Использование технологии кроссворда на внеурочном занятии в 5 классе
04.10.2023
Т.В. Карпова, учитель русского языка и литературы
Разработка внеурочного мероприятия по русскому языку в рамках декадника гуманитарных наук.
Использованная литература: «Занимательные материалы по русскому языку» Арсирий А.Т.
Цель: разработать мероприятие с использованием технологии кроссворда.
Форма урока: игра.
Задачи: предметные:
- научить пятиклассников работать с кроссвордами,
- закрепить лексические понятия «синонимы» и «антонимы»,
- работать с орфографией слов.
Метапредметные:
- ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности
- учиться работать с полученным заданием: прочитать, осознать, аккуратно выполнить;
- обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов;
Личностные:
- эффективно работать в группе, совместными действиями достигать результата;
- осознавать свой вклад в общий результат;
- дружелюбно общаться при работе в группе;
- представить работу и оценить свою деятельность, ее эффективность, а также работу группы.
Ход занятия.
1.Учитель: - Ребята, совсем недавно мы с вами работали с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Вы составляли кроссворды по темам «Обмундирование солдат времен Отечественной войны 1812 года», по материалам стихотворения М.Лермонтова «Бородино» и отрывка из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» - «Петя Ростов». Значит, вы уже умеете работать с кроссвордом и даже его составлять. Давайте поиграем в кроссворд на нашем занятии, связанном с предметом «русский язык».
Кроссворд (в переводе с английского языка «crossword» - пересечение слов) – головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.
- Как мы разгадываем кроссворды?
- (возможные ответы) К каждому слову дается текстовое определение, в описательной или вопросительной форме, указывающее некое слово, которое является ответом.
2.Итак, начнем. На уроках русского языка мы изучали тему лексических групп: синонимы, антонимы. Поработаем с ними в форме кроссворда. Вы получаете задание - решить в группе 2 кроссворда. Работаете карандашом.
Сначала вам нужно подобрать синонимы к указанным словам. Если вы сделаете это правильно, то получится АКРОСТИХ – слово не по горизонтали, а по вертикали. Особенностями этих кроссвордов является их горизонтальное исполнение. Затем вы показываете получившуюся работу и получаете другой кроссворд по антонимам.
(В процессе работы ребята делятся на группы по 2-4 человека, кроссворды даны в 2 вариантах (см.Приложение). Учитель ходит и смотрит, как выполняется работа, помогает, отвечает на вопросы, корректирует записи при необходимости, выдает следующий кроссворд).
3. Итоги урока:
- Ребята, чему вы научились в процессе работы?
(возможные ответы)
- Повторили, что такое синонимы и антонимы. Поработали с кроссвордами – это интересное занятие. Увидели, как можно их составить горизонтально. Правильно записывали слова, узнали новые слова. Интересно было работать в группе. Было необычное занятие, на котором мы занимались русским языком и осваивали технологию кроссворда.
Домашнее задание: составить похожие кроссворды дома на темы грамматики русского языка.