уставом образовательной
Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь».
организации и правилами
Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз.
внутреннего распорядка
«Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс.
образовательной организации;
«Венгерский танец № 1».
o
Привлекает внимание
Религиозные сюжеты. Джон Эверетт Миллее.
обучающихся к ценностному
«Христос в доме своих родителей». Литературная
аспекту изучаемых на уроках
тематика. Данте Габриел Россетти. «Beata Beatrix».
явлений, инициировать их
Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть
обсуждений, выработку
Сарданапала». Франсиско Гэйя. «Колосс». Образ
собственного отношения;
романтического героя. Орест Адамович Кипренский.
o
Применяет на уроке
«Портрет Евгр. В. Давыдова».
Жак Анж Габриель. Площадь Людовика XV в Париже. интерактивные форм работы с
обучающимися, стимулирующих их
Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге.
познавательную мотивацию
Андреян Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в
(дидактический театр, дискуссия,
Петербурге.
театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах,
игры);
o
Развивает самостоятельность,
инициативу, творческие
Жак Луи Давид. «Клятва Горациев».
Классицистические каноны в русской академической способности, формировать
живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день гражданскую позицию, способности
к труду и жизни в условиях
Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление
современного мира, формирование
Христа народу». Самостоятельная работа.
у обучающихся культуры здорового
Михаил Иванович Глинка. Опера «Жизнь за царя».
и безопасного образа жизни;
Марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан
18
музыкальной
школы (М.И.
Глинка).
21.
22.
и Людмила». Увертюра «Ночь в Мадриде».
Лирический романс «Я помню чудное мгновенье».
o
Применяет на уроке
интерактивные форм работы с
обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию
(дидактический театр, дискуссия,
театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах,
игры);
o
Способствует формированию
толерантности и навыков поведения
в изменяющейся поликультурной
среде;
Проектирует ситуации и события,
развивающие эмоциональноценностную сферу ребенка
(культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка)
Художественная культура второй половины XIX – начала XX века – 7 часов
Социальная
1
Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре
o
Определяет и помогает
тематика в
Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа
принять четкие правила поведения
живописи
реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин.
обучающимися в соответствии с
реализма.
«Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков.
уставом образовательной
«Боярыня Морозова».
организации и правилами
внутреннего распорядка
Развитие русской 1
Социальная тема в музыке. Модест Петрович
образовательной организации;
музыки во второй
Мусоргский. Песня «Сиротка». Обращение к
o
Привлекает внимание
половине XIX в.
русскому обряду как проявление народности в
обучающихся к ценностному
музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков.
аспекту изучаемых на уроках
«Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».
Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич явлений, инициировать их
Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь
19
23.
24.
25.
26.
27.
Лирикопсихологическое
начало в музыке.
Основные
направления в
живописи,
скульптуре и
музыке конца XIX
в: импрессионизм.
Символ и миф в
живописи,
постимпрессиониз
м.
Воплощение идеи
абсолютной
красоты в
искусстве
модерна.
Мифотворчество
— характерная
черта русского
модерна в
живописи.
1
1
1
1
1
Игорь»
Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик».
Тема «Человек и рок» в музыке. Петр Ильич
Чайковский. Опера «Пиковая дама».
Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар.
«Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре.
Огюст Роден. «Граждане города Кале».
Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под
дождем», «Облака».
Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея»
(«Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн.
«Яблоки и апельсины». Винсент Ван Гог. «Сеятель».
Поль Гжен. «Пейзаж с павлином»
Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в
архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в
Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание
Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди.
Собор Св. Семейства в Барселоне.
Валентин Александрович Серов. «Одиссей и
Навзикая», «Похищение Европы». Михаил
Александрович Врубель. «Демон сидящий».
Специфика русского модерна в музыке. Александр
Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза». Проверочная
работа.
обсуждений, выработку
собственного отношения;
o
Применяет на уроке
интерактивные форм работы с
обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию
(дидактический театр, дискуссия,
театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах,
игры);
o
Развивает самостоятельность,
инициативу, творческие
способности, формировать
гражданскую позицию, способности
к труду и жизни в условиях
современного мира, формирование
у обучающихся культуры здорового
и безопасного образа жизни;
o
Применяет на уроке
интерактивные форм работы с
обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию
(дидактический театр, дискуссия,
театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах,
игры);
o
Способствует формированию
толерантности и навыков поведения
в изменяющейся поликультурной
среде;
20
Проектирует ситуации и события,
развивающие эмоциональноценностную сферу ребенка
(культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).
28.
29.
30.
Художественная культура XX века – 5 часов
Модернизм в
1
Новое видение красоты. Агрессия цвета в
живописи.
фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация
живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд
Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в
кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы».
Отказ от изобразительности в абстракционизме.
Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8».
Иррационализм подсознательного в сюрреализме.
Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда».
Модернизм в
1
Конструктивизм. Шарль Эдуар Ле Корбюзье. Вилла
архитектуре.
Савой в Пуасси. Советский конструктивизм.
Владимир Евграфович Татлин. Башня III
Интернационала. «Органическая» архитектура.Фрэнк
Ллойд Райт. «Дом над водопадом» в Бер-Ране.
Функционализм. Оскар Нимейер. Ансамбль города
Бразилия. Самостоятельная работа.
Синтез в
1
Константин Сергеевич Станиславский и Владимир
искусстве XX
Иванович Немирович-Данченко. Московский
века.
Художественный театр. Спектакль по пьесе «Три
Режиссерский
сестры» Антона Павловича Чехова. Эпический театр.
театр.
Бертольт Брехт. «Добрый человек из Сычуани»
Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн.
«Броненосец “Потемкин”». Федерико Феллини.
«Репетиция оркестра».
o
Определяет и помогает
принять четкие правила поведения
обучающимися в соответствии с
уставом образовательной
организации и правилами
внутреннего распорядка
образовательной организации;
o
Привлекает внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, инициировать их
обсуждений, выработку
собственного отношения;
o
Применяет на уроке
интерактивные форм работы с
обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию
(дидактический театр, дискуссия,
театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах,
игры);
o
Развивает самостоятельность,
инициативу, творческие
способности, формировать
21
31.
Стилистическая
разнородность
музыки XX века.
1
32.
Постмодернизм.
Новые виды
массового
искусства и
формы синтеза.
1
ИТОГО: 32 часа
Додекафония «нововенской школы». Антон фон
Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея
Сергеевича Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта».
Философская музыка Дмитрия Дмитриевича
Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская).
Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке.
«Реквием».
Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед
открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза».
Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500».
Сальвадор Дали. Зал Мэй Уэст в Театре-музее Дали в
Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский
Дюшан». Годовая контрольная работа.
гражданскую позицию, способности
к труду и жизни в условиях
современного мира, формирование
у обучающихся культуры здорового
и безопасного образа жизни;
o
Применяет на уроке
интерактивные форм работы с
обучающимися, стимулирующих их
познавательную мотивацию
(дидактический театр, дискуссия,
театральная постановка, диалог,
групповая работа или в парах,
игры);
o
Способствует формированию
толерантности и навыков поведения
в изменяющейся поликультурной
среде;
Проектирует ситуации и события,
развивающие эмоциональноценностную сферу ребенка
(культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).
РЕЗЕРВ – 2 часа
22